Задачи, объекты и методы исследования растениеводства
Растениеводство — наука о полевых растениях и приемах их возделывания. Объекты ее исследования - полевые культуры. Она решает следующие задачи: изучение закономерностей формирования урожая, выявление резервов увеличения производства экологически чистой высококачественной продукции, разработка теорий и технологий получения высокой урожайности возделываемых культур при наименьших затратах труда, средств и энергии. Растениеводство изучает также морфологические признаки и биологические особенности культурных растений, их видов и разновидностей, сортов и гибридов.
Сельское хозяйство — сложное комплексное производство. Оно имеет две основные отрасли, производящие продукцию, — растениеводство и животноводство. Другие отрасли сельскохозяйственного производства — механизация, химизация, мелиорация, переработка и т. д. — призваны обслуживать растениеводство и животноводство, сами же органическую продукцию не создают.
Растениеводство строится на принципах (законах) биологической науки, изучающей особенности развития растений, их требования к условиям среды. К. А. Тимирязев указывал, что для получения высокого урожая надо знать требования растений и уметь их удовлетворять. Без глубокого знания биологии растений невозможна разработка правильной агротехники. Широко используются в растениеводстве знания многих смежных наук — земледелия, почвоведения, агрохимии, физиологии растений, селекции и семеноводства, микробиологии, химии, физики, экономики, а также новых электронно-вычислительных систем и др.
Растениеводство имеет свои методы исследования. Только правильно поставленный опыт обеспечивает получение достоверных результатов, которые можно с уверенностью рекомендовать практике.
Критерием ценности любого эксперимента, проводимого в тщательно учитываемых условиях, служат степень достоверности результатов, проверяемая математически, возможность их повторения и обобщения, применимость на практике, экономическая эффективность и экологическая безопасность. В растениеводстве применяют полевой, вегетационный и лабораторный методы исследований.
Основной метод исследований — полевой опыт. Он позволяет решать многие практические вопросы агротехники, например способы обработки почвы, применения удобрений, сроки посева семян, ухода за растениями и уборки урожая, определения эффективности комплексов отдельных приемов возделывания культур, а также подбора сортов. Полевые опыты закладывают на опытных полях научных учреждений на участках с выровненным плодородием и рельефом. Проводят их на делянках размером 10—25 м2 и более при 4—6-кратной повторности.
Разновидностью полевого опыта являются географические опыты и опыты по сортоиспытанию, закладываемые одновременно во многих пунктах по единым схемам и методикам, обеспечивающим обобщение результатов.
Для предварительного изучения вопросов, решение которых на больших площадях затруднительно или связано с риском, закладывают микрополевые опыты. Проводят их на небольших делянках при малом числе повторностей.
Вегетационный опыт - аналитический метод исследования лабораторного типа с элементами синтеза. Растения в вегетационном опыте выращивают в специальных помещениях (фитотроны, вегетационные домики и др.) в сосудах, наполненных почвой, прокаленным песком или раствором солей (водные культуры). Ценность вегетационного метода заключается в возможности вычислить действие изучаемых факторов, устранив при этом влияние других.
Для изучения действия факторов внешней среды, различных биохимических и физиологических процессов, а также для генетических и селекционных исследований используют камеры искусственного климата, где систематически учитывают и регулируют исследуемые режимы.
Лабораторные методы исследований — это разнообразные биометрические, физиологические, агрохимические, микробиологические и другие анализы, проводимые по соответствующим методикам. Применяют их для объяснения результатов, полученных в полевом опыте. Например, определение плодородия почвы, плодородия поля (участка), структуры урожая, качества растительной продукции (содержание сахара, жира, белков, волокна и др.).
Применение метода меченых атомов позволяет изучать многие сложные физиологические процессы, происходящие в растениях (пути и скорость передвижения элементов питания у вегетирующих растений и др.).
Производственный опыт - метод изучения различных аспектов растениеводства в производственных условиях, позволяющих дать практическую оценку данным, полученным в полевом опыте, и выявить их производственную применимость, экономическую экологическую оценку. Производственные опыты проводят на делянках площадью 1-2 га с применением полной производственной технологии при двукратной повторности.
Принципы классификации полевых культур
Полевые культуры различают не только по ботаническим признакам (семейство, род, вид, разновидность и др.), но и по биологическим особенностям, их требовательности или устойчивости к экологическим факторам и хозяйственному назначению.
По продолжительности жизни растения делят на однолетние, двулетние и многолетние (3 года и более).
По способу опыления полевые растения разделяют на самоопыляющиеся (пшеница, ячмень, горох и др.) и перекрестноопыляющиеся (рожь, кукуруза, гречиха, подсолнечник, люцерна и др.). У последних - пыльца переносится насекомыми или ветром.
По продолжительности цветения различают растения с коротким периодом цветения и дружным созреванием, с длинным периодом цветения и с растянутым периодом созревания. Это свойство обусловлено особенностями роста. У растений первой группы (пшеница, подсолнечник, лен и др.) соцветия образуются в результате дифференциации точки роста стебля; после цветения у таких растений рост прекращается. У растений второй группы (гречиха, горох, бахчевые, люцерна и др.) соцветия образуются в пазухе листьев, а точка роста стебля может формировать вегетативные и генеративные органы до конца вегетации (до наступления засухи или заморозков).
По продолжительности вегетационного периода однолетние полевые культуры делят на растения с коротким периодом вегетации – 60-80 дней (горох, ячмень, гречиха и др.), со средним — 90- 110 (яровая пшеница, овес, лен, горчица и др.) и длинным - 120-140 дней (сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза и др.). Озимые хлеба вегетируют 280-340 дней (включая период перезимовки).
По развитости корней различают растения с сильно-, средне- и слаборазвитой корневой системой. Сильноразвитую корневую систему, проникающую в глубь почвы до 2,5 м и более, имеют люцерна, сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза и др.; среднеразвитую (до 1,0-1,5м)— пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, картофель и др.; слаборазвитую (0,7-0,9 м) - гречиха, фасоль, лен и др.
По площади питания, необходимой для нормального роста растений, культуры делят на три группы. Наибольшую площадь питания (1,0-2,5 м2 в среднем на растение) требуют бахчевые культуры (кормовой и столовый арбуз, тыква, кабачок); довольно большую (0,15-0,20 м2) - пропашные культуры (свекла, кукуруза, подсолнечник и др.), высеваемые широкорядным (с междурядьями 45, 60, 70, 90 см), квадратным (45 х 45, 60 х 60 см и т. п.) или ленточным (45-15, 60—15см) способом. Небольшую площадь питания (0,002 м2/растение) требуют культуры сплошного посева, высеваемые обычным рядовым (15см), узкорядным (7,5см), пере крестным или безрядковым способом.
По отношению к реакции почвенного раствора выделяют три группы культур: требующие нейтральной или слабощелочной реакции (рН 7,0—7,5 до 8,0) — сахарная свекла, конопля, люцерна и др.; требующие нейтральных или слабокислых почв (рН 6,0-7,0) - пшеница, ячмень, кукуруза, зернобобовые (кроме люпина), подсолнечник, клевер и др.; малотребовательные к реакции почвенного раствора (рН 5,0—7,5) — рожь, овес, гречиха, просо и др.
По устойчивости к засолению почвы культуры разделяют на солеустойчивые (выдерживающие содержание солей до 0,7-0,9 %) — сахарная свекла, арбуз, тыква, люцерна, донник и др.; среднеустойчивые (0,4-0,6 %} — пшеница, ячмень, просо, рожь, сорго и неустойчивые — овес, горох, гречиха, кукуруза и др.
По отношению к питательным веществам растения группируют соответственно их химическому составу. Высокобелковые культуры больше потребляют азота и фосфора, сахар- и крахмалосодержащие - много калия, масличные и прядильные — много азота, фосфора и калия.
Различают также культуры, обогащающие (бобовые) и обедняющие (злаки и др.) почву азотом.
По отношению к теплу культуры делят на теплолюбивые, происходящие из тропиков, неустойчивые к холодам и заморозкам, не имеющие озимых форм (просовидные злаки, соя, фасоль, бахчевые и др.), и малотребовательные к теплу - выходцы из умеренного климатического пояса, сформировавшиеся в условиях смены теплого и холодного сезонов и выработавшие потребность в пониженной температуре для яровизации, отличающиеся холодо- и морозостойкостью, имеющие как яровые, так и озимые формы (колосовые хлеба, ранние зернобобовые, корнеплоды, крестоцветные масличные, лен, многолетние травы и др.). Выделяют также промежуточную группу среднетребовательных к теплу растении (картофель, сахарная свекла, люпин и др.).
Как правило, теплолюбивые культуры требуют поздневесеннего или летнего срока посева, среднетребовательные к теплу среднего, а малотребовательные — ранневесеннего, осеннего (озимые) или подзимнего срока посева. По устойчивости к высоком (35-40 °С) температуре выделяют группу жаростойких растений (сорго, просо, могар, нут и др.), которых больше среди теплолюбивых культур.
Потребность культуры в тепле и теплообеспеченность региона выражают суммой биологически активных среднесуточных температур (более 10°С). Зная ее, можно заранее предвидеть, вызреем ли культура (сорт) в данном регионе.
По отношению к влаге среди полевых культур выделяют засухоустойчивые (экономно расходующие влагу — сорго, просо, кукуруза, нут, чина, сахарная свекла, подсолнечник, житняк и др.) и влаголюбивые (типичные хлеба, картофель, рапс, гречиха, кормовые бобы, вика и др.).
Потребность растений во влаге измеряют количеством воды (в граммах), необходимым для создания одного грамма сухого вещества. Эту величину называют транспирационным коэффициентом (ТК). В зависимости от вида и сорта растения, а также почвенно-климатических условий и погоды ТК изменяется в широких пределах: для озимой пшеницы он составляет 300-450, кукурузы — 230-300, гороха - 400-550, сахарной свеклы — 240-300.
Потребность в воде изменяется по фазам развития растения. Периоды наибольшей потребности растений в воде называют критическими. Для озимой и яровой пшеницы, ржи, ячменя и овса критические периоды — выход в трубку — колошение, для сорго, проса — выметывание — налив зерна, для кукурузы — цветение — молочное состояние зерна, для зерновых бобовых и гречихи -цветение, для картофеля — цветение — клубнеобразование.
Установлено, что оптимальная влажность в корнеобитаемом слое для большинства растений находится в пределах 60-80 % НВ, а в период наибольшего развития ассимиляционного аппарата и интенсивного роста — в пределах 70—80 % НВ.
По реакции на длину дня (фотопериодизм) культуры делят на растения короткого и длинного дня. У растений короткого дня (просо, кукуруза, подсолнечник, соя и др.) ускоренное созревание происходит при коротком дне (10-12 ч), а у растений длинного дня (пшеница, овес, горох, лен и др.) — при длинном (14-16ч). Это связано с тем, что у этих групп растений накопление и перемещение углеводов происходят по-разному: у растений длинного дня они идут интенсивнее на длинном дне, главным образом в дневные часы, а у растений короткого дня — на умеренно коротком дне в ночные часы. Существуют и фотопериодически нейтральные растения (фасоль обыкновенная, нут, гречиха и др.).
Группировка полевых культур по хозяйственному назначению.
Рассматриваемые в курсе около 100 полевых культур отличаются по ботаническим, биологическим и хозяйственным признакам, по виду продукции, особенностям возделывания и размещения в севооборотах, по степени механизации, способам и срокам уборки и другим показателям. Для удобства изучения разнообразных полевых культур они разделены по производственному признаку на три группы: зерновые, технические (масличные, прядильные, крахмало-, сахаросодержащие и др.) и кормовые, которые, в свою очередь, делят на подгруппы (табл.1).
1. Производственная и ботанико-биологическая группировка полевых культур
Группа | Биологические подгруппы | Полевые культуры |
I. Зерновые | ||
I. Зерновые | 1. Зерновые злаковые хлеба 2. Просовидные хлеба 3. Зернобобовые 4. Прочие зерновые | Пшеница, рожь, ячмень, овес Кукуруза, просо, сорго, рис, чумиза Горох, бобы, чечевица, соя, чина, фасоль, нут, люпин, вика Гречиха, амарант и др. |
II. Технические | ||
1. Масличные | 1. Жиромасличные
2. Эфиромасличные | Подсолнечник, сафлор, горчица, рапс, рыжик, клещевина, кунжут, мак, соя, сурепица, лен, арахис, перилла, ляллеманция Кориандр, анис, тмин, мята перечная, шалфей мускатный, лаванда, фенхель |
2.Прядильные (волокнистые) | 1. Растения с волокнами на семенах 2. Растения с волокном в стебле (лубоволокнистые) 3. Растения с волокном в листьях | Хлопчатник
Лен прядильный, конопля, кенаф, джут, канатник, кендырь, и др Юкка, новозеланский лен |
3.Сахаросодержащие | 1.Корнеплоды 2. Другие сахароносы | Сахарная свекла Сахарный тростник и др. |
4.Крахмалосодержащие | Клубнеплоды | Картофель |
5.Инсулиносодержащие | Корне- и клубнеплоды | Цикорий, топинамбур, топинсолнечник |
6. Наркотические, лекарственные | Лекарственные, Наркотические и др. | Опийный мак, валериана, дигиталис, табак, махорка, ромашка долмацкая, хмель, белладонна |
III. Кормовые | ||
7. Кормовые культуры |
однолетние Двулетние Многолетние
Кормовые Пищевые Технические
Бобовые Злаковые 5. Многолетние травы: Бобовые Злаковые | Кукуруза, сорго, подсолнечник Кормовая капуста, кольраби Борщевик, горец Вейриха и др. Кормовая свекла, морковь, брюква, турнепс, репа
Арбуз кормовой, тыква, кабачки Арбуз столовый, дыня, тыква, кабачки Люффа
Вика, сараделла, пелюшка, клевер и др. Суданская трава, могар, чумиза, райграс
Клевер, люцерна, эспарцет, лядвенец и др. Тимофеевка, овсяница, житняк, кострец, пырей и др |
- Введение
- Основы производства растениеводческой продукции Растениеводство как биологическая основа агрономии
- Задачи, объекты и методы исследования растениеводства
- Контрольные вопросы
- 1.2. Условия жизни сельскохозяйственных культур и способы их регулирования Основные законы земледелия
- Факторы жизни растений
- 2. Классификация факторов, определяющих рост, развитие растений, урожай и его качество
- Контрольные вопросы
- 1.3. Особенности растениеводства как отрасли сельскохозяйственного производства Технологии растениеводства
- 3. Площадь сельскохозяйственных угодий, млн.Га
- 4. Урожайность сельскохозяйственных культур (ц/га)
- Агротехника растениеводства
- Контрольные вопросы
- 1.4. Обработка почвы в технологии растениеводства
- Задачи обработки почвы
- Научные основы обработки почвы
- Технологические операции
- Способы механической обработки почвы
- Приемы механической обработки почвы
- Системы обработки почвы
- Технология отвальной обработки почвы
- Технология безотвальной обработки почвы
- 1.5. Приемы поверхностной обработки почвы Посев сельскохозяйственных культур
- Предпосевная обработка почвы
- Посев сельскохозяйственных культур
- Контрольные вопросы
- 1.6. Особенности обработки почвы в технологии растениеводства Специальные приемы обработки почвы
- Минимальная обработка почвы
- Система обработки почвы и виды паров
- Контрольные вопросы
- В чем заключаются специальные приемы обработки почвы?
- Глава 2. Почва, ее состав и свойства Понятие о почве и ее плодородии
- Образование почв
- Основные свойства почвы
- Глава 3. Основные типы почв россии и их сельскохозяйственное использование
- Морфология почв
- Глава сорные растения и меры борьбы с ними понятие о сорных растениях
- Агробиологические группы сорных растений
- Способ учета сорных растений и пороги их вредоносности
- Классификация мер борьбы с сорняками
- Предупредительные мероприятия
- Истребительные мероприятия
- Севообороты
- 11. Ротационная схема севооборота
- Научные основы чередования культур
- Принципы проектирования севооборотов
- Предшественники и их агротехническая оценка
- Классификация севооборотов
- Введение и освоение севооборотов
- 13. Структура и содержание современных систем земледелия
- Глава вредители и болезни сельскохозяйственных растений и меры борьбы с ними
- Вредители растений
- Болезни растений
- Методы защиты растений от вредителей и болезней
- Глава Зерновые культуры
- 2.1 Общая характеристика зерновых хлебов Морфологические особенности зерновых злаковых культур
- 7. Химический состав зерна злаков (по е.Д. Казакову), %
- Родовые отличия хлебов 1 и 2 групп Отличия хлебных злаков по соцветиям
- 8. Морфологические и биологические особенности хлебов 1 и 2 группы
- Жизненный цикл зерновых хлебов
- 4. Набухание колосового влагалища
- 2.2. Озимые хлеба Биологические формы хлебов
- Народно-хозяйственное значение озимых
- Закалка и зимостойкость озимых
- Рожь (Seса1е сегеа1е l.)
- Тритикале (Triticale)
- 9. Примерная технологическая схема возделывания озимой пшеницы в Ульяновской области
- 2.3. Ранние яровые зерновые культуры
- 10. Отличие мягкой и твердой пшеницы по колосу и зерну
- 11. Примерная технологическая схема возделывания яровой пшеницы в Ульяновской области
- Яровой ячмень (Hordeum sativum j.)
- Р ис. 41. Схема расположения зерна у многорядного ячменя
- Плоскорезную обработку проводят на почвах, подверженных ветровой эрозии. Осеннюю обработку почвы осуществляют плоскорезами.
- Контрольные вопросы и задания
- 2.4 Поздние яровые культуры Кукуруза (Zea mays)
- Классификация кукурузы
- Биологические особенности
- 13. Число листьев на растениях кукурузы разных групп скороспелости
- В системе основной обработки почвы под зябь следует применять:
- 14. Примерная технологическая схема возделывания кукурузы
- Просо (Panicum miliaceum l.)
- Ботаническое описание
- Классификация проса
- 16. Отличительные признаки подвидов проса обыкновенного
- Особенности агротехники
- 17. Примерная технологическая схема возделывания проса в Ульяновской области (после пласта многолетних трав)
- Народнохозяйственное значение
- Классификация сорго
- Биологические особенности сорго
- Ботаническое описание
- Классификация риса
- Биологические особенности
- Гречиха(Fagopyrum esculentum)
- 20. Отличительные признаки видов гречихи
- Зерновые бобовые культуры
- 22.Химический состав и питательная ценность зёрен бобовых культур
- 3.1. Общая характеристика зерновых бобовых культур Морфологические особенности бобовых культур
- 23. Отличительные признаки семян зерновых бобовых культур
- 24. Отличительные признаки листьев зерновых бобовых культур
- 25. Отличительные признаки цветков зерновых бобовых культур
- 26. Отличительные особенности плодов зерновых бобовых культур
- Фазы роста зерновых бобовых культур
- 3.2 Горох (Рisum sativum l.) Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- Классификация гороха
- 27. Отличительные признаки видов гороха
- Особенности роста, требования к факторам внешней среды
- Технология возделывания гороха
- 28. Примерная технологическая схема возделывания гороха в Ульяновской области
- Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- Требования к факторам внешней среды
- Технология возделывания сои
- 3.4. Кормовые бобы (FаЬа Vиlgаris Моепsh) Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- Требования к факторам внешней среды
- 3.5. Фасоль (Phaseolus l.) Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения
- Требования к факторам внешней среды
- Технология возделывания
- 3.6. Люпин
- Народно-хозяйственное значение
- Особенности роста и развития
- Классификация люпина
- 30. Характеристика основных видов люпина
- Требования к факторам внешней среды
- 3.7. Чечевица (Lens culinaris Medik) Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- Особенности биологии
- 3.8. Чина посевная (Lathyrus l.) Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- 3.10. Вика (Вика посевная или яровая, — Vicia sativa l.) Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- Требования к факторам внешней среды
- Контрольные вопросы по 3 главе «Зерновые бобовые культуры»
- Клубнеплоды
- 4.1. Картофель (Solanum tuberosum l.) Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- Анатомическое строение клубня
- Особенности роста и развития
- Биологические особенности
- Технология возделывания
- 38. Примерная технологическая схема возделывания картофеля в Ульяновской области
- 4.2. Топинамбур или Земляная груша
- Народнохозяйственное значение
- Особенности строения растений
- Биологические особенности
- 39. Примерная технологическая схема возделывания топинамбура
- Контрольные вопросы по 4 главе «Клубнеплоды»:
- Корнеплоды
- 5.1. Общая биологическая характеристика корнеплодов
- Определение корнеплодов по семенам
- 40. Отличительные признаки семян корнеплодов
- Определение корнеплодов по всходам и настоящим листьям
- 41. Отличительные признаки всходов и настоящих листьев корнеплодов
- Определение корнеплодов по корням
- 42. Отличительные признаки корней корнеплодов
- Анатомическое строение корня
- Определение корнеплодов по цветкам
- 43. Признаки цветков корнеплодов
- Рост и развитие корнеплодов
- 5.2. Сахарная свекла
- Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- Особенности роста и развития
- Требования к факторам внешней среды
- Технология возделывания
- 44. Примерная технологическая схема возделывания сахарной свеклы в Ульяновской области
- 5.3. Кормовая свекла
- Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения
- Технология возделывания
- 5.4. Кормовая морковь (Daucus carota l) Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения
- Требования к факторам внешней среды
- 5.5. Брюква
- Турнепс
- Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения
- Требования к факторам внешней среды.
- Контрольные вопросы по 5 главе «Корнеплоды».
- Масличные и эфиромасличные культуры
- 6.1. Общая характеристика масличных культур Определение масличных растений по плодам и семенам
- 45. Отличительные признаки плодов и семян масличных растений
- Определение масличных растений по всходам
- 46. Отличительные признаки всходов масличных растений
- 47. Отличие масличных растений по стеблям
- 48. Отличие масличных растений по листьям
- 49. Отличие масличных растений по соцветиям и цветкам
- 50. Фазы роста масличных растений
- 6.2. Подсолнечник (Неliantus аппииs l.) Народно-хозяйственное значение
- Классификация подсолнечника
- 51. Отличительные признаки групп подсолнечника
- Требования к факторам внешней среды
- Интенсивная технология возделывания
- 53. Примерная технологическая схема возделывания подсолнечника в Ульяновской области
- 6.3. Горчица
- (Сизая или сарептская — Brassica juncea c.;
- Белая — Sinapis alba l.)
- Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- Требования к факторам внешней среды
- 6.4. Рапс (озимый — Вrassica париs оlеifera biепnis d.С.; яровой — Вrassica париs оlеifera аппиа Меtg.)
- Особенности строения растения
- 6.5. Клещевина (Ricinus communis l.) Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- 6.6. Сафлор (Carthamus tinctorius l.) Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- 6.7. Кунжут
- Народно-хозяйственное значение
- Кунжут относится к семейству кунжутных – Pedaliaceae.
- Зрелые коробочки раскрываются продольными створками, причем ложные перегородки, хорошо развитые, удерживают семена от осыпания, а плохо развитые не удерживают семян, и они осыпаются (рис.192).
- 6.8. Другие масличные культуры
- Ляллеманция (Lallemantia iberica)
- Перилла (сузда) (Perilla frutescens Brit.)
- Арахис (Arachis hypogaea l)
- 6.9.Эфиромасличные растения
- 56. Отличие плодов эфирномасличных растений
- Определение эфирномасличных растений по всходам
- 56. Отличие эфирномасличных растений по всходам
- 57. Отличие эфирномасличных растений в цветущем состоянии
- Кориандр (Coriandrum sativum l.)
- Анис (Pimpinella anisum l.)
- Тмин (Carum carvi l.)
- Фенхель (Foeniculum vulgare l.)
- Мята перечная (Mentha piperita l.)
- Шалфей мускатный (Salvia sclarea l.)
- Контрольные вопросы по 6 главе «Масличные и эфиромасличные культуры»
- Прядильные культуры
- 7.1. Хлопчатник (Gossipium l.) Народно-хозяйственное значение
- Биологические особенности
- Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- Классификация льна
- 59. Признаки важнейших подвидов культурного льна
- 60. Основные признаки групп разновидностей культурного льна
- Анатомическое строение стебля
- Требования к факторам внешней среды
- Технология возделывания
- 7.3. Конопля (Саппаbis sativa l.) Народно-хозяйственное значение
- Особенности строения растений
- 61. Отличительные признаки поскони и матерки
- Анатомическое строение стебля
- Требование к факторам внешней среды
- Канатник (Abutilon Avicennae g.)
- Контрольные вопросы по 7 главе «Прядильные культуры»
- Овощные культуры
- 11.1. Общая характеристика овощных культур Ботаническая классификация овощных растений
- 11.2. Овощные культуры капустной группы Народно-хозяйственное значение
- 68. Химический состав капусты
- Морфологическое описание
- Биологические особенности
- Рекомендуемые сорта и гибриды
- 11.3. Луковые овощные культуры
- Лук репчатый (Allium cepa l.) Морфологическое описание
- Технология выращивания
- Чеснок (Allium sativum l.)
- Биологические особенности выращивания чеснока
- Контрольные вопросы
- 11.4. Овощные культуры семейства пасленовых
- 70. Химический состав томата, перца, баклажана и физалиса
- Биологические особенности томата
- Технология возделывания
- Биологические особенности возделывания
- Перец (Capsicum annuum l.)
- Биологические особенности
- Технология возделывания
- 11.5. Овощные культуры семейства тыквенных
- 71. Химический состав плодов бахчевых растений, кабачка и патиссона
- Огурец (Cucumis sativus l.)
- Биологические особенности возделывания
- Кабачок и патиссон
- Морфологические особенности
- Биологические особенности выращивания
- Бахчевые культуры
- Арбуз столовый (Citrullus vulgaris Schrad.)
- Отличие основных видов арбуза
- Дыня ( Cucumis melo l.)
- Дыня представлена многими видами. У нас распространены -
- Тыква (Cucurbita l.)
- Биологические особенности бахчевых культур
- Агротехника выращивания
- Плодовые и ягодные культуры
- 12.1. Классификация растений в плодоводстве
- Биологическая характеристика основных возделываемых плодовых культур
- 12.2.1. Семечковые
- Яблоня (Malus Mill.)
- Груша (Pyrus l.)
- 12.2.2. Косточковые Вишня обыкновенная (Cerasus vulgaris Mill.)
- Черешня (Cerasus avium l. Moench)
- Слива домашняя (Prunus domestica l.)
- Абрикос (Armeniaca Mill.)
- Персик (Persica Mill.)
- 12.2.3. Ягодники Земляника (Fragaria l.)
- Малина (Rubus idaeus)
- Смородина (Ribes l.)
- Крыжовник (Grossularia Mill.)
- Строение плодовых и ягодных растений и их морфологические особенности
- 12.4 Закономерности роста и развития и плодоношения
- Индивидуальное развитие растений (онтогенез)
- Малый жизненный цикл развития (годовой)
- 72. Фенологические фазы и развития яблони
- Биологические основы закономерностей роста и развития надземной части
- Закономерности роста и развития корневой системы
- Закономерности плодоношения
- Контрольные вопросы
- 12.5. Влияние факторов внешней среды на свойства плодовых и ягодных растений
- Контрольные вопросы
- 12.6. Способы размножения плодовых и ягодных растений, выращивание посадочного материала Способы размножения
- Плодовый питомник, его назначение, структура
- Контрольные вопросы
- 12.7. Технология производства плодов
- 73. Ориентировочные дозы внесения удобрений под интенсивные семечковые сады
- 74. Рекомендуемые дозы удобрений под плодовые и ягодные культуры
- Защита плодовых и ягодных растений от болезней и вредителей
- Обрезка и формирование кроны плодовых деревьев
- Уборка, хранение и переработка плодов и ягод
- 12.8. Ягодные культуры, технология возделывания
- Основы семеноводства
- 13.1. Основы селекционно-семеноводческой работы
- Категории семян
- Общие требования к семенам
- 13.2. Теоретические основы семеноводства
- Способы размножения культуры
- Образование семян и их развитие
- Причины ухудшения сортовых семян и сохранение чистоты сорта
- 13.3. Семеноводство в условиях агропромышленного комплекса Организация семеноводства
- 75. Система семеноводства
- Первичное семеноводство
- 13.4. Технология производства высококачественных семян
- Влияние экологических и агротехнических условий выращивания семян на урожайные свойства и качество
- 76. Факторы, влияющие на качество продукции
- Сроки и способы уборки семенных посевов
- Сущность послеуборочного дозревания и покоя семян
- Подготовка семян к хранению
- 77. Предельная влажность семян, предназначенных для закладки на стационарное хранение различной продолжительности, %*
- 78. Срок допустимого хранения (сут) свежеубранных семян
- 13.5. Сортовой и семенной контроль
- Полевая апробация сортовых посевов
- Грунтовой сортовой контроль
- Лабораторный сортовой контроль
- Семеноведение
- 14.1. Отбор средних образцов семян
- 79. Масса партий (контрольных единиц) и средних образцов семян
- 80. Число мешков, выделяемых для отбора точечных проб
- Этикетка к средней пробе, отобранной по акту ___ от________200__ г.
- 14.2. Посевные качества семян Определение чистоты семян
- Все, что прошло через решето, относят к отходу. У пленчатых культур щуплые семена дополнительно выделяют прощупыванием каждого семени шпателем, их также можно выделить на воздушном классификаторе.
- Определение силы роста семян
- Определение жизнеспособности семян
- Определение массы 1000 семян
- Определение влажности семян
- Литература
- Содержание
- Глава 1 Агробиологические основы производства продукции растениеводства …….... 4
- Основные законы земледелия (10). Факторы жизни растений (10). Факторы управления развитием растений (12).
- Глава 2. Зерновые культуры ………………………………………………………………… 41
- Морфологические особенности (41). Химический состав зерна (44). Родовые отличия хлебов первой и второй групп (45). Жизненный цикл зерновых хлебов (48).
- 2.3. Ранние яровые культуры ………………………………………………………………… 80
- 2.4 Поздние яровые культуры ……………………………………………………………… 119
- 2.5. Особенности формирования качества урожая зерновых культур …………….….. 196
- 3.1. Общая характеристика зерновых бобовых культур ………………………………..….…. 204
- 3.2. Горох …………………………………………………………………………………..…… 214
- Народно-хозяйственное значение (258). Особенности строения растений (258). Классификация вики (260). Требования к факторам внешней среды (261).Технология возделывания (262).
- Глава 4. Клубнеплоды ……………………………………………………………………….. 269
- Глава 5. Корнеплоды
- Глава 6. Масличные и эфирномасличные культуры …………………………………… 346
- 6.10.Особенности формирования качества урожая масличных культур……………… 390
- Глава 7. Прядильные культуры ………...……………………………………………….… 395
- 7.1. Хлопчатник ………………………………………………………………………………. 395
- 7.3. Конопля ……………………………………………………………………………………. 413
- Глава 8. Наркотические культуры и хмель………….…………………………………… 427
- 8.1. Табак ………………………………………………………………………………………..427
- 8.2.Махорка ……………………………………………………………………………………. 431
- 8.3.Хмель ……………………………………………………….………………………………. 434
- Глава 9. Кормовые травы …………...………………………………………………………. 439
- 9.1 Общая характеристика бобовых трав …………………………………………………. 439
- 9.2. Бобовые кормовые травы ………………………………………………………………. 442
- 9.3. Общая характеристика злаковых трав ………………………………………………. 466
- 9.4. Колосовые злаковые травы ……………………………………………………………. 468
- 9.5. Метельчатые злаковые травы ……………………………………………………….… 472
- Глава 10. Новые кормовые растения …...…………………………………………………. 485
- Глава 11. Овощные культуры………………………………………………………………. 488
- Ботаническая классификация овощных растений (488). Размножение овощных культур (489).
- Лук репчатый…………………………………………………………………………. 499
- 11.4. Овощные культуры семейства пасленовых…………………………………………..509
- 11. 5 Овощные культуры семейства тыквенных………..………………………………. 521
- Глава 12. Плодовые и ягодные культуры …………………………………………………. 549
- 12.8. Ягодные культуры, технология возделывания …………………………………… 625
- Глава 13. Основы семеноводства ………………………………………………………….…630
- Глава 14. Семеноведение …………………………………………………………………….. 658
- Технология производства продукции растениеводства