logo
Ответы на вопросы по теоретическому ГЭК

9. Требования к управленческим кадрам на современном этапе развития экономики. Профессиональные, личностные морально-этические качества.

Кадры решают если не все, то очень многое, и забывать об этом не следует. Именно они вырабатывают цели, обеспечивают нормальное функционирование объекта управления и решение поставленных задач. Особенно возрастает роль кадров управления в условиях рыночных отношений, когда сфера их ответственности значительно расширяется.

Кадры управления – это совокупность работников предприятия, занятых управленческим трудом. Для управления современным агропромышленным производством требуются менеджеры и специалисты широкого профиля: агрономы, зооинженеры, ветврачи, экономисты, юристы и т.д.

В зависимости от места в организационной структуре руководителей принято подразделять на линейных и функциональных. К линейным относятся руководители предприятий и их заместители, к функциональным – руководители отдельных служб, секторов, отделов и их заместители.

В условиях рынка особо значима роль руководителей в разработке и претворении в жизни стратегии предприятия, в создании из имеющихся компонентов производства единого целого.

Одно из решающих направлений в работе с персоналом – выработка и реализация кадровой политики. Она включает совокупность принципов и вытекающих из них методов работы с кадрами управления и направлена на обеспечение производства менеджерами, обладающими необходимыми профессиональными знаниями и навыками.

Роль руководителей и специалистов в управлении далеко не одинакова.

Руководитель – это профессия, но особого рода, совсем не напоминающая работу агронома или инженера. Только руководителю принадлежит функция принятия решения. На нем лежат, и такие обязанности как представительствовать, инструктировать, поддерживать контакты, информировать, отчитываться, рисковать, ликвидировать прорывы на производство, вскрывать резервы, вести переговоры.

Руководитель не может быть ″универсальным гением״, но у него есть свое специфическое занятие. Руководитель побуждает, направляет, организует людей на выполнение работы, но не более того. Его единственным инструментом является слово.

Роль специалистов иная. Особенно велика она в разработке и совершенствовании технологии, планировании, внедрении научной организации производства, труда и управления, анализе производственно – финансовой и хозяйственной деятельности, разработке предложений по ее улучшению, контроле над ходом технологических процессов, обучении кадров.

Деловые качества выражаются в способности руководителя определять цели и задачи коллектива, организовывать работу, создавать деловую обстановку и благоприятный психологический климат. К деловым качествам можно отнести профессионализм, предприимчивость, бережливость, оперативность.

Важнейшими элементами организаторских способностей является ответственность, которую часто называют стержнем, связывающим воедино все другие качества. Ответственность – это свойство человека, проявляемое только в активной самостоятельной деятельности.

Одно из важнейших деловых качеств руководителей – предприимчивость, которая, однако, должна быть разумной. Существенный элемент предприимчивости – наличие ситуации выбора. Не бывает безвыходных ситуаций и задача руководителя найти их.

Лучшие качества весьма разнообразны и подразделяются на несколько групп: интеллектуальные, нравственные, импульсивно – волевые.

Интеллектуальные качества: эрудиция, память, широта интересов, интуиция, умение логично излагать и т.д.

Нравственные качества – это порядочность, честность, обязательность, вежливость и т.д.

Импульсивно – волевые качества – это самообладание, выдержка, решительность, твердость характера.

Личные качества поддаются тренировке и развитию.

охрана труда