logo search
Ответы на вопросы по теоретическому ГЭК

6. Управленческие решения: сущность, виды, технология разработки, принятия и реализации новых решений.

Под управленческим решением понимают выбор способа, действий, гарантирующего достижение поставленной цели. Это обдуманный выбор одного из возможных вариантов поведения.

Управленческие решения на производстве всегда связаны с факторами времени и риска, действующими в противоположных направлениях. Принятие решений с меньшей степенью риска приводят к увеличению затрат времени на его подготовку. Возникает опасность несвоевременных действий, что может нанести большой ущерб. Действовать быстро и решительно – не только права, но и обязанности руководителя, облаченного бременем ответственности.

Управленческие решения классифицируют по нескольким взаимосвязанным признакам:

- субъектам управления (государственные, хозяйственные организации, общественные организации)

- продолжительности действия

- масштабности решаемых вопросов

- объекту воздействия

- сфере действия

- функциональной направленности

- причинам возникновения

- характеру действия.

По степени информированности руководителей выделяют 3 группы решений:

- принимаемые в условиях определенности, когда все факторы более или менее известны;

- принимаемые в условиях риска, когда эти факторы имеют вероятностный характер;

- принимаемые в условиях неопределенности.

Качество управленческих решений зависит от многих факторов, действующих как в процессе их выработки, так и при их реакции. Первостепенное значение здесь имеет ясная, четко обоснованная цель, квалификация кадров, информационное обеспечение и т.д.

На подготовку принятие управленческих решений существенное влияние оказывают личностные и групповые факторы. Личностные волевые качества личности, достаточность информации, наличие опыта. Групповые факторы – умение коллектива находить общий язык путем демократического обсуждения вопросов, способы разделять ответственность за судьбу принятого решения и т.д.

Требования к управленческим решениям: должны быть своевременными, обоснованными и результативными.

Принятое решение должно быть конкретным, четко сформулированным, всесторонне согласованным, исключающим различное толкование.

Процесс подготовки и принятия решения состоит из нескольких этапов: определения цели с учетом конкретной ситуации; сбора и изучения необходимой информации; разработки возможных вариантов действия; обоснования и формулировки оптимального решения.

Определение цели – первый и важнейший этап. В с/х производстве, отличающемся большой динамичностью, всегда возникают новые проблемы. Хотя степень их важности различна. Искусство руководителя – ″почувствовать″ еще только возникающие проблемы и их последствия.

Руководителям и специалистам важно не смешивать главные, неотложные и второстепенные проблемы. В процессе управления выдвигаются глобальные цели, которые впоследствии упорядочиваются по степени важности, срокам реализации.

На этапе сбора информации и изучения выявляют наличие нормативной документации и ее содержание, изучают материалы научных исследований и передового опыта и т.д.

Третий этап – это разработка возможных вариантов решения. Они могут различаться применяемой технологией, методами организации труда.

Для углубленного анализа проблемы целесообразно привлечь экспертов или созвать совещание, используя различны формы коллегиальной работы. В рутинных вопросах, наоборот, руководитель сам должен знать, ″куда идти″, и без лишней суеты отдавать четкие указания.

Четвертый этап – выбор, обоснование и формулировка применяемого решения – является наиболее ответственным моментом в работе руководителей и специалистов. Решение можно считать обоснованным, если оно отвечает требованиям, вытекающим из рассматриваемой ситуации: они должны быть четко сформулированы для каждого решения. Главные из них - эффективность, реальная осуществимость.

Важным требованием при выборе решения является оценка вариантов с помощью одинаковых критериев. В практике управления используют самые разнообразные критерии:

- натуральные и стоимостные

- количественные и качественные.

Все критерии оценки решений можно условно подразделять на: жизненноважные и альтернативные.

При принятии решения крайне важно учитывать наличие финансовых и материальных ресурсов, сроков, необходимых для его реализации, наличие исполнителей.

Принятие решения не заканчивается выбором наилучшего варианта; его еще предстоит оформить. Решение утверждается руководителем или коллегиальным органом управления и состоит из констатирующей и постановляющей частей и оформляется в виде определенного распорядительного акта (приказа, распоряжения, указания). В распорядительной части указываются цели решения, а также и то что, где, когда, как, в каких условиях, какими силами и средствами, к какому сроку и с какими количественными и качественными показателями должен сделать.

Формулировка решения должна быть краткой, Простой и четкой, легко воспринимаемой исполнителями. Кроме того, руководитель должен знать что, когда и какими методами будет контролировать его выполнение.