Сценарии заседаний "Длинного стола"
Работа "Длинного стола" строилась в основном по трем сценариям, которые отражали этапы качественного социологического исследования:
подготовка программы нового исследования;
анализ результатов текущей полевой работы и корректировка задач исследования и его инструментария;
завершение цикла исследования и подготовка отчетных материалов.
Общие моменты в сценариях работы "Длинного стола".
1. Работа "Длинного стола" начиналась с определения плана работы на все время встречи (не менее трех дней). Руководитель проекта знакомил участников с планом и уточнял все ли вопросы вошли в план текущей встречи. В качестве примера выписка из стенограммы встречи за "Длинным столом" в 1993 г., когда участники проекта закончили полевой этап и должны были обобщить собранные материалы по темам исследования и методам работы. Этот этап в проекте назывался "преданализом":
Т.Шанин: "Наш план работы в течение этих дней — обсуждение вопросов преданализа наших материалов и работы над книгой методики. Есть ли еще вопросы которые надо обсудить? Хорошо. Для индивидуальных бесед назначаю время с семи часов";
2.. "Политинформация" — руководитель рассказывал об общих методологических и организационных проблемах проекта, внешней по отношению к проекту ситуации, которая могла повлиять на ход исследования. Говорил об общих трудностях и некоторых достижениях, рассказывал о перспективах проекта в будущем и его научной и общественной значимости, подчеркивал морально-целевую направленность задач исследования;
3. Отчет исследовательских групп по результатам работы на данном этапе исследования. Перед выступлением каждой из групп руководитель ставил общие для всех вопросы, на которые выступающие должны были ответить. Как правило, руководитель определял актуальные на данном этапе проблемы методического или содержательного характера и просил ответить на них по ходу отчета группы. Приводим отрывок стенограммы "Длинного стола" на первом этапе проекта в 1990—1991 гг., когда шло обсуждение стратегии выборки сел и семей, проблем доступности для изучения тех или иных тем исследования:
Т.Шанин: «А теперь общие вопросы, на которые следует обратить внимание при обсуждении всех тем проекта:
1) вопросы сбора и записи материалов, которые мы будем отбирать в ходе основного обследования первой группы сел; в том числе по каждой теме нужно определить, сколько семей будут изучаться, возможность нескольких "заходов" в одни и те же семьи с позиций разных тем. Главный критерий здесь — не количество, а качество;
2) определиться с количеством тем — все ли из первоначальных девяти тем могут быть реализованы на первом этапе;
3) вопросы выборки деревень, в которых мы сейчас работаем. На сегодняшний день уклон в изучении сделан на большие деревни, которые не могут репрезентировать всю сельскую общность. Насколько в связи с этим происходит смещение результатов? Нужно определиться, рассматриваем ли мы отдельное село или берем его "в связке" с другими близлежащими селами, имеющими длительные связи и общую историю с изучаемым сельским поселением;
4) вопросы изучения "черных", "теневых" бюджетов — насколько в наших силах получение необходимой для этого информации».
Этот этап работы "Длинного стола" предполагал некий период "разогрева" участников обсуждения. Следовало учесть тот факт, что исследователями только что было покинуто поле. Они были переполнены впечатлениями и эмоциями, которые мешали адекватному восприятию задач встречи. Поэтому надо было дать время свободно выговориться, немного отстраниться от поля;
4. Вопросы со стороны участников обсуждения к членам полевых групп, обмен мнениями, дискуссия вокруг поставленных вопросов и результатов полевой работы;
5. Обсуждение результатов полевой работы по конкретным разделам проекта. Обычно назначался первый выступающий, "ведущий" темы. Это был не руководитель проекта, а кто-либо из полевиков, за которым роль "ведущего темы" была закреплена группой в силу сложившихся обстоятельств, например, личный научный интерес, активность в обсуждении и непосредственное участие в разработке инструментария по данной теме, полученные интересные результаты и т.п. Его задача — рассказать об эффективности методики, о возникших проблемах и предложить пути их решения для обсуждения всей группой.
Например, когда из-за инфляции весной 1992 г. оказалось невозможным продолжать бюджетное исследование по имеющейся методике, за "Длинным столом" произошел следующий обмен мнениями о дальнейшей работе по бюджетам семьи.
Т.Шанин: Инфляционная волна сбила наши бюджетные исследования. Каким может быть выход:
отказаться от составления бюджетов вообще;
делать ежедневные записи текущих доходов и расходов семьи.
С.Е.:Нужно попробовать сделать не годовое бюджетное обследование, а месячное или трех-, четырехмесячное.
Я.Г.:Необходимо вести учет в натуре (например, количество покупаемых продуктов). Это даст возможность сделать годовой натуральный бюджет, а зная изменения цен по месяцам, можно привести его к денежному выражению.
P.M.:Нужно оставить годовой бюджет. При этом отслеживать цены по месяцам, тогда появится возможность взвешивать натуральные показатели.
(Далее идет общая дискуссия по данной теме. В конце ведущий делает заключение.)
Т.Шанин: Договорились — каждая группа в течение месяца ведет ежедневную запись доходов и расходов семьи;
6. Распределение заданий ответственным за разделы для доработки методики исследования;
7. Обсуждение результатов работы методических групп и утверждение изменений в методике;
8. Подведение итогов встречи, общая оценка результатов текущего этапа исследования, уточнение задач для каждой группы. Выяснение планов и интересов участников проекта в будущем исследовании или в написании научной работы (статьи, книги) по результатам исследования;
9. "Профсоюзное собрание" — организационные, технические, бытовые вопросы участников проекта;
10. Индивидуальные встречи руководителя проекта с членами исследовательских групп. (Иногда работа "Длинного стола" начиналась с отдельных предварительных встреч руководителя с полевыми группами. Это происходило чаще всего на этапе полевых работ для более объемного и реального представления руководителя о том, что происходило в каждой полевой группе и с каждым исследователем.) Результатом этих встреч являлся перечень вопросов для обсуждения за "Длинным столом".
Кроме участников полевого исследования на заседания "Длинного стола" обычно приглашались так называемые "друзья проекта" — в основном это специалисты-эксперты, но иногда приглашались журналисты, работающие по аграрной тематике. При обсуждении некоторых вопросов они активно участвовали в работе "Длинном стола".
Yandex.RTB R-A-252273-3- Качественные методы в полевых социологических исследованиях
- Методология двойной рефлексивности Москва «Логос» 1999
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках.......... 35ю
- Часть II. Перед полем............ 77
- Часть III. В поле................... 119
- Часть IV. После поля........... 235
- Услышать и понять партнера по социальному процессу (Заметки после чтения рукописи.)
- Введение
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках Глава 1. Очерки истории качественных методов в социальных науках
- Антропологический подход б.Малиновского
- Английские социальные исследования ч.Бута, с.Уэбба и б.Уэбб
- Чикагская школа
- Русские этнографические программы в.Н.Тенишева
- Методическая "оттепель" 90-х годов: актуальность развития качественных методов в современной отечественной социологии
- Глава 2. Теоретические основы качественных методов в социальных науках Между позитивизмом, феноменологией, понимающей социологией и символическим интеракционизмом
- Социальная конструкция реальности п.Бергера, т.Лукмана
- Символический интеракционизм ч.Кули, у.Томаса, Дж.Г.Мида
- "Социология повседневности" а. Шютца
- Когнитивный стиль — центральный элемент познания социальной реальности
- Интерсубъективный мир как специфическая форма социальности
- Система релевантности и избирательная активность сознания
- Общий тезис взаимных перспектив или как возможно понимание
- Социальное происхождение и распределение знания
- "Фоновые ожидания" и этнометодология г.Гарфинкеля
- "Гарфинкелинг" и аномия
- "Обоснованная теория" а.Страусса
- Поиск "открытых горизонтов типичности"
- Что такое "качественные методы"?
- Часть II. Перед полем Глава 3. Проектирование качественного исследования Проблемы поиска действенного компромисса при проектировании исследования
- Вширь или вглубь?
- Единицы анализа
- Выбор поля
- Проблема доступа
- Планирование выборки
- Размер выборки
- Проблема объективности и субъективности в качественном исследовании
- Глава 4. Создание полевой исследовательской группы
- Специфические требования к отбору полевых исследователей
- Возраст
- Общее и интеллектуальное развитие
- Коммуникабельность
- Деловые качества
- Мотивация
- Сенситивность
- Семья или одиночки
- Интервьюер-иностранец
- Глава 5. Метод "Длинного стола"
- Правила и ритуалы "Длинного стола"
- Сценарии заседаний "Длинного стола"
- Требования к ведущему "Длинного стола"
- Часть III. В поле Глава 6. Наблюдение
- Обыденные и научные представления о наблюдении
- Ценность наблюдения
- Методы наблюдения
- Роль наблюдателя: участник или посторонний?
- Явное и скрытое наблюдение
- Продолжительность наблюдения
- Фокусировка наблюдения
- Что наблюдать
- Физические условия
- Социальные условия
- Формальные взаимодействия
- Неформальные взаимодействия и незапланированные действия
- Вербальные коммуникации
- Невербальные коммуникации
- Зачем фиксировать то, чего не происходит
- Работа в поле: сбор данных
- Ведение полевых записей
- Из полевых дневников
- Из полевых заметок о реальной экономике
- Наблюдение, интервью и работа с документами
- Технология полевой работы и наблюдение
- Этапы полевой работы
- Что говорить и что делать в поле
- Рутина полевой работы
- Завершение работы в поле
- Наблюдатель и объект наблюдения
- Глава 7. Интервью
- Как землю отбирали
- Введение в "качественное" интервью
- Типы "качественного" интервью
- Содержание интервью: какие вопросы задавать!
- Последовательность вопросов
- Формулировки вопросов
- Открытые вопросы
- Скрытый смысл в вопросах
- "Одноствольные" вопросы
- Ясность вопросов
- Вопросы "почему?"
- Взаимоотношения с респондентами: доброжелательный нейтралитет
- Нейтральные вопросы
- Использование иллюстративных примеров в вопросах
- Ролевые и имитационные вопросы
- Вступительные слова и замечания
- Уточнения и вопросы "вдогонку"
- Контроль за ходом интервью
- Глубинное интервью
- Истории жизни: "Расскажите о себе все, что хотите" или "Мне бы хотелось спросить Вас о..."
- Свободный рассказ
- Иллюзия невмешательства
- "Метод слоеного пирога"
- Сценарий жизни респондента в качественном исследовании
- Помочь вспомнить
- Социально-психологические особенности работы с респондентом в российских селах
- Проблема диссонанса ролей при работе с сельским респондентом
- Групповое фокусированное интервью (метод "фокус-групп")
- Фиксация данных в качественном интервью
- Запись интервью на диктофон
- Составление транскриптов интервью
- Ведение записей в ходе интервью
- После интервью
- Интервью и этические проблемы
- "Реальное я" и "духовное я"
- Респондент в возрасте: проблема взаимопонимания
- О роли "попутчика" в беседе
- Проблемы контакта "на равных"
- Часть IV. После поля Глава 8. Анализ и интерпретация качественных данных
- Фокусировка анализа
- Стратегии анализа интервью
- Стратегии анализа наблюдений
- Начало анализа
- Организация данных
- Контент-анализ
- Компьютерная обработка данных
- Исследование случая
- Содержание анализа случая
- Индуктивный анализ
- "Естественные" типологии
- Два примера "естественных" типологий, сконструированных респондентом
- Аналитические типологии
- Пример аналитической типологии: избиратели 1995 г.
- Модели и категориальные системы
- Логический анализ
- Интерпретация данных: причины, следствия, взаимосвязи
- Переход от интервью к анализу: власть на селе
- Составление отчета
- Баланс между описанием и интерпретацией
- Краткое содержание работы
- Помнить о своей аудитории
- Техника написания отчета
- Искусство задавать вопросы самому себе
- Мозговом штурм
- Составление плана
- Изложение цели
- Черновые наброски
- Работа с черновиками
- Проблема надежности
- Техники для улучшения качества анализа
- Полнота анализа: проверка конкурирующих объяснений
- Пример двух взглядов на людей и события
- Негативные случаи
- Триангуляция
- Триангуляция методов: примирение качественных и количественных данных
- Триангуляция источников качественных данных
- Аналитическая триангуляция
- Теоретическая триангуляция
- Связь методов и данных
- Надежность исследователя
- Эффект исследователя
- Краткие выводы
- Заключение
- Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни
- Неокантианская эпистемологическая традиция: философские корни методологии
- "Частности" методологии двойной рефлексивности
- Сильные и слабые стороны методологии двойной рефлексивности: каталог
- Междисциплинарный подход в изучении проблем власти на селе
- Методика советско-британского социологического исследования советского села Тема: "бюджет семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "бюджет времени семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "история семьи"
- 1. Методология работы над темой
- III. Формы представления итоговых материалов
- Тема: "социально-пространственная картина жизни сельского населения"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "власть на селе"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Литература