logo
Kovalev Kachestvennye metody

Интерсубъективный мир как специфическая форма социальности

Одна из этих характеристик когнитивного стиля, которая представляет специфическую форму социальности как общий интерсубъективный мир социальной коммуникации и социального действия, раскрывает механизм повседневной типизации, который объясняет то, как вообще возможно появление и существование повседневного знания. Под интерсубъективным миром А.Шютц понимает совокупность связей с другими людьми, которые объединены "через общность забот, труда и взаимопонимания друг друга"1. Эти связи представляют совокупность значений, которые должны быть интерпретированы для возможности существования и деятельности индивида в этом мире. Значения возникают и продолжают формироваться в человеческой деятельности: своей и деятельности других людей, современников и предшественников. Интерпретация мира осуществляется через собственный предыдущий опыт и/или переданный родителями и учителями. Этот опыт он называл "наличным знанием", который представляется некой схемой для соотнесения своих взглядов и представлений. Это знание является по существу типичным, т.е. "открывает горизонты сходных по значению будущих переживаний".

1 Schutz A. Op. cit. P. 10.

Таким образом, интерпретация социальной реальности несет в себе одновременно индивидуальное восприятие и типизированные образы, которые воспроизводят ситуации, имеющие определенное сходство. Однако выявление этого сходства или различия А.Шютц считал продуктом индивидуальной активности. Он приводит пример формирования индивидуального понятия типа, где показано, что мир в восприятии индивида представляет собой соединение обобщенных типов, с которыми идет постоянная идентификация всех воспринимаемых объектов. Сами объекты могут восприниматься будучи уже приписанными к определенному типу, после чего в них выделяется нечто особенное. Это вьщеление осуществляется на основе практического "интереса" и "релевантности". А.Шютц вводит понятие биографически детерминированной ситуации, которая определяет интересы человека в типизации образа социальной реальности. Человек постоянно находится в физической и социокультурной средах, которые он сам определяет для себя. Его позиция в этих средах определена не только пространством и временем, не только статусом и ролью в социальной системе, но также моральными и идеологическими позициями. «Биографически детерминированная ситуация включает определенные возможности будущей практической или теоретической деятельности, которая может быть названа "наличной целью". Эта цель определяет релевантные ей элементы среди всех тех, которые присутствуют в ситуации. Система релевантностей детерминирует элементы, которые составят сущность обобщающей типизации и определяет, какие из них будут характеризоваться как типичные, а какие уникальными и индивидуальными»1.

1 Schutz A. Op. cit. P. 9.