logo
Kovalev Kachestvennye metody

Ясность вопросов

Требование к ясности, к смысловой однозначности вопросов было сформулировано еще в 40-е годы XIX в., статистиком и математиком Кетле и до сих пор не утратило своей актуальности. Интервьюер обязан сделать все возможное, чтобы респондент точно знал, о чем именно его спрашивают. Непонятные вопросы приведут к тому, что респондент будет чувствовать себя неудобно, казаться самому себе невеждой или даже начнет испытывать враждебность по отношению к интервьюеру. "Односмысловые" вопросы помогают делать интервью более ясным. Но есть множество и других факторов, которые влияют на ясность задаваемых вопросов.

Во-первых, ясность вопросов интервью будет зависеть от понимания того, какой язык и термины используют участники диалога. Те вопросы, которые сформулированы на языке респондента, как правило, кажутся ему наиболее ясными и доступными для понимания.

Ясные вопросы заметно повышают качество материала, полученного в ходе интервью. Использование слов, имеющих смысл для респондента, слов, которые отражают его взгляд на мир, заметно улучшает качество данных, полученных в ходе интервью. В противном случае ответ на неясный для респондента вопрос не будет иметь никакого смысла или вы не получите никакого ответа вообще.