Ведение полевых записей
Процедура ведения полевых записей имеет несколько характеристик: какой тип записей используется, время и место ведения, система условных обозначений, которую применяет наблюдатель, способ хранения полевых заметок. Общее описание процедур ведения полевых записей дать трудно, поскольку организация этой работы в значительной мере является вопросом персонального стиля и привычек. Главное здесь то, что полевые записи должны вестись обязательно! Полевые заметки являются raison de etre исследователя, т.е. "оправданием его существования" Это наиболее важный источник данных для последующего качественного анализа. Если исследователь не собирается вести никаких записей, то ему вообще незачем выходить в поле.
Полевые заметки содержат описание того, что наблюдалось. Они могут содержать все, что, как считает исследователь, представляет ценность. Никогда не следует полагаться на свою память. В тот момент, когда делается запись, возникает искушение считать, что события, поскольку они еще столь свежи в памяти, можно будет легко вспомнить позднее. Вместе с тем, если это та информация, которая помогает понять объект исследования, ее следует внести в полевые записи как можно быстрее.
Прежде всего, полевые заметки носят описательный характер. Нужно поставить дату и записывать такую обязательную информацию, как, например, где происходило наблюдение, кто присутствовал, как выглядело это место, что именно происходило. Полевые заметки содержат описательную информацию, которая позволяет наблюдателю вернуться к этому материалу позднее во время анализа и в конце концов помочь читателю лучше представить и даже пережить то, что происходило.
Можно привести множество примеров, иллюстрирующих проблему использования общих терминов для описания специфических акций и условий. Например, слова "бедность", "гнев", "непросто" не являются описательными. В первую очередь, они скрывают то, что происходит, чем обнаруживают детали ситуации. Все эти слова имеют очень мало смысла для человека, который при этом не присутствовал. Более того, использование таких слов в полевых заметках без сопровождающего их Детального описания означает, что наблюдатель записывает скорее интерпретации, чем объяснения. Особенно вводят в заблуждение термины, которые имеют смысл лишь в сравнении с чем-либо еще. Ни один навык в полевой работе не имеет больше ценности, чем умение составлять описательные и конкретные записи.
Полевые заметки также содержат то, что люди говорят. В них должны быть включены прямые цитаты или их перессказ, как можно более близкий к тексту. Эти цитаты содержат то, что люди говорят во время своих действий, так же как и то, что они обсуждают во время формальных и неформальных интервью. Эти цитаты очень важны для понимания того, как люди видят реалии своей жизни, именно они являются ядром большинства этнографических и социологических исследований.
Полевые заметки также содержат собственные чувства наблюдателя, его реакцию на события и размышления о значении того, чему он является свидетелем. Особенно важно не считать, что эти чувства могут быть вновь вызваны просто чтением описаний. Чувства и реакции должны быть записаны в то же самое время, когда они переживались, пока наблюдатель еще находится в поле. Следует фиксировать характер и интенсивность этих чувств. В натуралистической школе важнейшей частью данных принято считать опыт самого исследователя.
Наконец, полевые заметки включают начало анализа, интерпретации и рабочие гипотезы относительно происходящих событий. Хотя наблюдатель может начинать полевую работу без предварительных концепций и суждений о явлении, которое наблюдается, он тем не менее не может быть просто машиной для ведения записей. В ходе наблюдений и ведения полевых заметок неизбежно приходят на ум идеи и суждения. Дело не в том, чтобы садиться как можно раньше за письменный стол и пытаться проводить анализ первых дней в поле. Природа нашего интеллекта проявляется скорее в том, что идеи о значениях, причинах и следствиях, которые мы мысленно вырабатываем, неизбежно должны найти выход. Их следует записывать одновременно с тем, как ведется запись происходящего. Не следует надеяться на то, что интересные идеи и мысли, в случае если они кажутся важными, удастся вспомнить позднее. Главное требование и здесь заключается в том, чтобы суждения отделялись от самих описаний. Для их выделения можно использовать скобки, звездочки, кавычки, цветные чернила.
Можно ли вести записи открыто? Ответ на этот вопрос зависит от роли и целей интервьюера, так же, как и от того, на какой стадии находится наблюдение. Если исследователь открыто выступает в роли внешнего наблюдателя, участники могут ожидать, что он будет вести записи. Но в том случае, если планируется длительное наблюдение, его первая стадия может быть посвящена проблеме организации доступа и более четкому определению той роли, которую играет наблюдатель. В таком случае с ведением записей можно какое-то время подождать и приступить к их открытому ведению только тогда, когда наблюдатель будет полностью принят группой.
Таким образом, наблюдатель должен быть настоящим стратегом и решать проблему ведения записей таким образом, чтобы и выполнить работу, и не повлиять на ее итоги своим присутствием или наблюдением. Учитывая все ограничения, можно все-таки сделать вывод, что лучше всего записывать свои наблюдения, мысли и слова людей немедленно или как можно быстрее. Другое эмпирическое правило гласит, что необходимо тратить на ведение записей по крайней мере столько же времени, как и непосредственно на наблюдение.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Качественные методы в полевых социологических исследованиях
- Методология двойной рефлексивности Москва «Логос» 1999
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках.......... 35ю
- Часть II. Перед полем............ 77
- Часть III. В поле................... 119
- Часть IV. После поля........... 235
- Услышать и понять партнера по социальному процессу (Заметки после чтения рукописи.)
- Введение
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках Глава 1. Очерки истории качественных методов в социальных науках
- Антропологический подход б.Малиновского
- Английские социальные исследования ч.Бута, с.Уэбба и б.Уэбб
- Чикагская школа
- Русские этнографические программы в.Н.Тенишева
- Методическая "оттепель" 90-х годов: актуальность развития качественных методов в современной отечественной социологии
- Глава 2. Теоретические основы качественных методов в социальных науках Между позитивизмом, феноменологией, понимающей социологией и символическим интеракционизмом
- Социальная конструкция реальности п.Бергера, т.Лукмана
- Символический интеракционизм ч.Кули, у.Томаса, Дж.Г.Мида
- "Социология повседневности" а. Шютца
- Когнитивный стиль — центральный элемент познания социальной реальности
- Интерсубъективный мир как специфическая форма социальности
- Система релевантности и избирательная активность сознания
- Общий тезис взаимных перспектив или как возможно понимание
- Социальное происхождение и распределение знания
- "Фоновые ожидания" и этнометодология г.Гарфинкеля
- "Гарфинкелинг" и аномия
- "Обоснованная теория" а.Страусса
- Поиск "открытых горизонтов типичности"
- Что такое "качественные методы"?
- Часть II. Перед полем Глава 3. Проектирование качественного исследования Проблемы поиска действенного компромисса при проектировании исследования
- Вширь или вглубь?
- Единицы анализа
- Выбор поля
- Проблема доступа
- Планирование выборки
- Размер выборки
- Проблема объективности и субъективности в качественном исследовании
- Глава 4. Создание полевой исследовательской группы
- Специфические требования к отбору полевых исследователей
- Возраст
- Общее и интеллектуальное развитие
- Коммуникабельность
- Деловые качества
- Мотивация
- Сенситивность
- Семья или одиночки
- Интервьюер-иностранец
- Глава 5. Метод "Длинного стола"
- Правила и ритуалы "Длинного стола"
- Сценарии заседаний "Длинного стола"
- Требования к ведущему "Длинного стола"
- Часть III. В поле Глава 6. Наблюдение
- Обыденные и научные представления о наблюдении
- Ценность наблюдения
- Методы наблюдения
- Роль наблюдателя: участник или посторонний?
- Явное и скрытое наблюдение
- Продолжительность наблюдения
- Фокусировка наблюдения
- Что наблюдать
- Физические условия
- Социальные условия
- Формальные взаимодействия
- Неформальные взаимодействия и незапланированные действия
- Вербальные коммуникации
- Невербальные коммуникации
- Зачем фиксировать то, чего не происходит
- Работа в поле: сбор данных
- Ведение полевых записей
- Из полевых дневников
- Из полевых заметок о реальной экономике
- Наблюдение, интервью и работа с документами
- Технология полевой работы и наблюдение
- Этапы полевой работы
- Что говорить и что делать в поле
- Рутина полевой работы
- Завершение работы в поле
- Наблюдатель и объект наблюдения
- Глава 7. Интервью
- Как землю отбирали
- Введение в "качественное" интервью
- Типы "качественного" интервью
- Содержание интервью: какие вопросы задавать!
- Последовательность вопросов
- Формулировки вопросов
- Открытые вопросы
- Скрытый смысл в вопросах
- "Одноствольные" вопросы
- Ясность вопросов
- Вопросы "почему?"
- Взаимоотношения с респондентами: доброжелательный нейтралитет
- Нейтральные вопросы
- Использование иллюстративных примеров в вопросах
- Ролевые и имитационные вопросы
- Вступительные слова и замечания
- Уточнения и вопросы "вдогонку"
- Контроль за ходом интервью
- Глубинное интервью
- Истории жизни: "Расскажите о себе все, что хотите" или "Мне бы хотелось спросить Вас о..."
- Свободный рассказ
- Иллюзия невмешательства
- "Метод слоеного пирога"
- Сценарий жизни респондента в качественном исследовании
- Помочь вспомнить
- Социально-психологические особенности работы с респондентом в российских селах
- Проблема диссонанса ролей при работе с сельским респондентом
- Групповое фокусированное интервью (метод "фокус-групп")
- Фиксация данных в качественном интервью
- Запись интервью на диктофон
- Составление транскриптов интервью
- Ведение записей в ходе интервью
- После интервью
- Интервью и этические проблемы
- "Реальное я" и "духовное я"
- Респондент в возрасте: проблема взаимопонимания
- О роли "попутчика" в беседе
- Проблемы контакта "на равных"
- Часть IV. После поля Глава 8. Анализ и интерпретация качественных данных
- Фокусировка анализа
- Стратегии анализа интервью
- Стратегии анализа наблюдений
- Начало анализа
- Организация данных
- Контент-анализ
- Компьютерная обработка данных
- Исследование случая
- Содержание анализа случая
- Индуктивный анализ
- "Естественные" типологии
- Два примера "естественных" типологий, сконструированных респондентом
- Аналитические типологии
- Пример аналитической типологии: избиратели 1995 г.
- Модели и категориальные системы
- Логический анализ
- Интерпретация данных: причины, следствия, взаимосвязи
- Переход от интервью к анализу: власть на селе
- Составление отчета
- Баланс между описанием и интерпретацией
- Краткое содержание работы
- Помнить о своей аудитории
- Техника написания отчета
- Искусство задавать вопросы самому себе
- Мозговом штурм
- Составление плана
- Изложение цели
- Черновые наброски
- Работа с черновиками
- Проблема надежности
- Техники для улучшения качества анализа
- Полнота анализа: проверка конкурирующих объяснений
- Пример двух взглядов на людей и события
- Негативные случаи
- Триангуляция
- Триангуляция методов: примирение качественных и количественных данных
- Триангуляция источников качественных данных
- Аналитическая триангуляция
- Теоретическая триангуляция
- Связь методов и данных
- Надежность исследователя
- Эффект исследователя
- Краткие выводы
- Заключение
- Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни
- Неокантианская эпистемологическая традиция: философские корни методологии
- "Частности" методологии двойной рефлексивности
- Сильные и слабые стороны методологии двойной рефлексивности: каталог
- Междисциплинарный подход в изучении проблем власти на селе
- Методика советско-британского социологического исследования советского села Тема: "бюджет семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "бюджет времени семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "история семьи"
- 1. Методология работы над темой
- III. Формы представления итоговых материалов
- Тема: "социально-пространственная картина жизни сельского населения"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "власть на селе"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Литература