logo
Kovalev Kachestvennye metody

Физические условия

Наблюдение может начинаться с восприятия условий, в которых происходят важные для исследования социальные процессы. Описание условий должно быть достаточно детальным для того, чтобы читатель мог ясно их представить. ^ Разумеется, исследователь не должен пытаться соперничать с профессиональными литераторами. Если разделить все прилагательные на две большие группы: интерпретаторы и дескрипторы, то к первой можно будет отнести такие прилагательные, как "прекрасный", "отличный", "уютный", "хороший", "умный", а ко второй прилагательные, описывающие цвет, размер и предназначение предметов. Общее правило заключается в том, что исследователь должен ограничить употребление прилагательных-интерпретаторов и, где это только возможно, употреблять прилагательные-дескрипторы. Из этого общего правила есть одно важное исключение: оно не действует в том случае, если речь идет о собственных словах респондента и исследователь хочет сохранить их в виде цитаты.

Хорошей тренировкой в составлении описаний могло бы стать составление пробных набросков и проверка их качества и эффективности на постороннем слушателе или читателе. Искусство составления описаний состоит в том, чтобы читателю не приходилось самому догадываться о том, что наблюдатель имел в виду, а наоборот, получать всю необходимую информацию из описания. Например, "переполненная людьми комната" является типичным примером использования определения-интерпретатора и мало о чем говорит читателю. Что значит, "переполненная людьми"? Сколько именно человек было в комнате, что наблюдатель понимает под словом "переполненная" и т.д.? Поэтому наблюдатель должен постараться дать более подробное и однозначно воспринимаемое описание, например: "вдоль одной стены в комнате стоял трехместный диван, вдоль другой — три стула. Всего в комнате находились 20 человек и не было свободного места даже для того, чтобы пройти из одного конца комнаты в другой. Несколько человек, беседуя друг с другом, согласились с тем, что комната переполнена людьми и следовало бы поискать другое, более свободное помещение".

Описание условий может быть важным для понимания того, что в данном месте происходит. Площадь помещения, степень использования пространства, освещение, число человек и их реакция на эти условия может оказаться важной информацией.Обычной ошибкой может быть то, что наблюдатель склонен считать эти условия сами собой разумеющимися и ограничивается в описаниях только существительными "цех", "ферма", "школа". Совершенно ясно, что и цеха, и фермы, и школы могут различаться между собой по внешнему виду, оборудованию, расположению, размерам, времени постройки. То же самое касается любых условий, в которых действуют люди и которые оказывают заметное влияние на их поведение.