logo
Kovalev Kachestvennye metody

Специфические требования к отбору полевых исследователей

Профессиональные требования к кандидату в полевые исследователи предполагает не только наличие у него профессиональных знаний, опыта полевой работы, но и способности взаимодействовать с группой, критическое восприятие результатов своей исследовательской работы, желание и умение учиться на своих и чужих удачах и ошибках в процессе всего исследования. Если исследование предполагает изучение иной культуры или образа жизни методами включенного наблюдения с достаточно длительным проживанием в полевых условиях, то к подбору кандидатов должны быть предъявлены дополнительные требования. Например, в проекте по сельской социологии, где исследователи и респонденты были представителями городской и сельской культуры, а сроки постоянного проживания в каждом селе варьировались от 8 месяцев до 1 года, к участникам проекта предъявлялись требования в умении адаптироваться к иной культуре и длительное время находиться в полевых условиях. Опыт показывает, что успешная адаптация полевого исследователя и продуктивность его работы зависит от ряда качеств исследователей, среди которых можно выделить возраст, опыт полевой работы, профессиональную подготовку, общее развитие, мотивацию, коммуникабельность, деловые качества, сенситивность.

В подборе кадров для качественного социологического исследования важно сразу определить то, чему можно научиться в процессе исследовательской работы, а чему за отведенный для исследования срок научиться нельзя. Например, исследователь может научиться правильно задавать вопросы, грамотно выстраивать ход беседы или интервью, но он не сможет стать коммуникабельным, если это качество ему не было присуще изначально. В зависимости от темы исследования предъявляются определенные требования к базовому образованию исследователя и не все пробелы можно восполнить посредством самообразования в ходе исследования.