II. Вопросник
"ПАСПОРТ СЕЛА"
1. Название и точное местоположение поселения, почтовый адрес и административная подчиненность.
2. Краткая хронология истории села.
3. Общая численность населения, его половозрастная структура. Лучше всего составить половозрастную "пирамиду" по пятилетним интервалам: до 5 лет, 5—9,10—14,15—19 и т.д., с выделением в каждой группе мужчин и женщин. Если это сделать сложно, следует выделить детей (до 16 лет); трудоспособное население (мужчины до 59, женщины до 54 лет), в том числе молодежь (16—19 лет); и население пенсионного возраста. Число работающих в городских поселениях. Число дворов (хозяйств) и семей; число одиночек, число семей, состоящих из двух, трех, четырех и более человек. По всем этим группам даются примерные цифровые данные. Этнический состав села.
4. Отраслевая структура занятости населения по хозяйственным книгам или примерная оценка экспертов: доля занятых в сельском хозяйстве (в том числе животноводов, механизаторов, полеводов, специалистов, служащих), в промышленности, транспорте, строительстве, сфере обслуживания и т.д. (желательно с перечнем конкретных учреждений, в которых работает население села).
5. Перечень главных сельскохозяйственных угодий села и способов их использования.
6. Наименование сельскохозяйственных (промышленных) предприятий, находящихся на территории поселения.
7. Главные экономические характеристики и проблемы села.
8. Общая характеристика жилого фонда (обеспеченность полезной площадью, благоустройство, ведомственная принадлежность жилья).
9. Транспортное положение, состояние дорог, интенсивность работы пассажирского транспорта (число рейсов в день и их направление).
10. Перечень учреждений социальной инфраструктуры села: магазины, отделения связи, бани, столовые и кафе, учреждения бытового обслуживания, школы, детские сады и ясли, библиотеки, клубы, медицинские учреждения (фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, больницы, аптеки).
11. Как вписывается село в микрорегион и район?
12. Схема, т.е. упрощенная карта села.
А. ТЕРРИТОРИЯ:
1. Размеры и конфигурация — названия улиц и крупных частей села;
2. Использование внутрипоселенческой территории. Функциональное назначение и застройка частей села: жилая застройка, производственная зона, торговые центры, огороды, сады, пустыри;
3. Пути сообщения с внешним пространством: пути, по которым ездят, ходят, расстояния и цели повседневных перемещений жителей (способ, поклажа, продолжительность пребывания за границами села). Представление о своей округе (окрестных поселениях и дальних, редко посещаемых угодьях);
4. Характеристика сельских пространственных ориентиров (топонимика, легенды, эмоциональное отношение);
5. Размещение в поселении различных социальных слоев или групп, различающихся достатком, нравом, традициями: соседние группы;
6. Освоенность пространства. Угодья (пашни, пастбища, леса и воды) и их использование.
Вся представленная выше информация требует детальной привязки к опорным планам местности. Привязка осуществляется с активным участием информантов.
Б. ЭКОЛОГИЯ:
1. Экологическая история поселения, т.е. вопросы рационального использования и взаимосвязанности природных ресурсов и деятельности человека в историческом разрезе. Особенное внимание уделяется ресурсам;
2. Земля (посевы, выпас, зоны возможных поселений, неиспользуемые земли);
3. Вода;
4. Лес;
5. Другие важные элементы экологического состояния (радиация и пр.). Определяются качественные и количественные изменения ресурсов: падение или повышение плодородия почвы, освоение новых земель, эрозия почвы, улучшение и ухудшение водных ресурсов (реки, озера, колодцы), влияние химических удобрений;
6. Программы и планы воссоздания природных ресурсов: насаждение лесов, очистка водоемов и пр.;
7. Осуществление таких планов;
8. Методы поощрения;
9. Инспекция и защита природы.
В. НАСЕЛЕНИЕ:
Население села является для нас центральным элементом (осью) и основой причинности сельской действительности и ее изменений:
1. История поселения. Когда создавалось? Были ли периоды особого расцвета или особого кризиса и упадка? Откуда пришли первые поселенцы?
2. Возрастной состав населения и его изменения (выделять особо категории детей, взрослых, стариков и их положение в селе);
3. Структура населения по полу и ее изменения;
4. Этнический (национальный, региональный) и религиозный состав населения, его характеристика и изменения;
5. Картина занятости населения (также вне села для тех, кто продолжает проживать в нем). Особенно выделяются сельскохозяйственные и несельскохозяйственные занятия, ремесла и умения;
6. Социально-классовая структура населения и ее изменения;
7. Состав населения по образованию;
8. Причины сохранения села во второй половине XX в. по словам селян и на взгляд исследователя.
Г. ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ КАК АСПЕКТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Маятниковая миграция (местные передвижения). Изучаются движения и связи, не влекущие смену места жительства: повседневные, периодические и эпизодические перемещения населения к месту работы, получения услуг, сбыта или приобретения товаров:
а) куда и как часто совершаются (совершались) жителями данного поселения перемещения каждого вида? Характер перемещений: пешком либо транспортом (вид транспорта). Сезонные колебания частоты перемещений. Тенденции и причины изменения частоты. От чего зависит дальность связей?
б) откуда, с какими целями и с какой частотой посещается (посещалось) данное поселение? Сезонность и т.д., подобно п. "а)";
2. Изучается тяготение населения к различным "местам концентрации жизнедеятельности": приходские храмы, административные и судебные органы, места сельских сходов, правления кооперативов, объекты сельскохозяйственной инфраструктуры (мельницы, ремонтные мастерские и т.п.) и пр.;
3. "Передвижное обслуживание" как особый вид местных передвижений; посещение данного поселения отдельными специалистами или предприятиями обслуживания: служителями культа, бродячими торговцами, актерами, ремесленниками разных специальностей и пр. Выясняется:
а) частота, сезонность посещений. Факторы, влияющие на частоту;
б) характер и объем услуг. Посещение поселения по договоренности или спонтанно;
в) места базирования передвижных предприятий и места проживания пришлых специалистов;
г) является ли (или являлось) данное поселение местом базирования, если да, то какую территорию охватывает его зона влияния?
Обобщение материалов о местной подвижности лучше осуществлять в виде свободного перечня основных видов передвижений (по возможности для каждого исторического периода). Например, современная ситуация может характеризоваться такими укрупненными блоками:
— "постоянно работают в райцентре около 15 человек, в основном — в строительстве (ПМК), их возят ежедневно на работу специальным автобусом";
— "летом ездят на рынок в райцентр продавать овощи, это делают обычно представители 20—30 семей, уезжают на 1—2 дня";
4. Сезонная миграция (временная смена места жительства на срок до одного года). В каких поселениях происходит миграция? Профессии "отходников", продолжительность работы, условия найма. Сельскохозяйственная сезонная миграция: наем на сельхозработы, поднаем огородов, сенокосов и др. Те же вопросы следует выяснять и относительно сезонных работников в данном поселении;
5. "Постоянная" миграция (переселение). Откуда и куда переселялись? Причины переселений. Желательность или, наоборот, принудительность, или недобровольность переселений, массовость. Какие социальные группы вовлекались в миграционный процесс? Насколько полно перевозилось имущество, в том числе скот?
6. Приживаемость и адаптация, особенности размещения приезжающих, процессы возвратной миграции.
В итоге следует дать качественную характеристику уехавшим в различные периоды, например:
— "при коллективизации в 1930 г. выселили почти 200 семей на Северный Урал";
— "в 70-е годы девушки после школы стали уезжать почти все (из класса в 15—20 человек оставалось 2—3 человека), в основном — в Вологду".
Аналогично можно охарактеризовать всех приехавших в село (или "приезжавших", т.е. успевших приехать и уехать).
Рекомендации. Все вопросы о перемещении жителей данного поселения задавать в двух исследовательских ситуациях, во-первых, при беседе в каждой семье — о перемещениях ее представителей, во-вторых, при беседе с наиболее информированными жителями "обо всем селе".
Вопросы о прибытии в село на постоянное жительство задаются как при беседе "обо всем селе", так и в семьях переселенцев.
Д. ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУЦИИ (УЧРЕЖДЕНИЯ):
Для нас социальными учреждениями являются группы людей, связанные формой деятельности, которые имеют меру стабильности (повторяемости), и на базе существования которых сельские жители строят планы ежедневной деятельности и ожидания определенных результатов. Формальными учреждениями являются те, участие в которых (связь с которыми) не является вопросом свободного выбора, которые определяются законом и которые включены в структуры власти. Неформальными являются учреждения, участие в которых добровольно и/или является частью родственных, соседских или дружеских отношений. Это разделение не является жестким, формы институций переплетаются.
1. Каждое учреждение рассматривается в разрезе следующих аспектов:
— возникновение;
— функционирование и внешние связи;
— расцвет или упадок (исчезновение или состояние на сегодняшний день).
1.1. Для того чтобы проследить историю развития институций, следует отобрать несколько важнейших из них для общей жизни села. Они должны включать: колхоз или совхоз, а также семейные участки и фермы, сельсоветы, ремесленные мастерские (например, мельницы или машинные мастерские), школы, церкви, места неформальных встреч, базары.
1.2. Особо выделять формы лечения.
1.3. Особо выделять учреждения, нелегальные или одиозные в глазах большинства населения: преступные группы, "теневая" экономика и пр.
1.4. Коллективное пьянство — его формы.
1.5. Какие праздники отмечаются и как.
1.6. Какая музыка слышна в домах и на улице (песни, гармонь, радио и пр.).
2. Следует, если это возможно, выяснить причины, которыми было вызвано появление данного учреждения, его положение в ряду аналогичных организаций, статус и значение для местных жителей, круг людей, которые связаны с ним.
3. При необходимости определить степень выполнения стоящих перед учреждением задач или осуществления возлагаемых на него надежд; факторы, которые оказывают влияние на его деятельность (в частности, факторы, которые приводят к столкновениям и создают напряженность).
4. Следует специально выделять случаи, когда те или иные учреждения возникали и действовали по инициативе групп сельского населения или отдельных жителей (а не "сверху").
Е. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Одним из общих выводов должно быть выявление представлений жителей села об окружающей территории и их взаимоотношений с жителями других поселений (в том числе и по ответам на вопрос: "Чем Ваше село отличается от остальных?").
1. Самохарактеризация собственного села, т.е. "какие мы", особенно сравнивая с "другими".
2. С жителями каких ближайших сел наиболее тесные связи, в том числе родственные? Какая территория в разное время воспринималась как "своя" (своя община, стан, волость, приход, сельсовет, колхоз, бригада и т.д.)? С какими селами объединяться не хотелось? Представления жителей села о городах, относительная значимость разных городов в жизни села; и т.д.
3. Как в селе относятся к приезжим? Кого из них считают "своими", а кого "чужаками"?
В итоге хорошо бы выделить своего рода "ареалы интенсивности взаимодействия" данного села с внешним миром, например: 1) ареал ежедневных трудовых передвижений, общения и родственных связей — несколько соседних сел в пределах старого (до 40-х годов) сельсовета; 2) ареал периодических поездок — включает старый (до 50-х годов) и новый райцентры (где у жителей села довольно много родственников), а также железнодорожную станцию; 3) места эпизодических поездок, учебы детей и жительства уехавших из деревни (крупный город, областной центр) и т.д.
4. Как соседние села определяют и оценивают данное село?
5. Отношение к крупным городам, горожанам и особенно к москвичам.
6. Мнения о колхозах/совхозах, арендаторах и фермерстве и их будущем.
7. Мнения об ученых и интеллигенции, политиках и их популярности, республиках.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА
Yandex.RTB R-A-252273-3- Качественные методы в полевых социологических исследованиях
- Методология двойной рефлексивности Москва «Логос» 1999
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках.......... 35ю
- Часть II. Перед полем............ 77
- Часть III. В поле................... 119
- Часть IV. После поля........... 235
- Услышать и понять партнера по социальному процессу (Заметки после чтения рукописи.)
- Введение
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках Глава 1. Очерки истории качественных методов в социальных науках
- Антропологический подход б.Малиновского
- Английские социальные исследования ч.Бута, с.Уэбба и б.Уэбб
- Чикагская школа
- Русские этнографические программы в.Н.Тенишева
- Методическая "оттепель" 90-х годов: актуальность развития качественных методов в современной отечественной социологии
- Глава 2. Теоретические основы качественных методов в социальных науках Между позитивизмом, феноменологией, понимающей социологией и символическим интеракционизмом
- Социальная конструкция реальности п.Бергера, т.Лукмана
- Символический интеракционизм ч.Кули, у.Томаса, Дж.Г.Мида
- "Социология повседневности" а. Шютца
- Когнитивный стиль — центральный элемент познания социальной реальности
- Интерсубъективный мир как специфическая форма социальности
- Система релевантности и избирательная активность сознания
- Общий тезис взаимных перспектив или как возможно понимание
- Социальное происхождение и распределение знания
- "Фоновые ожидания" и этнометодология г.Гарфинкеля
- "Гарфинкелинг" и аномия
- "Обоснованная теория" а.Страусса
- Поиск "открытых горизонтов типичности"
- Что такое "качественные методы"?
- Часть II. Перед полем Глава 3. Проектирование качественного исследования Проблемы поиска действенного компромисса при проектировании исследования
- Вширь или вглубь?
- Единицы анализа
- Выбор поля
- Проблема доступа
- Планирование выборки
- Размер выборки
- Проблема объективности и субъективности в качественном исследовании
- Глава 4. Создание полевой исследовательской группы
- Специфические требования к отбору полевых исследователей
- Возраст
- Общее и интеллектуальное развитие
- Коммуникабельность
- Деловые качества
- Мотивация
- Сенситивность
- Семья или одиночки
- Интервьюер-иностранец
- Глава 5. Метод "Длинного стола"
- Правила и ритуалы "Длинного стола"
- Сценарии заседаний "Длинного стола"
- Требования к ведущему "Длинного стола"
- Часть III. В поле Глава 6. Наблюдение
- Обыденные и научные представления о наблюдении
- Ценность наблюдения
- Методы наблюдения
- Роль наблюдателя: участник или посторонний?
- Явное и скрытое наблюдение
- Продолжительность наблюдения
- Фокусировка наблюдения
- Что наблюдать
- Физические условия
- Социальные условия
- Формальные взаимодействия
- Неформальные взаимодействия и незапланированные действия
- Вербальные коммуникации
- Невербальные коммуникации
- Зачем фиксировать то, чего не происходит
- Работа в поле: сбор данных
- Ведение полевых записей
- Из полевых дневников
- Из полевых заметок о реальной экономике
- Наблюдение, интервью и работа с документами
- Технология полевой работы и наблюдение
- Этапы полевой работы
- Что говорить и что делать в поле
- Рутина полевой работы
- Завершение работы в поле
- Наблюдатель и объект наблюдения
- Глава 7. Интервью
- Как землю отбирали
- Введение в "качественное" интервью
- Типы "качественного" интервью
- Содержание интервью: какие вопросы задавать!
- Последовательность вопросов
- Формулировки вопросов
- Открытые вопросы
- Скрытый смысл в вопросах
- "Одноствольные" вопросы
- Ясность вопросов
- Вопросы "почему?"
- Взаимоотношения с респондентами: доброжелательный нейтралитет
- Нейтральные вопросы
- Использование иллюстративных примеров в вопросах
- Ролевые и имитационные вопросы
- Вступительные слова и замечания
- Уточнения и вопросы "вдогонку"
- Контроль за ходом интервью
- Глубинное интервью
- Истории жизни: "Расскажите о себе все, что хотите" или "Мне бы хотелось спросить Вас о..."
- Свободный рассказ
- Иллюзия невмешательства
- "Метод слоеного пирога"
- Сценарий жизни респондента в качественном исследовании
- Помочь вспомнить
- Социально-психологические особенности работы с респондентом в российских селах
- Проблема диссонанса ролей при работе с сельским респондентом
- Групповое фокусированное интервью (метод "фокус-групп")
- Фиксация данных в качественном интервью
- Запись интервью на диктофон
- Составление транскриптов интервью
- Ведение записей в ходе интервью
- После интервью
- Интервью и этические проблемы
- "Реальное я" и "духовное я"
- Респондент в возрасте: проблема взаимопонимания
- О роли "попутчика" в беседе
- Проблемы контакта "на равных"
- Часть IV. После поля Глава 8. Анализ и интерпретация качественных данных
- Фокусировка анализа
- Стратегии анализа интервью
- Стратегии анализа наблюдений
- Начало анализа
- Организация данных
- Контент-анализ
- Компьютерная обработка данных
- Исследование случая
- Содержание анализа случая
- Индуктивный анализ
- "Естественные" типологии
- Два примера "естественных" типологий, сконструированных респондентом
- Аналитические типологии
- Пример аналитической типологии: избиратели 1995 г.
- Модели и категориальные системы
- Логический анализ
- Интерпретация данных: причины, следствия, взаимосвязи
- Переход от интервью к анализу: власть на селе
- Составление отчета
- Баланс между описанием и интерпретацией
- Краткое содержание работы
- Помнить о своей аудитории
- Техника написания отчета
- Искусство задавать вопросы самому себе
- Мозговом штурм
- Составление плана
- Изложение цели
- Черновые наброски
- Работа с черновиками
- Проблема надежности
- Техники для улучшения качества анализа
- Полнота анализа: проверка конкурирующих объяснений
- Пример двух взглядов на людей и события
- Негативные случаи
- Триангуляция
- Триангуляция методов: примирение качественных и количественных данных
- Триангуляция источников качественных данных
- Аналитическая триангуляция
- Теоретическая триангуляция
- Связь методов и данных
- Надежность исследователя
- Эффект исследователя
- Краткие выводы
- Заключение
- Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни
- Неокантианская эпистемологическая традиция: философские корни методологии
- "Частности" методологии двойной рефлексивности
- Сильные и слабые стороны методологии двойной рефлексивности: каталог
- Междисциплинарный подход в изучении проблем власти на селе
- Методика советско-британского социологического исследования советского села Тема: "бюджет семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "бюджет времени семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "история семьи"
- 1. Методология работы над темой
- III. Формы представления итоговых материалов
- Тема: "социально-пространственная картина жизни сельского населения"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "власть на селе"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Литература