logo
Kovalev Kachestvennye metody

Сценарий жизни респондента в качественном исследовании

При планировании интервью после первого знакомства с респондентом социолог должен учитьшать, что рассказы респондента и его ответы на вопросы складываются под влиянием его представления о своей жизни, о том насколько удачно сложилась его судьба, добился ли он того к чему стремился. Эти представления формируются под влиянием "жизненного сценария", который Э.Берн определил как "бессознательный жизненный план". Этот термин широко используется в различных направлениях психологии, особенно в таком, как транзактный анализ1. В основе теории "сценария жизни" лежат несколько идей, которые важны для социолога, изучающего историю жизни респондента и его семьи:

1 Стюарт Ян, Джойнс Венн. Транзактный анализ: Пер. с англ. СПб., 1996. С. 105—125.

а) детские впечатления оказывают сильное влияние на модели поведения взрослых людей. Это своеобразный план жизни с определенным началом, серединой и концом;

б) человек сам принимает решения о сценарии, а не только под влиянием родителей или обстоятельств;

в) сценарий подкрепляется родителями. Родители постоянно передают ребенку какие-то послания, которые формируют представления ребенка о себе и мире вокруг него. Главные решения в сценарии принимаются на основе этих представлений;

г) сценарий находится вне пределов сознания. Мы не осознаем решения, которые были приняты в раннем детстве;

д) реальность искажается с целью оправдания сценария.

Для социолога, работающего в поле, важно понимание того, какой сценарий представляет респондент в общении с исследователем. Это необходимо для того, чтобы знать, почему респондент поступил или сказал именно так.

Например, практически все фермеры, имеющие крестьянские корни, с которыми приходилось общаться исследователям в селах Саратовской области говорили, что их предки были зажиточными крестьянами, имели свою землю и большое хозяйство. Это они узнали от своих родственников еще в детстве. Возможно, ребенок еще не понимает, что такое иметь свою землю, зачем иметь много лошадей и коров, но он хорошо понимает одобрительные интонации голоса авторитетных для него людей — родителей, бабушек и дедушек. Он делает вывод, что иметь свою землю хорошо и включает это в свой жизненный сценарий. И когда предоставляется возможность реализовать этот сценарий, то он принимает соответствующее решение.

Поэтому выявление содержания, глубины и механизма передачи памяти семьи и коллективной памяти социальной общности детям становится одной из задач социолога в качественном исследовании. Сам рассказ респондента может строиться в соответствии со своим сценарием, например, в сценарии жизни одного из наших респондентов из села Вологодской области центральной идей сценария жизни является представление о том, что основой жизни крестьянина является экономическая независимость, базирующаяся на труде его и всех членов семьи. Он говорит: "Все же крестьянин, в моем понимании, ни от кого и ни от чего не должен зависеть — только от природы и погоды... Считаю, что только труд, еще раз труд в колхозе и на своем подворье — вот основа нашей жизни".

Это представление предопределило многие важные решения в его жизни и саму канву повествования о ней. История его жизни — это попытка показать, что лишение крестьян самостоятельности и отучения добросовестно трудиться — причина неудач и в его судьбе. Поэтому не случайно большое место в его истории занимает тема "перегибов" советской власти на селе и перечень ремесел и умений, которыми владели члены его семьи.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4