logo
Kovalev Kachestvennye metody

Вопросы "почему?"

Вопросы "почему" предполагают отношения причины и следствия, совершенное знание и рациональность. Они предполагают, что у всего есть своя причина, и что эти причины познаваемы. Трудность выявления причинных взаимосвязей неоднократно обсуждалась и обсуждается философами науки. С практической точки зрения, беседа, в которой постоянно встречается вопрос "почему", слишком часто напоминает разговор маленького ребенка со своими родителями и свидетельствует о том, как трудно бывает объяснить мир с точки зрения причинно-следственных связей.

Поэтому гораздо лучше задавать интересующие вас вопросы так, чтобы не использовать это слово. Сначала приведем пример вопроса "почему", а затем рассмотрим его возможные альтернативы.

"Почему Вы решили вступить в колхоз?" Действительными причинами этого действия может быть большое число факторов, включающих влияние других людей, природу институций, характер респондента, ожидания интервьюера и практические причины. Вряд ли респондент сможет сам структурировать эти причины. Скорее всего, он выберет одну-единственную причину, которая первой придет ему в голову. Вот возможные варианты ответов:

— Такое тогда было время;

— Все мои друзья вступили и посоветовали мне тоже сделать это (информационная причина);

— Я всегда был легок на подъем (личностная причина);

— Уполномоченный из города приказал нам всем вступить (социальное влияние);

— Мы были бедняками (экономическая причина);

— Чему быть — того не миновать (философская причина). До начала интервью исследователь должен был решить

какие уровни объяснений являются для него наиболее важными и задавать соответствующие вопросы, избегая слова "почему". Например, если интервьюера интересуют характеристики институций, которые привлекли крестьян, то вместо вопроса: "Почему Вы вступили?", он должен был спросить нечто вроде: "Что именно привлекло Вас в колхозе?" Если же его интересует социальное влияние, которое было оказано на респондента, можно было бы спросить: "Какие люди сыграли наиболее важную роль при Вашем вступлении в колхоз?"

Вопросы "почему" могут предполагать, что ответы респондента кажутся кому-то неподходящими. Вопрос: "Почему Вы это сделали?" может звучать как сомнение в том, что данное действие или чувство было оправданным. Следовательно, интервьюер должен найти такой "вординг", который показывает интерес и потребность в понимании тех или иных действий респондента, а не ставит под сомнение их правильность.

Степень расшифровки вопроса "почему?" зависит от глубины, с которой исследователь хочет изучить определенную ситуацию. Если интервьюер заранее продумает, что именно он хочет узнать, то велика вероятность того, что респондент даст ответы полезные и имеющие смысл.