Этапы полевой работы
До сих пор мы описывали полевую работу как будто это единая, интегрированная деятельность. Полезно взглянуть на эволюцию, которую совершает полевая работа, проходя определенные стадии. Чаще всего называют ее три главные стадии: вход в поле, основная работа по сбору полевой информации и выход из поля, или завершающая стадия. Рассмотрим эти стадии подробнее.
Вход в поле. Проблемы первой стадии исследования наиболее ярко описаны Ф.Кафкой в романе "Замок". Персонаж Ф.Кафки — К, "господин землемер", странник, у которого нет прошлого. Появившись в замке, он хочет здесь поселиться и стать частью этого мира. Его усилия установить контакт с безликими властями, которые правят замком, поначалу не приводят к успеху. Странник К не может понять ничего из того, что здесь происходит, не может прорваться через их неопределенность и безличность. Сначала он сомневается в себе, затем впадает в ярость относительно того, как с ним обращаются, затем чувствует себя виновным, порицая себя за то, что он не может понять как ему получить право на вход. Если бы он только мог понять правила, он с радостью бы сделал то, что от него требовалось. Он убежден, что какими бы эти правила не были — и он открывает, что какие-то правила есть, — они должны иметь определенный смысл. Следовательно, есть выход — можно установить контакты, соответствовать всем требованиям властей, найти такие модели поведения, которые позволят ему быть принятым.
Выход в поле обычно состоит из двух частей: во-первых, принятия решения о том, какая полевая работа должна быть проделана и, во-вторых, физического выхода в поле для начала сбора данных. Эти две части тесно взаимосвязаны, поскольку переговоры с потребителями информации позволят обосновать правила и условия того, как исследователь должен играть роль наблюдателя и как эта роль будет объяснена тем, кого он наблюдает. Характер усилий, направленных на получение доступа, меняется в зависимости от целей полевой работы и вероятной реальной степени сопротивления исследованию. Там, где полевой исследователь ожидает сотрудничества, приобретение входа может быть, в основном, вопросом завоевания доверия. На другом конце шкалы — такие условия для исследований, при которых ожидается существенное сопротивление, даже враждебность, в этом случае приобретение доступа становится вопросом "проникновения".
Главным различием между процессом входа в антропологических и социологических исследованиях, с одной стороны, и прикладных — с другой, является степень, в которой полевые исследователи пользуются свободой самим сформулировать цель исследования. В академических исследованиях ученые представляют только сами себя и поэтому могут сказать все, что захотят сказать о том, почему они предприняли данное исследование. Обычным для антропологов объяснением является такое: "Я здесь потому, что я хотел бы лучше понять вас и изучить ваш образ жизни, потому что мой народ хотел бы знать о вас больше". В то время как антропологи признают, что такое объяснение не имеет особого смысла для опрашиваемых, оно остается первоначальным объяснением до тех пор, пока будут установлены взаимоотношения с достаточным числом местных жителей, чтобы процесс наблюдения установился и воспринимался как естественный. Полевики-социологи могут описать свою работу как изучение истории, исследование образования, составление очерка сельской жизни
Но ни одно из этих объяснений не способно сделать процесс входа гладким и легким. Независимо от легенды или использованных терминов, период входа в поле вероятно всегда останется первой и самой трудной стадией полевой работы Это время, когда наблюдатель привыкает к новым условиям и люди привыкают к нему.
Вероятно, можно назвать две главные причины того, почему вход в поле так важен и одновременно так труден. Во-первых, успешный вход является необходимым условием для исследования. Нет входа, нет и результатов. Во-вторых, вход и валидность данных связаны друг с другом. Те условия, при которых осуществляется вход, могут иметь важные последствия для того, как люди относятся к исследованию и в какой степени они доверяют исследователю.
В то время как наблюдатель должен учиться тому, как вести себя в новых условиях, участники решают для себя, как они должны относиться к наблюдателю. Взаимное доверие, уважение и сотрудничество зависит от процесса взаимного обмена, при котором исследователь получает данные и те, кого он наблюдает, находят в этом нечто такое, что делает их сотрудничество стоящим, будь это чувство важности исследования, удовольствие от разговоров с наблюдателем или помощи ему в работе. Эта модель взаимообмена предполагает, что участники могут найти некоторые причины для сотрудничества в проведении этого исследования.
Наоборот, в противоположность модели взаимообмена существует еще и так называемый инфильтрационный подход. Многие полевые условия не являются открытыми для наблюдения, основанного на взаимном сотрудничестве. Если исполнители считают, что кто-то может воспрепятствовать наблюдению, то не исключено, что окажется необходимым использование некоторых форм манипуляций, в том числе отвлечение внимания от настоящей цели исследования. Иногда исследователь, который не может войти в контакт с одной группой, начинает изучать другую и, завоевав там доверие, вновь возвращается к своей основной задаче.
Очень часто самым лучшим решением для получения доступа и упрочения собственных позиций является использование высокого положения местного "патрона" — влиятельного лица. Разумеется, прежде всего надо удостовериться в том, что выбранный "спонсор" или "патрон" обладает высоким кредитом общественного доверия и действительно может внушить позитивное отношение к исследователю как к своему протеже.
Первоначальный период наблюдения может быстро взрастить семена фрустрации и сомнения. Исследователь может не спать ночами, сокрушаясь своим промахам и неудачам. Иногда кажется, что из проекта ничего никогда не получится, недостаточен собственный уровень подготовки, кто-либо из коллег наверняка сделал бы то же самое гораздо лучше и быстрее. Между тем все эти переживания являются почти неизбежной частью сбора данных. Более того, этот период, когда обострены все органы чувств и наступает время для проверки собственных способностей — эмоциональных, интеллектуальных, физических, является также временем оживления, быстрой учебы на собственных ошибках. Стадия входа обостряет и чувство радости, и чувство боли, которых нельзя избежать независимо от того, какую проблему вы изучаете.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Качественные методы в полевых социологических исследованиях
- Методология двойной рефлексивности Москва «Логос» 1999
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках.......... 35ю
- Часть II. Перед полем............ 77
- Часть III. В поле................... 119
- Часть IV. После поля........... 235
- Услышать и понять партнера по социальному процессу (Заметки после чтения рукописи.)
- Введение
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках Глава 1. Очерки истории качественных методов в социальных науках
- Антропологический подход б.Малиновского
- Английские социальные исследования ч.Бута, с.Уэбба и б.Уэбб
- Чикагская школа
- Русские этнографические программы в.Н.Тенишева
- Методическая "оттепель" 90-х годов: актуальность развития качественных методов в современной отечественной социологии
- Глава 2. Теоретические основы качественных методов в социальных науках Между позитивизмом, феноменологией, понимающей социологией и символическим интеракционизмом
- Социальная конструкция реальности п.Бергера, т.Лукмана
- Символический интеракционизм ч.Кули, у.Томаса, Дж.Г.Мида
- "Социология повседневности" а. Шютца
- Когнитивный стиль — центральный элемент познания социальной реальности
- Интерсубъективный мир как специфическая форма социальности
- Система релевантности и избирательная активность сознания
- Общий тезис взаимных перспектив или как возможно понимание
- Социальное происхождение и распределение знания
- "Фоновые ожидания" и этнометодология г.Гарфинкеля
- "Гарфинкелинг" и аномия
- "Обоснованная теория" а.Страусса
- Поиск "открытых горизонтов типичности"
- Что такое "качественные методы"?
- Часть II. Перед полем Глава 3. Проектирование качественного исследования Проблемы поиска действенного компромисса при проектировании исследования
- Вширь или вглубь?
- Единицы анализа
- Выбор поля
- Проблема доступа
- Планирование выборки
- Размер выборки
- Проблема объективности и субъективности в качественном исследовании
- Глава 4. Создание полевой исследовательской группы
- Специфические требования к отбору полевых исследователей
- Возраст
- Общее и интеллектуальное развитие
- Коммуникабельность
- Деловые качества
- Мотивация
- Сенситивность
- Семья или одиночки
- Интервьюер-иностранец
- Глава 5. Метод "Длинного стола"
- Правила и ритуалы "Длинного стола"
- Сценарии заседаний "Длинного стола"
- Требования к ведущему "Длинного стола"
- Часть III. В поле Глава 6. Наблюдение
- Обыденные и научные представления о наблюдении
- Ценность наблюдения
- Методы наблюдения
- Роль наблюдателя: участник или посторонний?
- Явное и скрытое наблюдение
- Продолжительность наблюдения
- Фокусировка наблюдения
- Что наблюдать
- Физические условия
- Социальные условия
- Формальные взаимодействия
- Неформальные взаимодействия и незапланированные действия
- Вербальные коммуникации
- Невербальные коммуникации
- Зачем фиксировать то, чего не происходит
- Работа в поле: сбор данных
- Ведение полевых записей
- Из полевых дневников
- Из полевых заметок о реальной экономике
- Наблюдение, интервью и работа с документами
- Технология полевой работы и наблюдение
- Этапы полевой работы
- Что говорить и что делать в поле
- Рутина полевой работы
- Завершение работы в поле
- Наблюдатель и объект наблюдения
- Глава 7. Интервью
- Как землю отбирали
- Введение в "качественное" интервью
- Типы "качественного" интервью
- Содержание интервью: какие вопросы задавать!
- Последовательность вопросов
- Формулировки вопросов
- Открытые вопросы
- Скрытый смысл в вопросах
- "Одноствольные" вопросы
- Ясность вопросов
- Вопросы "почему?"
- Взаимоотношения с респондентами: доброжелательный нейтралитет
- Нейтральные вопросы
- Использование иллюстративных примеров в вопросах
- Ролевые и имитационные вопросы
- Вступительные слова и замечания
- Уточнения и вопросы "вдогонку"
- Контроль за ходом интервью
- Глубинное интервью
- Истории жизни: "Расскажите о себе все, что хотите" или "Мне бы хотелось спросить Вас о..."
- Свободный рассказ
- Иллюзия невмешательства
- "Метод слоеного пирога"
- Сценарий жизни респондента в качественном исследовании
- Помочь вспомнить
- Социально-психологические особенности работы с респондентом в российских селах
- Проблема диссонанса ролей при работе с сельским респондентом
- Групповое фокусированное интервью (метод "фокус-групп")
- Фиксация данных в качественном интервью
- Запись интервью на диктофон
- Составление транскриптов интервью
- Ведение записей в ходе интервью
- После интервью
- Интервью и этические проблемы
- "Реальное я" и "духовное я"
- Респондент в возрасте: проблема взаимопонимания
- О роли "попутчика" в беседе
- Проблемы контакта "на равных"
- Часть IV. После поля Глава 8. Анализ и интерпретация качественных данных
- Фокусировка анализа
- Стратегии анализа интервью
- Стратегии анализа наблюдений
- Начало анализа
- Организация данных
- Контент-анализ
- Компьютерная обработка данных
- Исследование случая
- Содержание анализа случая
- Индуктивный анализ
- "Естественные" типологии
- Два примера "естественных" типологий, сконструированных респондентом
- Аналитические типологии
- Пример аналитической типологии: избиратели 1995 г.
- Модели и категориальные системы
- Логический анализ
- Интерпретация данных: причины, следствия, взаимосвязи
- Переход от интервью к анализу: власть на селе
- Составление отчета
- Баланс между описанием и интерпретацией
- Краткое содержание работы
- Помнить о своей аудитории
- Техника написания отчета
- Искусство задавать вопросы самому себе
- Мозговом штурм
- Составление плана
- Изложение цели
- Черновые наброски
- Работа с черновиками
- Проблема надежности
- Техники для улучшения качества анализа
- Полнота анализа: проверка конкурирующих объяснений
- Пример двух взглядов на людей и события
- Негативные случаи
- Триангуляция
- Триангуляция методов: примирение качественных и количественных данных
- Триангуляция источников качественных данных
- Аналитическая триангуляция
- Теоретическая триангуляция
- Связь методов и данных
- Надежность исследователя
- Эффект исследователя
- Краткие выводы
- Заключение
- Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни
- Неокантианская эпистемологическая традиция: философские корни методологии
- "Частности" методологии двойной рефлексивности
- Сильные и слабые стороны методологии двойной рефлексивности: каталог
- Междисциплинарный подход в изучении проблем власти на селе
- Методика советско-британского социологического исследования советского села Тема: "бюджет семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "бюджет времени семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "история семьи"
- 1. Методология работы над темой
- III. Формы представления итоговых материалов
- Тема: "социально-пространственная картина жизни сельского населения"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "власть на селе"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Литература