logo
Kovalev Kachestvennye metody

Содержание интервью: какие вопросы задавать!

В ходе планирования интервью приходится принимать множество решений, независимо от того, будет ли интервью рождаться непосредственно в поле, или будет тщательно готовиться в форме стандартизированного задолго до выхода в него. Следует решить в первую очередь, какие именно вопросы необходимо задавать, в каком порядке их задавать, насколько эти вопросы должны быть детальными, как долго следует проводить интервью и какие слова использовать при формулировке вопросов. Все эти проблемы нуждаются в решении, правильность которых во многом определяет качество полученной информации. В целом можно выделить шесть основных типов вопросов, которые могут быть заданы респондентам и которые могут встретиться практически в любом случае.

Опыт и поведение.Эти вопросы относятся к тому, что респондент делает или уже сделал. Они направлены на точное описание прошлого опыта, поведения, действий.

Мнения и оценки.Эти вопросы направлены на понимание процессов познания и интерпретации. Ответы на эти вопросы помогают нам понять то, что люди думают о тех или иных вещах — целях, намерениях, желаниях и оценках: "Что Вы думаете о...?", "Каково Ваше мнение...?"

Чувства.Эти вопросы направлены на понимание эмоционального отношения людей к их опыту и мыслям. Принято считать, что чувства представляют эмоциональный отклик людей на то, что происходит с ними или вокруг них и рождаются спонтанно. Чаще всего для выявления чувств в вопросах используются прилагательные.

Было бы ошибкой ставить знак равенства между мнениями и чувствами. Аналитические заключения, интерпретации или мнения не могут служить ответами на вопросы о чувствах. Если Вы хотите понять эмоциональную реакцию — задавайте вопросы о чувствах. Если Вы собираетесь понять то, что думает респондент, следует задавать вопросы о мнениях, верованиях и суждениях, но не о чувствах.

Знания.Вопросы о знании задаются для того, чтобы выяснить, какой фактической информацией обладает респондент. Знания — не мнения и не чувства.

Ощущения.Это вопросы о том, что респондент ощущает с помощью своих органов чувств. Цель этих вопросов — познакомиться с сенсорным аппаратом респондента. Задавая сенсорные вопросы, интервьюер пытается описать стимулы, которые влияют на респондента.

Демографические и фоновые вопросы.Эти вопросы касаются выяснения идентифицирующих характеристик респондента. Ответы на них помогают сравнить респондента с другими людьми. Стандартные фоновые вопросы касаются возраста, образования, занятия, места жительства и т.п. Они отличаются от вопросов о знании прежде всего своим рутинным характером.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4