logo
Kovalev Kachestvennye metody

Открытые вопросы

Главная проблема качественного интервью — как уменьшить влияние заранее предопределенных ответов при сборе данных. В использовании стратегий качественного интервью для сбора данных важно задавать открытые вопросы. Это означает, что вопросы должны быть поставлены так, чтобы дать возможность респондентам отвечать на них своими словами.

Стандартный количественный опросник позволяет респонденту сделать выбор из ограниченного круга альтернатив, например: совершенно удовлетворен, удовлетворен, не совсем удовлетворен, совсем не удовлетворен. В данном случае ясно, что предложенный респонденту вопрос являлся закрытым, а набор альтернатив — ограниченным и заранее предопределенным. Чаще всего, в том случае, если интервью ведется с использованием закрытого вопросника, респонденту отведена пассивная роль. Он только подтверждает или отрицает то, что сообщает ему интервьюер, который практически лишен возможности выяснить мотивы положительного или отрицательного ответа. Но если вопрос является действительно открытым, респондент может употреблять любые слова для выражения своих чувств, оценок или мнений, пусть даже для этого ему понадобится не одно—два слова, вроде "да" или "нет", а десятки предложений.

При конструировании открытых вопросов в процессе интервью с респондентом следует придерживаться внутреннего диалога, который ведет респондент, задавая сам себе вопросы и отвечая на них. Особенно внимательно надо относиться к перефразированию респондентом вопросов исследователя. Например, в интервью о предстоящих выборах наш сельский респондент переспрашивает и уточняет вопрос интервьюера: "Вы спрашиваете как пройдут выборы в нашем селе? Давайте порассуждаем. Вопрос вопросов — за кого будут голосовать? Так вот давайте подумаем. Нынешние власти..."