Переход от интервью к анализу: власть на селе
Данные примеры показывают как поэтапно из первичного материала — расшифровки записей интервью, сделанных исследователями в российских селах в начале 90-х годов, создавался аналитический текст по теме "Власть на селе".
На первом этапе качественного анализа исследователь изучает все материалы интервью, дневниковых записей и наблюдений, которые, по его мнению, содержат информацию о властных отношениях. Сюжеты о власти могут со-держаться в беседах на любые темы интервью с респон-дентом. Приведем фрагмент беседы с сельским респонден-том на тему "Ремесла на селе", где житель села вспоминает о мастерах-жестянщиках:
«А он вечно занимался жестяной работой: ведра делал, кухни делал, крыши крыл, красил... У него эта работа отличная была. И брат у него такой же был. Тоже занимался этим. Вот это мастера были!
Они и в районе, и во всех селах работали. И их уже знали! Василий Алексеевич и Иван Алексеевич.
Василий рассказывал, как его один раз райком крышу красить заставил. Вызвали: "Крась, мол!" Приказывают. Даром, заметь... Ему неохота, противно. Ну, он и удумал одну вещь. Маленько полазил, покрасил, потом углядел кучку песчаную внизу. Кисточку свою почистил, в тряпку завернул, прибрал. И ка-ак на кучку сиганет! Откатился на сторону, на землю и: "Ох-ох, бок зашиб, руку зашиб!" Жалуется, как будто и по правде зашибся. Райком выскочил, смотрит, злится. Ну все-таки отстал...»
В.Виноградский
Здесь внимание аналитика привлек эпизод, где районная власть заставляет жителя села даром выполнять какую-то работу.
Другой фрагмент взят из записи беседы с жителем села о наиболее уважаемых односельчанах:
«Были такие, которых уважали, но официальные должности не занимали. Таким был Евграф Семенович Кульков. Всегда его отправляли судиться от имени колхоза.
Например, какая-то организация подает в суд. Кулькова уговаривают, дают доверенность как представителю. Не было случая, чтобы Евграф Семенович не выиграл дело. Он был еще членом правления сельпо. Как в сельпо трудно с продуктами — председателем была Блинова Анна Федоровна — она обращается к Кулькову, чтобы тот съездил в облпотребсоюз, минуя райпотребсоюз.
У Кулькова для этого был специальный костюм. Валенки, прошитые льняной веревкой, армяк, шапка, подпояшется веревкой. В таком виде он идет сразу к председателю райпот-ребсоюза, причем подгадывает прямо к этому совещанию. Секретарша не пускает. Кульков начинает громко говорить, шум, в кабинете услышали. Кульков: "Здрасьте, я из горо-денского сельпо. Торговать нечем. Вот прислали, помогите".
Председатель взглянет и ужаснется — правда, если посланец в таком виде, то точно, торговать уже нечем. А тут из обкома партии сидят. Ну, что Вам нужно? Вот список! Председатель торопится, чтобы ушел быстрее — подписывает. Кульков: "А вот еще беда — чай пить нечем". Вот еще список на кондитерские товары. И назад он целую машину и привезет».
Этот эпизод аналитик выделил из текста, так как здесь содержится упоминание о взаимоотношении крестьян с представителями районной власти в вопросах обеспечения товарами первой необходимости.
Следующий фрагмент взят из полевого дневника исследователя, где описана встреча с родственницей хозяйки дома, где проживали исследователи во время экспедиции в одном из сел Саратовской области:
«Вечером пришла родственница тети Нюры, Вера. Она оказывается работает заведующей сельской библиотекой. Я расспросил ее о том, кто записан и что берут читать. Договорились на среду о встрече к 11 часам. Кстати, она рассказала интересную историю о том, как она у районного начальства выбила для библиотеки новое помещение.
Библиотека раньше находилась в старой избе, где постоянно протекала крыша и портились книги. Ей часто, когда начинался дождь приходилось бегать в библиотеку подставлять ведра под воду, которая капала с потолка. Помещение много лет не ремонтировалось, просьбы о выделении денег на ремонт крыши оставались без ответа. О новом помещении не приходилось и мечтать. Районное начальство из отдела культуры было в курсе плачевного состояния тепловской библиотеки, но реально ничем помочь не могло.
Но вот, как-то раз Вера узнает, что из областного отдела культуры должна приехать комиссия по проверке состояния "культуры" в селе и должны осмотреть клуб и библиотеку. Тогда она собирает своих родственников и ночью они приходят в библиотеку и ломают потолочное перекрытие, как будто оно прогнило от постоянной сырости и, кажется, еще с полом что-то делают. Когда на следующий день в библиотеку пришли члены этой комиссии, то они увидели огромную дыру в потолке, книги засыпанные штукатуркой, проваленный пол. Комиссия пришла в ужас и устроила районному начальству страшный разнос. После чего под библиотеку местный колхоз выделил часть нового коттеджа, предназначенного для семей специалистов хозяйства.
Интересно, что я уже не в первый раз слышу, как крестьяне, чтобы что-либо получить у начальства доводят ситуацию до абсурда, доламывают технику, чтобы получить новую или намеренно выполняют дурацкий приказ начальства так, чтобы он привел к плачевным последствиям, чтобы избавиться от начальника или заставить считаться с собой, хотя можно было бы этого избежать».
Этот фрагмент, очевидно, был выделен для анализа темы власти, так как он также содержит упоминание о роли внешней власти и способах воздействия на нее.
Таких фрагментов из материалов исследования было выделено около 60. Этого было достаточно, чтобы начать работу по группировке цитат для этапа преданализа по теме "Власть на селе". Цитаты выстраиваются в зависимости от соответствия теме власти и более конкретной подтемы, например, "отношения крестьян с районной властью". Подтема кодируется, например, "крестьяне и райком" и далее все цитаты объединяются в тематический блок и нумеруются или снабжаются еще дополнительными кодами или пометками. Например: "Крестьяне и райком—обком" ("оружие слабых" 7, 12, 21).
7. «Один раз райком крышу красить заставил. Вызвали: "Крась, мол!" Приказывают. Даром, заметь... Ему неохота, противно».
21. "Помещение много лет не ремонтировалось, просьбы о выделении денег на ремонт крыши оставались без ответа. О новом помещении не приходилось и мечтать. Районное начальство из отдела культуры было в курсе плачевного состояния тепловской библиотеки, но реально ничем помочь не могло..."
Этот этап особенно важен для качественного анализа. Здесь прослеживается повторяемость сюжетных линий в интервью с разными респондентами. Определяются основания для последующей классификации поведенческих актов или мотивировок поведения акторов в представлении респондентов и исследователя.
В нашем примере, аналитик выделил в цитатах несколько сюжетных линий. Одна из них описывает, по его мнению, роль районной и областной власти в жизни жителя села, а другая свидетельствует о наличии некого арсенала средств у крестьян, с помощью которого они нейтрализуют засилье властей и заставляют их удовлетворить свои нужды. Здесь следует отметить роль записи в полевом дневнике, где по сути автором сделано аналитическое обобщение о типизации поведения крестьян в контактах с властью. Это заставляет аналитика еще раз обратиться к текстам, где он более целенаправленно выявляет и группирует смысловые единицы, соответствующие понятию "способы защиты подвластных".
Окончательный этап качественного анализа состоит в классификации арсенала "оружия слабых" (данный термин заимствован у Дж.Скотта1), например, в окончательном отчете он выглядит так (фрагмент отчета):
1 Скотт Дж. Оружие слабых: Повседневное сопротивление и его значение // Великий незнакомец. М., 1992. С. 285—286.
«...В этих условиях оттачивается "оружие слабых", чтобы сохранить не только традиционные крестьянские ценности, но и самою жизнь.
Условно, формы скрытого сопротивления власти или виды "оружия слабых", можно разделить на семь групп:
1) "Побег" — это различного рода, избегание под любыми предлогами прямого конфликта с властями. Не дожидаясь репрессий десятки крестьянских семей покинули село еще до коллективизации и во время ее. География исхода была самая широкая. Например, в Поволжье крестьянские семьи мигрировали не только в районные и областные центры России, но и в Среднюю Азию.
В 50-е годы происходил массовый отток молодежи из села. Родители пускались в немыслимые ухищрения, лишь бы устроить свое чадо в городе. Отсутствие паспорта не остановило тех, кто не мог или не хотел приспособиться к реалиям колхозной деревни. А те, кто остался, упражнялись в искусстве избегания "оказаться не вовремя под горячей рукой";
2) "Демонстрация порока". Избегание травмирующей ситуации нажима властей можно осуществить не только убегая за пределы села, но и уходя в самого себя. В этом смысле пьянство и различного рода тяжелые заболевания становятся верным путем ухода от действительности. Демонстрация своих пороков, стремление произвести впечатление слабого, неопасного, зависимого, бесполезного, чтобы отстали, потому что, чего с него возьмешь", — вот одна из причин распространенного "запойного" пьянства в деревне, появления значительного числа инвалидов и хронически больных людей (обращает на себя внимание обилие упоминания в семейных историях за период 30—50-х годов о парализованных родственниках). Вспышка массовых психосоматических заболеваний (паралич конечностей, речи) отмечается в средневековье. Позднее это могло закрепиться как стереотип поведения, как стиль жизни. Не случайны фразы, много раз повторяемые разными респондентами: "От такой жизни как не запить"; "С пьяного да хворого какой спрос"; "Кому работать-то, остались пьяницы, старики, да молодежь вся больная";
3) "Заставь дурака Богу молиться". Две вышеперечисленные группы можно считать крайними проявлениями "тихого" сопротивления, т.е. "тяжелой артиллерией" в арсенале "слабых". Более традиционное и распространенное "оружие слабых" — это демонстрация своей тупости, забитости, интеллектуальной и профессиональной неполноценности. Заставляя власти бесконечно объяснять, втолковывать, можно демонстрировать лояльность, не исполняя при этом требуемые властью действия. Это традиционное крестьянское: "Куда нам дуракам чай пить". Прикинуться простаком, "дурачком" всегда считалось крестьянской доблестью в общении с "городскими", "сторонними" — чужаками. Но, иногда, эта "игра" принимала прямо противоположный характер. Демонстрировалась "сверхактивность", когда субъект с "бешеной энергией" принимался за дело, стремясь "наломать побольше дров", чтобы в результате часть вины за содеянное легла на "власть", потому что она не все предусмотрела, плохо объяснила и не научила. Финал тот же — демонстрация лояльности, впечатление "верного" человека, с которым тем не менее лучше не связываться. Примеров довольно много. Это переломанная "от неумелого обращения техника", перепаханные "не там" и "не так" поля, затопленные мелиорацией земли на фоне замечания, что "настоящий хозяин так бы никогда не сделал";
4) "Довести до абсурда". Это как бы продолжение предыдущего вида "оружия". Например, для того чтобы добиться от властей желаемого или защитить от их вмешательства, существующую ситуацию доводят до абсурда. Приводят в окончательную негодность строения или технику, чтобы добиться средств для ремонта;
5) "Столкни лбами". В связи с увеличением аппарата управления, в хозяйстве появилось значительное число руководителей, дублирующих друг друга. Например, заведующий фермой, зоотехник, главный зоотехник. Избежать наказания, судя по рассказам рядовых работников, за нарушение дисциплины или иные проступки, можно было используя силу взаимоисключающих распоряжений руководителей разного уровня. Поэтому тогда часто можно было услышать фразы типа: "Мы не знаем кого слушать. Вы сначала договоритесь между собой";
6) "Покровитель". Заручиться поддержкой и защитой высокого покровителя для обеспечения безопасности — одно из распространенных видов "оружия слабых". "Покровителями" в селе могли быть хозяйственные и партийные руководители, их жены или родственники. Чтобы завоевать их расположение им оказывались личные услуги или использовались родственные связи. Особенно престижно было иметь "покровителя" из числа районного начальства, от которого зависели непосредственные руководители;
7) "Шантаж". В арсенале "оружия слабых" косвенный шантаж встречается довольно часто. В беседах с респондентами, когда они объясняют причины своих "неблаговидных" поступков, очень часто встречаются ссылки на аналогичные поступки представителей власти. "Они тоже воруют, пьют и..." Руководитель, за которым "водится грех", как правило, редко бывает "принципиальным и требовательным" к подчиненным, которые "в курсе" его деяний.
Нельзя сказать, что все эти виды "оружия слабых" характерны только для крестьянства. Нет, они присущи всем социальным группам общества. Различия только в масштабе и частоте применения. Кроме этого, следует учитывать специфику сельского образа жизни, например, публичность личной жизни крестьянина (любого сельского жителя), которое делает распространенным "шантаж". Или традиционную силу родства и землячества в поиске "покровителя».
Yandex.RTB R-A-252273-3- Качественные методы в полевых социологических исследованиях
- Методология двойной рефлексивности Москва «Логос» 1999
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках.......... 35ю
- Часть II. Перед полем............ 77
- Часть III. В поле................... 119
- Часть IV. После поля........... 235
- Услышать и понять партнера по социальному процессу (Заметки после чтения рукописи.)
- Введение
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках Глава 1. Очерки истории качественных методов в социальных науках
- Антропологический подход б.Малиновского
- Английские социальные исследования ч.Бута, с.Уэбба и б.Уэбб
- Чикагская школа
- Русские этнографические программы в.Н.Тенишева
- Методическая "оттепель" 90-х годов: актуальность развития качественных методов в современной отечественной социологии
- Глава 2. Теоретические основы качественных методов в социальных науках Между позитивизмом, феноменологией, понимающей социологией и символическим интеракционизмом
- Социальная конструкция реальности п.Бергера, т.Лукмана
- Символический интеракционизм ч.Кули, у.Томаса, Дж.Г.Мида
- "Социология повседневности" а. Шютца
- Когнитивный стиль — центральный элемент познания социальной реальности
- Интерсубъективный мир как специфическая форма социальности
- Система релевантности и избирательная активность сознания
- Общий тезис взаимных перспектив или как возможно понимание
- Социальное происхождение и распределение знания
- "Фоновые ожидания" и этнометодология г.Гарфинкеля
- "Гарфинкелинг" и аномия
- "Обоснованная теория" а.Страусса
- Поиск "открытых горизонтов типичности"
- Что такое "качественные методы"?
- Часть II. Перед полем Глава 3. Проектирование качественного исследования Проблемы поиска действенного компромисса при проектировании исследования
- Вширь или вглубь?
- Единицы анализа
- Выбор поля
- Проблема доступа
- Планирование выборки
- Размер выборки
- Проблема объективности и субъективности в качественном исследовании
- Глава 4. Создание полевой исследовательской группы
- Специфические требования к отбору полевых исследователей
- Возраст
- Общее и интеллектуальное развитие
- Коммуникабельность
- Деловые качества
- Мотивация
- Сенситивность
- Семья или одиночки
- Интервьюер-иностранец
- Глава 5. Метод "Длинного стола"
- Правила и ритуалы "Длинного стола"
- Сценарии заседаний "Длинного стола"
- Требования к ведущему "Длинного стола"
- Часть III. В поле Глава 6. Наблюдение
- Обыденные и научные представления о наблюдении
- Ценность наблюдения
- Методы наблюдения
- Роль наблюдателя: участник или посторонний?
- Явное и скрытое наблюдение
- Продолжительность наблюдения
- Фокусировка наблюдения
- Что наблюдать
- Физические условия
- Социальные условия
- Формальные взаимодействия
- Неформальные взаимодействия и незапланированные действия
- Вербальные коммуникации
- Невербальные коммуникации
- Зачем фиксировать то, чего не происходит
- Работа в поле: сбор данных
- Ведение полевых записей
- Из полевых дневников
- Из полевых заметок о реальной экономике
- Наблюдение, интервью и работа с документами
- Технология полевой работы и наблюдение
- Этапы полевой работы
- Что говорить и что делать в поле
- Рутина полевой работы
- Завершение работы в поле
- Наблюдатель и объект наблюдения
- Глава 7. Интервью
- Как землю отбирали
- Введение в "качественное" интервью
- Типы "качественного" интервью
- Содержание интервью: какие вопросы задавать!
- Последовательность вопросов
- Формулировки вопросов
- Открытые вопросы
- Скрытый смысл в вопросах
- "Одноствольные" вопросы
- Ясность вопросов
- Вопросы "почему?"
- Взаимоотношения с респондентами: доброжелательный нейтралитет
- Нейтральные вопросы
- Использование иллюстративных примеров в вопросах
- Ролевые и имитационные вопросы
- Вступительные слова и замечания
- Уточнения и вопросы "вдогонку"
- Контроль за ходом интервью
- Глубинное интервью
- Истории жизни: "Расскажите о себе все, что хотите" или "Мне бы хотелось спросить Вас о..."
- Свободный рассказ
- Иллюзия невмешательства
- "Метод слоеного пирога"
- Сценарий жизни респондента в качественном исследовании
- Помочь вспомнить
- Социально-психологические особенности работы с респондентом в российских селах
- Проблема диссонанса ролей при работе с сельским респондентом
- Групповое фокусированное интервью (метод "фокус-групп")
- Фиксация данных в качественном интервью
- Запись интервью на диктофон
- Составление транскриптов интервью
- Ведение записей в ходе интервью
- После интервью
- Интервью и этические проблемы
- "Реальное я" и "духовное я"
- Респондент в возрасте: проблема взаимопонимания
- О роли "попутчика" в беседе
- Проблемы контакта "на равных"
- Часть IV. После поля Глава 8. Анализ и интерпретация качественных данных
- Фокусировка анализа
- Стратегии анализа интервью
- Стратегии анализа наблюдений
- Начало анализа
- Организация данных
- Контент-анализ
- Компьютерная обработка данных
- Исследование случая
- Содержание анализа случая
- Индуктивный анализ
- "Естественные" типологии
- Два примера "естественных" типологий, сконструированных респондентом
- Аналитические типологии
- Пример аналитической типологии: избиратели 1995 г.
- Модели и категориальные системы
- Логический анализ
- Интерпретация данных: причины, следствия, взаимосвязи
- Переход от интервью к анализу: власть на селе
- Составление отчета
- Баланс между описанием и интерпретацией
- Краткое содержание работы
- Помнить о своей аудитории
- Техника написания отчета
- Искусство задавать вопросы самому себе
- Мозговом штурм
- Составление плана
- Изложение цели
- Черновые наброски
- Работа с черновиками
- Проблема надежности
- Техники для улучшения качества анализа
- Полнота анализа: проверка конкурирующих объяснений
- Пример двух взглядов на людей и события
- Негативные случаи
- Триангуляция
- Триангуляция методов: примирение качественных и количественных данных
- Триангуляция источников качественных данных
- Аналитическая триангуляция
- Теоретическая триангуляция
- Связь методов и данных
- Надежность исследователя
- Эффект исследователя
- Краткие выводы
- Заключение
- Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни
- Неокантианская эпистемологическая традиция: философские корни методологии
- "Частности" методологии двойной рефлексивности
- Сильные и слабые стороны методологии двойной рефлексивности: каталог
- Междисциплинарный подход в изучении проблем власти на селе
- Методика советско-британского социологического исследования советского села Тема: "бюджет семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "бюджет времени семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "история семьи"
- 1. Методология работы над темой
- III. Формы представления итоговых материалов
- Тема: "социально-пространственная картина жизни сельского населения"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "власть на селе"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Литература