logo
Kovalev Kachestvennye metody

Вступительные слова и замечания

Цель вступительных слов — дать респонденту понять, о чем именно его будут спрашивать. Вступление может играть две функции: во-первых, оно предупреждает респондента о природе вопросов, которые ему будут задаваться, мобилизует и фокусирует его внимание, во-вторых, вводные замечания, которые делает интервьюер, дает респонденту несколько секунд для того, чтобы тот сосредоточился на задаваемом далее вопросе. Такие вступления могут сделать ход интервью более плавным и свести к минимуму неприятные паузы, которые возникают тогда, когда респондент пытается вспомнить необходимую информацию. Существует несколько различных форм, которые используются для вводных замечаний.

Переходная форма заключается в том, что интервьюер объявляет о завершении одного раздела или темы интервью и о начале нового раздела или темы: "Мы говорили о членах Вашей семьи — кто они и чем занимаются? Сейчас я хотел бы задать Вам несколько вопросов о Ваших друзьях и товарищах по работе". В переходном заявлении обычно говорят интервьюеру: "Это то, где мы с Вами только что находились... а это — то, куда мы сейчас двинемся". Делать переходные замечания лучше всего в том случае, если без них переход от одного блока к другому будет казаться респонденту нелогичным и хаотическим. Альтернативной формой перехода является суммирующий переход, или подведение промежуточных итогов. Этот тип переходных замечаний подводит итог разделу интервью с помощью повторения сказанного респондентом. Здесь можно спросить респондента, правильно ли его поняли, не хочет ли он что-то добавить или пояснить перед началом новой темы. Прежде чем начинать озвучивать эту связку, интервьюеру следует убедиться, что он не прерывает респондента, если тому еще есть что сказать: "Прежде чем мы перейдем к следующему разделу, позвольте мне убедиться, что я понял Вас правильно и ничего не упустил. Прежде чем я задам Вам несколько вопросов на другую тему, скажите пожалуйста, нет ли чего-то такого, что Вы хотите добавить?"

Суммирующий переход позволяет респонденту понять, что интервьюер его внимательно слушает и беспокоится о том, чтобы донести слова своего собеседника без искажений и максимально полно. Вместе с тем такая тактика оставляет респонденту шанс внести необходимые дополнения и уточнения. Наконец, суммировка сигнализирует о том, что настало время перейти к другим вопросам и дает респонденту понять, какие вопросы последуют далее.

Форма непосредственного объявления подразумевает прямое заявление о том, какой вопрос будет задан следующим. Предисловие к вопросу смягчает его резкость или неожиданность. Такие предисловия помогут сделать интервью более разговорным и плавным. "Позвольте мне спросить Вас о том, как изменилась Ваша жизнь после перехода на новую работу? Что нового в ней появилось и от чего Вам пришлось отказаться?"

Разумеется, в определенных ситуациях может оказаться, что лучше задать прямой вопрос, без всяких вводных слов или предисловий. В любом случае следует помнить, что постоянные повторения одной и той же формы или механическое повторение одного и того же приема сделает интервью неуклюжим и неестественным.

Предисловие, мобилизующее внимание респондента, представляет собой замечания относительно следующего вопроса. Это замечание может касаться важности вопроса, его трудности, деликатности или любой другой характеристики, которая, по мнению интервьюера, мобилизует внимание респондента и отношение его к выбору ответа:

"Мой следующий вопрос особенно важен для нашего проекта";

"Мой следующий вопрос может показаться Вам довольно расплывчатым, но постарайтесь ответить на него так, как Вы его поняли";

"На мой следующий вопрос Вам, возможно, будет непросто ответить, но тем не менее..."

Предисловие, мобилизующее внимание, дает понять респонденту, что вопрос, который ему задают, имеет какую-то уникальную особенность, отличающую его от других.

Привычка делать замечания относительно задаваемых вопросов позволяет интервьюеру активнее участвовать в беседе, избегая комментариев к ответам респондента. Интервьюер получает возможность сказать нечто такое, что позволяет ему выйти за рамки незавидной роли простого "задавальщика вопросов". В результате интервью становится более интересным для самого собеседника, и беседа оказывается более комфортной и живой.