logo
Kovalev Kachestvennye metody

Система релевантности и избирательная активность сознания

Таким образом, интерес к объекту восприятия, связанный с наличной целью, и система релевантности, которая отвечает за идентификацию и опознание элементов социальной реальности, определяют избирательную активность сознания. В результате в каждом объекте окружающего мира можно выделить индивидуальные и типичные характеристики, которые находятся в "поле не подверженного сомнению предшествующего опыта". Избирательная активность сознания проявляется в том, насколько далеко субъект хочет и может проникнуть в это поле предшествующего опыта, где горизонты типичности всегда открыты.

Замечание об "открытых горизонтах типичности" позволяют найти одно из объяснений иллюзорности понимания другого. Если типизация образа происходит в поле биографического опыта, который в силу индивидуальных различий раздвигает или сужает горизонты знаний, определяющие размер этого поля, то степень типизации объекта и интерпретация его значений, которые содержат знания о нем, будут зависеть от объема этих знаний. Профессиональный социолог в принципе обладающий более широкими горизонтами знаний о социальной структуре общества, чем респондент, может понимать смысл сказанного ему респондентом совсем иначе. Часто, задавая свои вопросы, он имеет в виду такие "вещи", которые его респондент попросту не видит в своей среде, так как в поле его типизации не содержится образцов для идентификации.

Например, „вопрос о типах стратегии выживания в крестьянской среде часто вызывает непонимание и раздражение респондента, который с обидой заявляет, что они "здесь не выживают, а живут и всегда жили. Пусть иногда лучше, а иной раз хуже, но жили, а не выживали".

Здесь отчетливо видно несовпадение горизонтов знания и разный жизненный опыт. Исследователь, стремящийся типизировать поведение крестьян, "загнать" их поведение в определенные рамки классификации, видит и интерпретирует смысл поведения и речи исходя из своей типизации. Крестьянин, обладая своим жизненным опытом и основываясь на нем, просто не замечает и не осознает, что живет по каким-то "стратегиям" или воспринимает их совсем в других образах и понятиях, которые могут быть неизвестны исследователю.

Точно также, если бы крестьянин спросил социолога: Как у вас там погода?", — подразумевая под этим чаще всего виды на урожай и, получив ответ, дающий оценку с точки зрения пляжного сезона, сделал бы неверные выводы о температуре, влажности, скорости ветра и прочих параметрах состояния атмосферы, которые даже неосознанно для себя всегда отмечает землепашец и о существовании которых может не подозревать горожанин, если, конечно, он не метеоролог.

Этот пример показывает, как на первый взгляд банальная мысль о том, что люди по-разному воспринимают и понимают одни и те же слова или друг друга, приобретает совсем нетривиальный характер, когда ставится вопрос о том, почему это происходит и как можно достичь понимания, не оказываясь в положении героя Н.В.Гоголя, для которого все, что он не видит сам, то для него ложь.