logo
Kovalev Kachestvennye metody

"Фоновые ожидания" и этнометодология г.Гарфинкеля

Л.Ионин, резюмируя результаты наблюдений и экспериментов Г.Гарфинкеля, сделал следующие выводы о понятии "фоновых ожиданий":

1. "Фоновые ожидания" представляют собой "видимые, но не замечаемые", постоянно реализующиеся в ходе взаимодействия, но неосознаваемые описания членами общества структур взаимодействия, в которых они участвуют;

2. Эти описания существуют в форме моральных правил, санкционированных группой;

3. Описания, обусловленные целями взаимодействия (описания "достаточны для практических целей");

4. Функции "фоновых ожиданий" заключаются: а) в стандартизации и категоризации всякого обыденного взаимодействия; б) в ориентации и координации взаимодействия с другими членами группы; в) в обнаружении отклонений от нормального хода событий; г) в коррекции хода взаимодействия и в осуществлении успешного (санкционированного) поведения;

5. Тесная связь "фоновых ожиданий" с "социальными аффектами"3.

3 Иония Л.Г. Понимающая социология. М.: Наука, 1979. С. 147.

Таким образом "фоновые ожидания" представляют собой, по мнению Г.Гарфинкеля, основной механизм стандартизации, который феноменология должна выявить и описать. Эти описания содержат типы социальных действий, системы типовых идентификаций и интерпретаций действий различных партнеров по общению, которые возникают в процессе коммуникации. Понимание людьми друг друга достигается с помощью "рефлексивности". Это определенная способность к распознаванию не того, что говорит партнер по общению или какой предмет разговора обсуждается, а как он это говорит. Распознается в первую очередь "метод говорения", который представляет собой достаточно широкую гамму контекста высказывания. Например, можно говорить метафорически, иронично, иносказательно, нарративно, вопросительно или утвердительно, фальшиво, туманно, двусмысленно1.

1 Garfinkel Я. Op. cit. P. 28—29.

Рефлексивность позволяет пробиться к смыслу сказанного через различия в терминологии, оговорки, неточности в формулировках, т.е. понять "что имелось в виду". Это похоже на речевые традиции с определенными правилами и, если эти правила соблюдаются, то понимание возможно даже там, где внешне разговор выглядит бессмысленным. Это рефлексия возникает, создается и поддерживается в процессе социального взаимодействия, когда партнеры как бы постоянно неосознанно проводят своеобразный тренинг на тему: "Догадайся, что я имею в виду".

Г.Гарфинкель предложил способ, с помощью которого можно продемонстрировать "фоновые ожидания". Для этого надо нарушить "правила говорения" и действовать вопреки "фоновому ожиданию". Этот метод, получивший название "горфинкелинг" проявляет "фон", являющийся контекстом разговора. Именно тесная связь "фоновых ожиданий" с "социальными аффектами" является ключом к выявлению латентных ожиданий и стоящих за ними моделей социального поведения. Аффекты в виде удивления, раздражения, тревожности, страха, вербальной или невербальной агрессии играют для наблюдателя роль индикаторов для фиксации нарушения "правил" социального взаимодействия.