logo
Kovalev Kachestvennye metody

Роль наблюдателя: участник или посторонний?

Первый и наиболее важный вопрос, который позволяет дифференцировать стратегии наблюдения касается степени, в которой наблюдатель должен участвовать в изучаемом процессе. Выбор между участием и наблюдением "со стороны" — далеко не простое дело. Степень участия, — это скорее непрерывная шкала, одним полюсом которой является полное погружение в наблюдаемое явление, а другим — роль отстраненного зрителя. Между этими двумя крайностями находится большое количество смешанных альтернатив. Степень участия может меняться в зависимости от стадии исследования. В некоторых случаях исследователь может начать с роли постороннего, а позднее стать участником. В других случаях можно сразу же начать наблюдение в качестве непосредственного участника, а потом постепенно сокращать свое вмешательство и в конце концов перейти к роли "чистого" наблюдателя.

Антропологическая традиция справедливо настаивает на том, что включенное наблюдение представляет собой комплексную полевую стратегию, в которой к прямому участию и наблюдению добавляется анализ документов и интервью с респондентами. Только так наблюдатель полностью вовлечен в тот процесс, который он изучает и, в то же время, пытается понять его с помощью личного опыта, наблюдений и неформальных бесед с другими участниками.

Во включенном наблюдении исследователь знакомится так близко, как это только возможно с жизнью тех, кого он изучает. Цель такого участия — сформировать более полное мнение о том, что происходит. Для того чтобы лучше понять происходящее, наблюдатель должен учиться в той степени, в которой это только возможно, думать, смотреть, чувствовать и иногда действовать как представитель чужой группы или культуры, оставаясь, тем не менее, самим собой. В самом общем виде, задача состоит в том, чтобы комбинировать участие и наблюдение так, чтобы понимать происходящее на уровне участника и, в то же время, сохранить способность составить такое же описание, как сторонний наблюдатель.

Степень участия наблюдателя зависит от природы того, что он изучает и множества демографических, социальных и политических факторов. Наблюдатель не сможет, скажем, стать ребенком, но может принимать участие в детских играх в качестве воспитателя. Наблюдатель вряд ли сможет "стать своим" в закрытых элитарных клубах, но может выполнять обязанности обслуживающего персонала и т.д. В любом случае он должен быть гибким, активным и не терять способности контактировать с другими участниками, не нарушая правил и норм данного сообщества.

Распространенная точка зрения гласит, что лучших результатов можно достигнуть только при полном участии, а все остальные стратегии являются суррогатными и не позволяют получить информацию в полном объеме. Такую позицию следует признать заблуждением. На самом деле прямой корреляции между степенью участия и качеством собранной информации не существует. Факторы, которые способны повлиять на качество информации, будут рассмотрены подробно в следующих разделах.