Английские социальные исследования ч.Бута, с.Уэбба и б.Уэбб
Совершенствование исследовательских методов в Англии было тесно связано с работами в области социального реформирования. Вряд ли было бы правильным считать работы Ч.Бута и супругов С. и Б.Уэбб всего лишь стандартными опросами и сбором статистических сведений. Работы Ч.Бута вышли далеко за узкие рамки социологического опроса. Его главная книга "Жизнь и труд жителей Лондона" посвящена изучению проблемы бедности. Ч.Бут был уверен, что описания жизни отдельных семей, существовавшие в литературе того времени, нереалистичны и бесцветны. Поэтому он сам, помимо проведения опросов, решил получить личный опыт жизни в лондонском Ист-Энде, сняв здесь комнату. Исследователь писал: "У меня не было никакого личного опыта и я не сомневался, что множество других людей обладают в 20 или в 100 раз большим опытом жизни в Ист-Энде. Но и то, чему я был свидетелем, было вполне достаточно, чтобы пролить яркий свет на те материалы, которые я использовал и оживить их. Раз в три недели я менял кварталы, в которых снимал жилье, выбирая те, где меня никто не знал и, в качестве постояльца, разделял жизнь с людьми, которые фигурировали в моих записях как принадлежащие к классам С, D и Е. Постепенно я лучше узнавал жизнь и привычки тех людей, у которых снимал жилье, а также знакомился с жизнью многих других людей, которых я наблюдал. Никто из них не подозревал о моих целях, которые, как я верю, бьши честными, и никто не задавал мне никаких вопросов. Люди, среди которых я жил, стали и продолжают оставаться моими друзьями"1.
1 Into Unknown England, 1866—1913: Selections from the Social Explorers. L., 1976.
Такой подход к исследованию жизни лондонских низов вполне созвучен опыту работы Б.Малиновского на Тробрианд-ских островах в Тихом океане. Ч.Бут выбрал для себя роль наблюдателя, участвовавшего в жизни людей, среди которых он находился, хотя вряд ли они догадывались о его научных целях. В дополнение к своем собственному опыту жизни в Ист-Энде, Ч.Бут собирал данные, опрашивая многочисленных информантов. В частности, он беседовал со школьными учителями, сборщиками налогов и санитарными инспекторами, способными рассказать о тех бедных семьях, с которыми они имели дело. Наконец, Ч.Бут использовал также и все документальные свидетельства о жизни в Ист-Энде, которые он смог найти.
Такой подход заставляет изменить расхожее мнение о Ч.Буте, как об исследователе, который всецело разделяет традицию обычных опросов. Об этом свидетельствует и то, как много приемов полевой работы он использовал для того, чтобы дополнить материалы опросов. Возможно, исследование Ч.Бута было первым, в котором предпринята попытка комбинировать статистические сведения с интервью и включенным наблюдением. Количественные данные, таким образом, были поддержаны качественным материалом, который Ч.Бут и его помощники получили на основе личного наблюдения. Более того, они использовали различные методы исследования для проверки полученных данных. Работа Ч.Бута, таким образом, не ограничивалась одним-единственным методом или постановкой одной проблемы.
Тем не менее исследование Ч.Бута поднимает также ряд проблем, касающихся использованных методов и полученных с их помощью данных. Одна из них касается сопоставимости данных, которые собирались разными исследователями. Читая описания, сделанные Ч.Бутом, вполне естественно поставить вопрос о том, в какой степени можно говорить о репрезентативности обследованных семей и индивидов. Материалы Ч.Бута поднимают немаловажный вопрос о взаимоотношении фактов и мнений. Наконец, его исследования отражают социальное положение самого Ч.Бута и его ценности, которые и сформировали его точку зрения на проблемы бедности. Работа Ч.Бута интересна для нас прежде всего тем, что это одна из первых попыток использовать интенсивные полевые методы для изучения собственного общества.
Одной из ближайших помощниц Ч.Бута была Б.Уэбб, долго работавшая с ним, прежде чем начала свои собственные исследования вместе с мужем, С.Уэббом. Несмотря на то, что их самостоятельная работа приходится на начало века, лишь в 1930-х годах супруги Уэбб решились на обсуждение своих методов. Их книга "Методы социального исследования", вышедшая в 1932 г., и автобиография Б.Уэбб "Мое ученичество" посвящены исследовательскому опыту, который основан в большей степени на использовании спектра методов, а не одних лишь опросов. Супруги Уэбб утверждают, что социальное исследование есть искусство ведения записей, применения методов личного наблюдения и интервью, использования документов и библиотечных источников, сбора и манипуляции статистическими материалами — самым общим требованиям здесь является терпение и настойчивость в работе, точность в использовании слов и цифр, быстрота в сборе новых фактов, удовлетворение от того, что продолжаешь двигаться намеченным курсом, и, помимо всего прочего, эта особая форма интеллектуальной любознательности, которая доставляет наслаждение распутыванием и разгадыванием сложных деталей независимо от их непосредственного отношения к главным линиям исследования1.
1 Webb S., Webb В. Methods of Social Study. L., 1932.
Супруги Уэбб полагали, что исследователь должен быть знаком не только с набором исследовательских приемов. Они указывали на то, что ему необходимо четко формулировать свои вопросы, избегать их перегруженности и преодолевать искажения и смещения. Далее, они считали, что исследователь должен изучать социальные институты как целое, а не как социальную проблему. Это сближает их с Б.Малиновским, который защищал точно такой же подход десятью годами ранее. Наконец, Уэббы обсуждали ряд исследовательских методов, которые включают сбор документов, интервьюирование и наблюдение за функционированием организаций.
Без сомнения, Уэббы относились к наблюдению как к одному из важнейших элементов социального исследования. Б.Уэбб имела обширный опыт применения методов наблюдения не только в своей работе с Ч.Бутом, но и в собственных исследованиях. В книге "Мое ученичество" она рассказывала как собирала арендную плату для того, чтобы знакомиться с условиями жизни арендаторов и найти средства улучшить их положение. Она писала: "У меня не было опасений относительно вреда, связанного с вторжением в дома бедняков, но арендную плату нужно было собирать и мне казалось, что малосостоятельным арендаторам лучше
платить деньги людям интеллигентным и доброжелательным, которые были бы способны поведать об их нужде и передать их жалобы тем людям, от которых зависело уменьшение платежей. И это занятие, конечно же, очень хорошо подходило для расширения моего опыта как социального исследователя"1. Под наблюдением оказалась группа семей, спонтанно связанная с социальными и экономическими условиями определенного района. "С самого начала арендаторы относились к нам как к посетителям, не только обладающим более высоким социальным статусом, но как к части их обычной жизни, такой, как школьный учитель или ростовщик"2. Хотя Б.Уэбб играла роль сборщика налогов для того, чтобы получить доступ к тем семьям, которые ее интересовали, ее ценности и точка зрения вполне очевидно свидетельствуют о ее социальном статусе и классовой принадлежности.
1 Webb В. My Apprenticeship. L., 1936.
2 Ibid.
Наблюдение оставалось ключевым элементом работы супругов Уэбб на протяжении всей их научной карьеры. В своем исследовании "потогонной системы", Б.Уэбб посещала портняжные мастерские, работала портнихой, расспрашивала рабочих, хозяев, фабричных инспекторов и оптовых торговцев. В другом своем знаменитом исследовании, посвященном промышленным и торговым профсоюзам именно личные наблюдения за повседневной жизнью этих организаций помогли ей точнее сформулировать ее идеи. Наблюдения давали ей материалы для полевого дневника и были жизненно важны для выработки идей и развития гипотез.
Уэббы были уверены, что в социальном исследовании наблюдения должны быть соединены с другими методами. И вновь, сходство с антропологическим подходом к полевым исследованиям, которое защищал Б.Малиновский, очевидно. Оно проявляется в использовании систематического ведения записей и сбора данных, участия в повседневной жизни для сбора информации и в соединении различных методов социального исследования.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Качественные методы в полевых социологических исследованиях
- Методология двойной рефлексивности Москва «Логос» 1999
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках.......... 35ю
- Часть II. Перед полем............ 77
- Часть III. В поле................... 119
- Часть IV. После поля........... 235
- Услышать и понять партнера по социальному процессу (Заметки после чтения рукописи.)
- Введение
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках Глава 1. Очерки истории качественных методов в социальных науках
- Антропологический подход б.Малиновского
- Английские социальные исследования ч.Бута, с.Уэбба и б.Уэбб
- Чикагская школа
- Русские этнографические программы в.Н.Тенишева
- Методическая "оттепель" 90-х годов: актуальность развития качественных методов в современной отечественной социологии
- Глава 2. Теоретические основы качественных методов в социальных науках Между позитивизмом, феноменологией, понимающей социологией и символическим интеракционизмом
- Социальная конструкция реальности п.Бергера, т.Лукмана
- Символический интеракционизм ч.Кули, у.Томаса, Дж.Г.Мида
- "Социология повседневности" а. Шютца
- Когнитивный стиль — центральный элемент познания социальной реальности
- Интерсубъективный мир как специфическая форма социальности
- Система релевантности и избирательная активность сознания
- Общий тезис взаимных перспектив или как возможно понимание
- Социальное происхождение и распределение знания
- "Фоновые ожидания" и этнометодология г.Гарфинкеля
- "Гарфинкелинг" и аномия
- "Обоснованная теория" а.Страусса
- Поиск "открытых горизонтов типичности"
- Что такое "качественные методы"?
- Часть II. Перед полем Глава 3. Проектирование качественного исследования Проблемы поиска действенного компромисса при проектировании исследования
- Вширь или вглубь?
- Единицы анализа
- Выбор поля
- Проблема доступа
- Планирование выборки
- Размер выборки
- Проблема объективности и субъективности в качественном исследовании
- Глава 4. Создание полевой исследовательской группы
- Специфические требования к отбору полевых исследователей
- Возраст
- Общее и интеллектуальное развитие
- Коммуникабельность
- Деловые качества
- Мотивация
- Сенситивность
- Семья или одиночки
- Интервьюер-иностранец
- Глава 5. Метод "Длинного стола"
- Правила и ритуалы "Длинного стола"
- Сценарии заседаний "Длинного стола"
- Требования к ведущему "Длинного стола"
- Часть III. В поле Глава 6. Наблюдение
- Обыденные и научные представления о наблюдении
- Ценность наблюдения
- Методы наблюдения
- Роль наблюдателя: участник или посторонний?
- Явное и скрытое наблюдение
- Продолжительность наблюдения
- Фокусировка наблюдения
- Что наблюдать
- Физические условия
- Социальные условия
- Формальные взаимодействия
- Неформальные взаимодействия и незапланированные действия
- Вербальные коммуникации
- Невербальные коммуникации
- Зачем фиксировать то, чего не происходит
- Работа в поле: сбор данных
- Ведение полевых записей
- Из полевых дневников
- Из полевых заметок о реальной экономике
- Наблюдение, интервью и работа с документами
- Технология полевой работы и наблюдение
- Этапы полевой работы
- Что говорить и что делать в поле
- Рутина полевой работы
- Завершение работы в поле
- Наблюдатель и объект наблюдения
- Глава 7. Интервью
- Как землю отбирали
- Введение в "качественное" интервью
- Типы "качественного" интервью
- Содержание интервью: какие вопросы задавать!
- Последовательность вопросов
- Формулировки вопросов
- Открытые вопросы
- Скрытый смысл в вопросах
- "Одноствольные" вопросы
- Ясность вопросов
- Вопросы "почему?"
- Взаимоотношения с респондентами: доброжелательный нейтралитет
- Нейтральные вопросы
- Использование иллюстративных примеров в вопросах
- Ролевые и имитационные вопросы
- Вступительные слова и замечания
- Уточнения и вопросы "вдогонку"
- Контроль за ходом интервью
- Глубинное интервью
- Истории жизни: "Расскажите о себе все, что хотите" или "Мне бы хотелось спросить Вас о..."
- Свободный рассказ
- Иллюзия невмешательства
- "Метод слоеного пирога"
- Сценарий жизни респондента в качественном исследовании
- Помочь вспомнить
- Социально-психологические особенности работы с респондентом в российских селах
- Проблема диссонанса ролей при работе с сельским респондентом
- Групповое фокусированное интервью (метод "фокус-групп")
- Фиксация данных в качественном интервью
- Запись интервью на диктофон
- Составление транскриптов интервью
- Ведение записей в ходе интервью
- После интервью
- Интервью и этические проблемы
- "Реальное я" и "духовное я"
- Респондент в возрасте: проблема взаимопонимания
- О роли "попутчика" в беседе
- Проблемы контакта "на равных"
- Часть IV. После поля Глава 8. Анализ и интерпретация качественных данных
- Фокусировка анализа
- Стратегии анализа интервью
- Стратегии анализа наблюдений
- Начало анализа
- Организация данных
- Контент-анализ
- Компьютерная обработка данных
- Исследование случая
- Содержание анализа случая
- Индуктивный анализ
- "Естественные" типологии
- Два примера "естественных" типологий, сконструированных респондентом
- Аналитические типологии
- Пример аналитической типологии: избиратели 1995 г.
- Модели и категориальные системы
- Логический анализ
- Интерпретация данных: причины, следствия, взаимосвязи
- Переход от интервью к анализу: власть на селе
- Составление отчета
- Баланс между описанием и интерпретацией
- Краткое содержание работы
- Помнить о своей аудитории
- Техника написания отчета
- Искусство задавать вопросы самому себе
- Мозговом штурм
- Составление плана
- Изложение цели
- Черновые наброски
- Работа с черновиками
- Проблема надежности
- Техники для улучшения качества анализа
- Полнота анализа: проверка конкурирующих объяснений
- Пример двух взглядов на людей и события
- Негативные случаи
- Триангуляция
- Триангуляция методов: примирение качественных и количественных данных
- Триангуляция источников качественных данных
- Аналитическая триангуляция
- Теоретическая триангуляция
- Связь методов и данных
- Надежность исследователя
- Эффект исследователя
- Краткие выводы
- Заключение
- Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни
- Неокантианская эпистемологическая традиция: философские корни методологии
- "Частности" методологии двойной рефлексивности
- Сильные и слабые стороны методологии двойной рефлексивности: каталог
- Междисциплинарный подход в изучении проблем власти на селе
- Методика советско-британского социологического исследования советского села Тема: "бюджет семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "бюджет времени семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "история семьи"
- 1. Методология работы над темой
- III. Формы представления итоговых материалов
- Тема: "социально-пространственная картина жизни сельского населения"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "власть на селе"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Литература