logo search
Kovalev Kachestvennye metody

Правила и ритуалы "Длинного стола"

За семь лет совместной работы участники "Длинного стола" выработали свои правила и ритуалы совместной работы. Кроме обычных правил ведения групповой дискуссии: не перебивать друг друга, высказываться по очереди, все разговоры "в круг", т.е. во время дискуссии не разговаривать с соседом и т.п., были и свои сложившиеся в процессе совместной работы нормы поведения за "Длинным столом". Эти негласные нормы обеспечивали поддержание дружелюбной и рабочей атмосферы, где члены исследовательского коллектива не боялись говорить из-за опасения "уронить лицо" или показаться некомпетентными:

"Критикуй работу, а не коллегу".Участники обсуждения результатов полевой работы социологов воздерживались от критической оценки самого коллеги. Оценивался не исследователь, а его работа. Критика проявлялась через уточняющие вопросы и сравнения с результатами работы коллег.

Кто начинает обсуждение?Каждая группа отчитывалась по очереди, выступал кто-то один из группы, остальные дополняли по своему желанию. Не принято было явно выделять в группе лидера, за столом все были равны, кроме того, в первом проекте 1990—1993 гг. практически все группы состояли из двух человек, которые самостоятельно распределяли между собой обязанности. Отчет начинали с группы, выделенной по географическому признаку (например, по месту работы группы — "с севера на юг"), либо с группы, которая способна на этой встрече "задать тон", т.е. собрала интересные материалы, нашла новые методические приемы и т.п.

Если же шло обсуждение по отдельным темам исследования, то начинали с того, кто как бы негласно был закреплен за определенным разделом исследования. Например, в нашем проекте были "ответственные" за семейные истории, бюджетные исследования, вопросы экологии, проблемы власти. За каждой темой обычно закреплялись 1—2 исследователя, которые подготавливали для всех групп материалы по своему разделу: изменения в методике, новые задачи, давали определение понятий, справочный материал и т.п.

"Не придираться к словам".Не принято было придираться к словам, оговоркам и т.п. За "Длинным столом" важнее не "как" коллега выражал свою мысль, а "что" он говорил. Обычно в таких случаях руководитель или кто-то из коллег задавал вопрос: "Я не совсем тебя понял. Ты имел в виду?.."