logo search
Kovalev Kachestvennye metody

Контроль за ходом интервью

В процессе проведения интервью одним из наиболее важных факторов является время. Пространные ответы "ни о чем", не относящиеся к делу замечания, бесконечные отступления резко сокращают время, которое должно быть использовано для выяснения центральных, критически важных вопросов. Интервьюер обязан контролировать ход интервью. Этот контроль поддерживается тем, что интервьюер четко сформулировал себе свои цели, правильно задает вопросы и постоянно подает вербальные и невербальные знаки своему собеседнику.

Знание своих целей означает, что интервьюер способен отличить важные ответы от ответов, не относящихся к делу. Недостаточно лишь задать правильный вопрос. Интервьюер, слушая внимательно ответ, должен убедиться в том, что респондент отвечает именно на тот вопрос, который ему задали. Например, вопрос мог быть задан относительно того, что происходило в прошлом, а ответ касался того, что должно было происходить. Именно интервьюер должен добиться того, чтобы на все его вопросы был получен соответствующий ответ. Вербальные и невербальные сигналы также чрезвычайно важны для контроля за процессом интервью. Все эти кивки головой, междометия, ведение рукописных заметок, жесты и даже паузы являются сигналом для респондента, что он находится на правильном пути. Вместе с тем часто необходимо остановить разговорчивого респондента, который сбился с курса. Первый шаг, который необходимо в этом случае сделать интервьюеру — прекратить подавать одобряющие знаки: не кивать головой, попытаться задать новый вопрос, как только в речи респондента будет пауза, прекратить записи, закрыть блокнот, выключить диктофон и принять свободную позу в ожидании. Если эти невербальные сигналы не сработают, предлагается сделать попытку остановить респондента такой, например, фразой: "Позвольте мне прервать Вас на секунду. Правильно ли я Вас понял, что..." Или "Давайте прервемся на мгновение, потому что я хотел бы поговорить об этом позже. Но прежде я хотел бы спросить Вас о..." Иногда неопытные интервьюеры считают, что прерывать своего собеседника было бы невежливо. Конечно, это может быть сделано неловко, но если прервать собеседника с уважением, не задевая его самолюбия, это только поможет интервью. Будет хуже, если позволить собеседнику продолжать, не проявляя искреннего внимания к тому, что он говорит. Экономия времени одинаково полезна для обоих сторон. Именно интервьюер обязан дать понять своему собеседнику, какую информацию он хочет получить. Он должен сделать все, чтобы создать для этого необходимые условия.