logo search
Kovalev Kachestvennye metody

Истории жизни: "Расскажите о себе все, что хотите" или "Мне бы хотелось спросить Вас о..."

Почти любая тема качественного социологического исследования, где используются методы беседы или глубинное интервью с респондентом включает более или менее подробную историю его жизни, рассказанную им самим или некоторые фрагменты этой истории. Методически истории жизни представляют собой традиционное поле качественных методов социологии и родственных ей наук, которые известны под названием "устные истории". В западной социологии известно достаточно много работ, где устные истории, записанные в беседах и интервью, являются важным дополнением к экономическому анализу, основанному на работе со статистикой и отчетными документами. Например, такие работы, как "Ферма и селение" ("The Farm and the Village"), "Сельские сплетни" ("Where Beards Wag All"), которые выполнены под руководством Дж.Эванса1, где были записаны устные истории фермеров, торговцев и наемных сельскохозяйственных рабочих Англии. А книга А.Хевинс "Диллоны" (семья) ("The Dillen"), считается эталоном биографического жизнеописания английского рабочего, оказавшегося на социальном дне2.

1 Evans C.E. Where Beards Wag All. 1975; Idem. The Days That We Have Seen. 1975.

2 Hewins A. The Dillen. 1981.

Чем меньше вмешательство исследователя в этот рассказ, тем меньше эффект интервьюера, т.е. скрытого навязывания мнения или варианта ответа интервьюером постановкой вопросов, вербальной или невербальной реакцией интервьюера на ответ респондента. Эта реакция выражается либо в словесной форме согласия или несогласия с мнением респондента, одобрением или осуждением его высказываний, либо интонацией и языком тела — мимикой и жестом. Некоторые социологи считают, что если "не мешать" респонденту своими вопросами, то он расскажет подлинную историю своей жизни и именно так, как он ее представляет. Наша практика показала, что это не всегда так, кроме того, такой подход создает определенные проблемы для выполнения задач исследования.