Технология полевой работы и наблюдение
Расхожее представление о социологе или антропологе рисует нам человека, сидящего в убогой хижине в каком-нибудь Богом забытом месте и записывающего что-то при скудном свете свечи. Современные исследователи тем не менее располагают большим числом технических средств, которые могут сделать полевую работу гораздо более эффективной.
В первую очередь, главным техническим приспособлени-ем является диктофон с питанием от сети или батареек. Для некоторых людей диктовка полевых наблюдений на пленку увеличивает полноту собранной информации. Учиться такой диктовке можно, как и в любом другом случае, с помощью практики и критического взгляда на предшествующие попытки. Диктофон должен использоваться с чувством меры, так, чтобы не мешать наблюдению. С его помощью лучше вести записи дома, а не носить с собой все время, поскольку одно его присутствие способно положить конец любым разговорам, в которых участвует наблюдатель.
Портативные компьютеры — другой полезный инструмент, позволяющий упростить написание полевых заметок. Используя его можно быстро корректировать записи и лучше анализировать уже записанный текст. Кроме того, заметно упрощается процедура копирования материалов и подготовка окончательных отчетов. Современные редакторы текстов являются, как правило, многооконными, что дает возможность одновременно работать над несколькими документами, сортировать цитаты и записывать в отдельный текстовый файл результаты своего анализа.
Фотография, также должна стать частью тех умений и навыков, которыми владеет респондент. Фотографии могут помочь припомнить те события, которые происходили, ярко и предельно наглядно передать соответствующие условия, фон, атмосферу. Достижения в процессе печати и в фотокопировании делают возможной оперативную обработку фотоматериалов и воспроизведение фотографий в отчетах и книгах.
Респонденты часто склонны относиться к фотографированию, как к парадному мероприятию — надевают лучшую одежду, которую редко носят на самом деле, стесняются фотографироваться во время работы, принимают перед объективом статичные, неестественные позы. Поэтому не следует ограничиваться лишь "официальными" фотографиями, гораздо больший интерес могут представлять "фоторепортажи" — люди за работой, за разговором, на отдыхе, короче говоря, в своем повседневном мире. Тем не менее не следует "перегибать палку" и пытаться брать на себя роль режиссера, моделирующего жанровую сценку с участием респондентов по собственному усмотрению, руководствуясь иногда совершенно неверными представлениями о том, что они обычно делают.
Удачный прием — вызваться на роль группового фотографа и сделать дополнительные копии для раздачи всем, изображенным на снимке. Это позволяет оправдать сам процесс фотографирования.
Еще одна важная техническая инновация — использование видеокамер, которые теперь достаточно распространены, чтобы не повлиять серьезно на происходящее. И вновь видеозаписи сюжетов легко можно объяснить учебными целями или желанием сохранить редкие события для истории. Иногда неподвижная камера может с успехом заменить исследователя, особенно если съемка ведется в статичных условиях и не нужно часто менять ее положение для фиксации происходящего.
Разумеется, использование любых устройств следует согласовывать с теми, кто будет сниматься или записываться на пленку, но технические инновации резко увеличивают качество полевых наблюдений и могут упростить использование результатов исследования. Стоимость этих приспособлений довольно быстро падает из-за массового производства и экономии на масштабе. Более того, все большая распространенность диктофонов, компьютеров и видеокамер делает возможным использовать новые технологии записи, не вызывая дискомфорт у людей — объектов наблюдения. Впрочем, все здесь зависит от имеющихся ресурсов и объема стоящих перед исследователем задач. Разумеется, вряд ли стоит покупать достаточно дорогую видеокамеру только для того, чтобы снять несколько минутных сюжетов.
- Качественные методы в полевых социологических исследованиях
- Методология двойной рефлексивности Москва «Логос» 1999
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках.......... 35ю
- Часть II. Перед полем............ 77
- Часть III. В поле................... 119
- Часть IV. После поля........... 235
- Услышать и понять партнера по социальному процессу (Заметки после чтения рукописи.)
- Введение
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках Глава 1. Очерки истории качественных методов в социальных науках
- Антропологический подход б.Малиновского
- Английские социальные исследования ч.Бута, с.Уэбба и б.Уэбб
- Чикагская школа
- Русские этнографические программы в.Н.Тенишева
- Методическая "оттепель" 90-х годов: актуальность развития качественных методов в современной отечественной социологии
- Глава 2. Теоретические основы качественных методов в социальных науках Между позитивизмом, феноменологией, понимающей социологией и символическим интеракционизмом
- Социальная конструкция реальности п.Бергера, т.Лукмана
- Символический интеракционизм ч.Кули, у.Томаса, Дж.Г.Мида
- "Социология повседневности" а. Шютца
- Когнитивный стиль — центральный элемент познания социальной реальности
- Интерсубъективный мир как специфическая форма социальности
- Система релевантности и избирательная активность сознания
- Общий тезис взаимных перспектив или как возможно понимание
- Социальное происхождение и распределение знания
- "Фоновые ожидания" и этнометодология г.Гарфинкеля
- "Гарфинкелинг" и аномия
- "Обоснованная теория" а.Страусса
- Поиск "открытых горизонтов типичности"
- Что такое "качественные методы"?
- Часть II. Перед полем Глава 3. Проектирование качественного исследования Проблемы поиска действенного компромисса при проектировании исследования
- Вширь или вглубь?
- Единицы анализа
- Выбор поля
- Проблема доступа
- Планирование выборки
- Размер выборки
- Проблема объективности и субъективности в качественном исследовании
- Глава 4. Создание полевой исследовательской группы
- Специфические требования к отбору полевых исследователей
- Возраст
- Общее и интеллектуальное развитие
- Коммуникабельность
- Деловые качества
- Мотивация
- Сенситивность
- Семья или одиночки
- Интервьюер-иностранец
- Глава 5. Метод "Длинного стола"
- Правила и ритуалы "Длинного стола"
- Сценарии заседаний "Длинного стола"
- Требования к ведущему "Длинного стола"
- Часть III. В поле Глава 6. Наблюдение
- Обыденные и научные представления о наблюдении
- Ценность наблюдения
- Методы наблюдения
- Роль наблюдателя: участник или посторонний?
- Явное и скрытое наблюдение
- Продолжительность наблюдения
- Фокусировка наблюдения
- Что наблюдать
- Физические условия
- Социальные условия
- Формальные взаимодействия
- Неформальные взаимодействия и незапланированные действия
- Вербальные коммуникации
- Невербальные коммуникации
- Зачем фиксировать то, чего не происходит
- Работа в поле: сбор данных
- Ведение полевых записей
- Из полевых дневников
- Из полевых заметок о реальной экономике
- Наблюдение, интервью и работа с документами
- Технология полевой работы и наблюдение
- Этапы полевой работы
- Что говорить и что делать в поле
- Рутина полевой работы
- Завершение работы в поле
- Наблюдатель и объект наблюдения
- Глава 7. Интервью
- Как землю отбирали
- Введение в "качественное" интервью
- Типы "качественного" интервью
- Содержание интервью: какие вопросы задавать!
- Последовательность вопросов
- Формулировки вопросов
- Открытые вопросы
- Скрытый смысл в вопросах
- "Одноствольные" вопросы
- Ясность вопросов
- Вопросы "почему?"
- Взаимоотношения с респондентами: доброжелательный нейтралитет
- Нейтральные вопросы
- Использование иллюстративных примеров в вопросах
- Ролевые и имитационные вопросы
- Вступительные слова и замечания
- Уточнения и вопросы "вдогонку"
- Контроль за ходом интервью
- Глубинное интервью
- Истории жизни: "Расскажите о себе все, что хотите" или "Мне бы хотелось спросить Вас о..."
- Свободный рассказ
- Иллюзия невмешательства
- "Метод слоеного пирога"
- Сценарий жизни респондента в качественном исследовании
- Помочь вспомнить
- Социально-психологические особенности работы с респондентом в российских селах
- Проблема диссонанса ролей при работе с сельским респондентом
- Групповое фокусированное интервью (метод "фокус-групп")
- Фиксация данных в качественном интервью
- Запись интервью на диктофон
- Составление транскриптов интервью
- Ведение записей в ходе интервью
- После интервью
- Интервью и этические проблемы
- "Реальное я" и "духовное я"
- Респондент в возрасте: проблема взаимопонимания
- О роли "попутчика" в беседе
- Проблемы контакта "на равных"
- Часть IV. После поля Глава 8. Анализ и интерпретация качественных данных
- Фокусировка анализа
- Стратегии анализа интервью
- Стратегии анализа наблюдений
- Начало анализа
- Организация данных
- Контент-анализ
- Компьютерная обработка данных
- Исследование случая
- Содержание анализа случая
- Индуктивный анализ
- "Естественные" типологии
- Два примера "естественных" типологий, сконструированных респондентом
- Аналитические типологии
- Пример аналитической типологии: избиратели 1995 г.
- Модели и категориальные системы
- Логический анализ
- Интерпретация данных: причины, следствия, взаимосвязи
- Переход от интервью к анализу: власть на селе
- Составление отчета
- Баланс между описанием и интерпретацией
- Краткое содержание работы
- Помнить о своей аудитории
- Техника написания отчета
- Искусство задавать вопросы самому себе
- Мозговом штурм
- Составление плана
- Изложение цели
- Черновые наброски
- Работа с черновиками
- Проблема надежности
- Техники для улучшения качества анализа
- Полнота анализа: проверка конкурирующих объяснений
- Пример двух взглядов на людей и события
- Негативные случаи
- Триангуляция
- Триангуляция методов: примирение качественных и количественных данных
- Триангуляция источников качественных данных
- Аналитическая триангуляция
- Теоретическая триангуляция
- Связь методов и данных
- Надежность исследователя
- Эффект исследователя
- Краткие выводы
- Заключение
- Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни
- Неокантианская эпистемологическая традиция: философские корни методологии
- "Частности" методологии двойной рефлексивности
- Сильные и слабые стороны методологии двойной рефлексивности: каталог
- Междисциплинарный подход в изучении проблем власти на селе
- Методика советско-британского социологического исследования советского села Тема: "бюджет семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "бюджет времени семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "история семьи"
- 1. Методология работы над темой
- III. Формы представления итоговых материалов
- Тема: "социально-пространственная картина жизни сельского населения"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "власть на селе"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Литература