Проблема диссонанса ролей при работе с сельским респондентом
Понятная респонденту постановка вопросов, привычные обороты речи, неспешный темп беседы — все это необходимые составляющие успеха полевого исследования. Однако часто случается, что установленный с респондентом контакт и взаимопонимание вдруг обрываются, интерес к общению с исследователем теряется, качество получаемой информации значительно ухудшается и даже следует отказ от участия в исследовании. Одна из причин — диссонанс ролей между исследователем и респондентом. Нередко исследователь забывает, что не только он "использует" собеседника в своих научных целях, но и респондент также сознательно или неосознанно "использует" его для решения своих личных проблем. Если исследователь вовремя не распознает ту роль, которую ему предлагает собеседник, то возникающий ролевой диссонанс сведет на нет все усилия исследователя. Большинство, предлагаемых исследователю ролей, имеют три типа ориентации: информационную, прагматическую и психотерапевтическую.
Информационная ориентация. Респондент, испытывая информационный голод, стремится утолить его с помощью исследователя, постоянно навязывая ему роль политинформатора. Вопросы следуют один за другим, захватывая все больший круг проблем: от положения в стране и полетов НЛО, до "куда девать ваучер?" и т.п. В этой ситуации следует, с одной стороны, продемонстрировать известную эрудицию, а с другой — дать понять, что информация будет выдана по ходу исследования (в перерывах между интервью или после беседы), но не вместо него. Однако прежде, чем налаживать взаимообмен информацией надо убедиться, что это не попытка респондента уклониться от участия в самом исследовании.
Прагматическая ориентация. Через прямые или косвенные вопросы, постоянно делаются попытки выяснить властные возможности исследователя в решении тех или иных проблем респондента. Например, может ли он способствовать в приобретении кормов, техники, получении различных льгот и т.п. Беседа, как правило, строится так, чтобы собеседник проникся трудностями респондента, "вошел в положение". Таким образом, исследователю навязывают роль благодетеля и если он этой роли не соответствует, то быстро теряют к нему интерес.
Существует мнение, что в этой ситуации нельзя напускать на себя важный вид, а надо сразу дать понять, что благотворительные возможности исследователя весьма скромны. Но гораздо лучше выглядит искреннее желание помочь респонденту всем, что в силах исследователя (ходатайство перед властями, посреднические услуги и т.п.) Иногда "человек с анкетой" может при желании реально помочь респонденту в решении его проблем. Так, в селе Тепловка Саратовской области исследователь помог одной из своих респонденток вернуть дом с участком земли, отнятый у ее родителей при раскулачивании в 1932 г.
Часто респондент с подобной ориентацией руководствуется в общении с исследователем поговоркой, что "с паршивой овцы хоть шерсти клок", поэтому даже мелкие услуги (привезти "городские товары", помочь по хозяйству) способствуют установлению более прочных контактов.
Психотерапевтическая ориентация. До сих пор мы рассматривали разные формы "функциональной беседы" и соответствующие им роли исследователя как нежелательные, которых он должен стремиться избежать в процессе работы в сельской местности. Однако психотерапевтическую ориентацию респондента в беседе с ним не только не нужно избегать, но, напротив, надо всячески поддерживать и развивать.
Психотерапевтическая ориентация возникает естественным образом в ходе исследования, как только в беседе с респондентом мы касаемся его биографии и задаем вопросы на тему: "Как ты жил?"; "Что ты видел и понял в этой жизни?" Наиболее ярко психотерапевтическая ориентация проявляется в прямых или косвенных требованиях респондента оценить его поступки, образ жизни, нравственные нормы, которым он следует в своем поведении. Он часто задает исследователю вопросы: "А как еще можно было поступить?"; "Разве я сделал неправильно (несправедливо)?" Исследователь невольно оказывается в роли судьи и адвоката одновременно, удовлетворяя потребность респондента в понимании и одобрении или сочувствии, что его жизнь сложилась (складывается) не так как он хотел и мог бы жить. Если такая направленность в беседе усиливается в присутствии родственников или односельчан, то это может свидетельствовать о наличии психотравмы. Что-то в его жизни подвергалось или подвергается в настоящее время осуждению окружающих.
Как быть в такой ситуации? Ведь среди того, что вызвало психотравму у респондента может быть и предательство, и трусость, и ложь, и эгоизм, и подлость, т.е. то, что нельзя одобрить и оправдать. Это особенно часто встречается именно в вопросах о власти, независимо от степени включенности респондента во властные структуры. Если явно демонстрировать свое осуждение, то неминуемо превратишься в "городского недоумка", который не знает жизни, норовит обидеть и вообще отнимает время. Демонстрация одобрения и понимания также, в конечном счете, не приводит к установлению доверительных отношений между исследователем и респондентом.
Можно расположить к себе респондента, радуясь вместе с ним его ловкости в обеспечении кормами своего ЛПХ за счет колхоза, но тогда трудно будет выполнить основную свою функцию в беседе, ради которой респондент приоткрыл исследователю эту сторону своей жизни. Позднее остановимся на очень важном моменте полевого исследования — этических вопросах социологического исследования.
- Качественные методы в полевых социологических исследованиях
- Методология двойной рефлексивности Москва «Логос» 1999
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках.......... 35ю
- Часть II. Перед полем............ 77
- Часть III. В поле................... 119
- Часть IV. После поля........... 235
- Услышать и понять партнера по социальному процессу (Заметки после чтения рукописи.)
- Введение
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках Глава 1. Очерки истории качественных методов в социальных науках
- Антропологический подход б.Малиновского
- Английские социальные исследования ч.Бута, с.Уэбба и б.Уэбб
- Чикагская школа
- Русские этнографические программы в.Н.Тенишева
- Методическая "оттепель" 90-х годов: актуальность развития качественных методов в современной отечественной социологии
- Глава 2. Теоретические основы качественных методов в социальных науках Между позитивизмом, феноменологией, понимающей социологией и символическим интеракционизмом
- Социальная конструкция реальности п.Бергера, т.Лукмана
- Символический интеракционизм ч.Кули, у.Томаса, Дж.Г.Мида
- "Социология повседневности" а. Шютца
- Когнитивный стиль — центральный элемент познания социальной реальности
- Интерсубъективный мир как специфическая форма социальности
- Система релевантности и избирательная активность сознания
- Общий тезис взаимных перспектив или как возможно понимание
- Социальное происхождение и распределение знания
- "Фоновые ожидания" и этнометодология г.Гарфинкеля
- "Гарфинкелинг" и аномия
- "Обоснованная теория" а.Страусса
- Поиск "открытых горизонтов типичности"
- Что такое "качественные методы"?
- Часть II. Перед полем Глава 3. Проектирование качественного исследования Проблемы поиска действенного компромисса при проектировании исследования
- Вширь или вглубь?
- Единицы анализа
- Выбор поля
- Проблема доступа
- Планирование выборки
- Размер выборки
- Проблема объективности и субъективности в качественном исследовании
- Глава 4. Создание полевой исследовательской группы
- Специфические требования к отбору полевых исследователей
- Возраст
- Общее и интеллектуальное развитие
- Коммуникабельность
- Деловые качества
- Мотивация
- Сенситивность
- Семья или одиночки
- Интервьюер-иностранец
- Глава 5. Метод "Длинного стола"
- Правила и ритуалы "Длинного стола"
- Сценарии заседаний "Длинного стола"
- Требования к ведущему "Длинного стола"
- Часть III. В поле Глава 6. Наблюдение
- Обыденные и научные представления о наблюдении
- Ценность наблюдения
- Методы наблюдения
- Роль наблюдателя: участник или посторонний?
- Явное и скрытое наблюдение
- Продолжительность наблюдения
- Фокусировка наблюдения
- Что наблюдать
- Физические условия
- Социальные условия
- Формальные взаимодействия
- Неформальные взаимодействия и незапланированные действия
- Вербальные коммуникации
- Невербальные коммуникации
- Зачем фиксировать то, чего не происходит
- Работа в поле: сбор данных
- Ведение полевых записей
- Из полевых дневников
- Из полевых заметок о реальной экономике
- Наблюдение, интервью и работа с документами
- Технология полевой работы и наблюдение
- Этапы полевой работы
- Что говорить и что делать в поле
- Рутина полевой работы
- Завершение работы в поле
- Наблюдатель и объект наблюдения
- Глава 7. Интервью
- Как землю отбирали
- Введение в "качественное" интервью
- Типы "качественного" интервью
- Содержание интервью: какие вопросы задавать!
- Последовательность вопросов
- Формулировки вопросов
- Открытые вопросы
- Скрытый смысл в вопросах
- "Одноствольные" вопросы
- Ясность вопросов
- Вопросы "почему?"
- Взаимоотношения с респондентами: доброжелательный нейтралитет
- Нейтральные вопросы
- Использование иллюстративных примеров в вопросах
- Ролевые и имитационные вопросы
- Вступительные слова и замечания
- Уточнения и вопросы "вдогонку"
- Контроль за ходом интервью
- Глубинное интервью
- Истории жизни: "Расскажите о себе все, что хотите" или "Мне бы хотелось спросить Вас о..."
- Свободный рассказ
- Иллюзия невмешательства
- "Метод слоеного пирога"
- Сценарий жизни респондента в качественном исследовании
- Помочь вспомнить
- Социально-психологические особенности работы с респондентом в российских селах
- Проблема диссонанса ролей при работе с сельским респондентом
- Групповое фокусированное интервью (метод "фокус-групп")
- Фиксация данных в качественном интервью
- Запись интервью на диктофон
- Составление транскриптов интервью
- Ведение записей в ходе интервью
- После интервью
- Интервью и этические проблемы
- "Реальное я" и "духовное я"
- Респондент в возрасте: проблема взаимопонимания
- О роли "попутчика" в беседе
- Проблемы контакта "на равных"
- Часть IV. После поля Глава 8. Анализ и интерпретация качественных данных
- Фокусировка анализа
- Стратегии анализа интервью
- Стратегии анализа наблюдений
- Начало анализа
- Организация данных
- Контент-анализ
- Компьютерная обработка данных
- Исследование случая
- Содержание анализа случая
- Индуктивный анализ
- "Естественные" типологии
- Два примера "естественных" типологий, сконструированных респондентом
- Аналитические типологии
- Пример аналитической типологии: избиратели 1995 г.
- Модели и категориальные системы
- Логический анализ
- Интерпретация данных: причины, следствия, взаимосвязи
- Переход от интервью к анализу: власть на селе
- Составление отчета
- Баланс между описанием и интерпретацией
- Краткое содержание работы
- Помнить о своей аудитории
- Техника написания отчета
- Искусство задавать вопросы самому себе
- Мозговом штурм
- Составление плана
- Изложение цели
- Черновые наброски
- Работа с черновиками
- Проблема надежности
- Техники для улучшения качества анализа
- Полнота анализа: проверка конкурирующих объяснений
- Пример двух взглядов на людей и события
- Негативные случаи
- Триангуляция
- Триангуляция методов: примирение качественных и количественных данных
- Триангуляция источников качественных данных
- Аналитическая триангуляция
- Теоретическая триангуляция
- Связь методов и данных
- Надежность исследователя
- Эффект исследователя
- Краткие выводы
- Заключение
- Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни
- Неокантианская эпистемологическая традиция: философские корни методологии
- "Частности" методологии двойной рефлексивности
- Сильные и слабые стороны методологии двойной рефлексивности: каталог
- Междисциплинарный подход в изучении проблем власти на селе
- Методика советско-британского социологического исследования советского села Тема: "бюджет семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "бюджет времени семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "история семьи"
- 1. Методология работы над темой
- III. Формы представления итоговых материалов
- Тема: "социально-пространственная картина жизни сельского населения"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "власть на селе"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Литература