logo search
Kovalev Kachestvennye metody

"Метод слоеного пирога"

Одной из лучших стратегий для работы с семейными историями мы считаем метод сбора первичной информации, который был назван "методом слоеного пирога". При первом знакомстве с респондентом социолог просит его рассказать историю своей жизни и жизни семьи так, как он может и хочет без привязки к определенной теме. Здесь раскрывается его ценность как информанта, выясняется, что респондент помнит, свидетелем каких событий он был, как излагает свои мысли, насколько расположен к беседам о себе и своей семье и т.п. Только после этого, исходя из анализа расшифровки записи его истории жизни, готовятся специальные вопросы, которые соответствуют задачам исследования. Следующая встреча с респондентом — новая история и новые вопросы и так до тех пор пока социолог не сочтет, что тема закрыта. Таким образом, история семьи респондента создается как бы послойно, по схеме: беседа— запись—расшифровка—новые вопросы—беседа—запись— расшифровка—новые вопросы и т.д. Эта схема применялась также в случае, когда интервью "структурировалось" с помощью тематического опросника, с которым социолог знакомил респондента.

Мы неоднократно замечали, что респонденты, как правило, рассказывают о себе одну и ту же историю жизни только в ситуации не обязывающего общения, когда их просят рассказать что-то о себе так, как это принято в обыденном межличностном общении, т.е. без излишнего "копания" в биографии, косвенно ожидая услышать что-то интересное или поучительное из жизни собеседника. Например, на вопросы: "Кто Ваши родители?"; "Где и как прошло детство?"; "Вы воевали?" и пр. следуют интересные, по мнению респондента, истории из его жизни, которые он обычно рассказывает о себе или своей семье. Эти рассказы практически без изменений могут повторяться при каждой встрече с исследователем. Изменения начинаются, когда исследователь уточняет даты, имена, последовательность событий, интересуется их оценкой с позиций сегодняшнего дня и т.д. Происходит процесс переосмысления своей жизни, могут появиться новые воспоминания или прежние рассказы начинают звучать по-новому.

Например, если раньше не принято было открыто рассказывать о своих предках, если они были раскулачены при советской власти, то теперь признание факта, что кулаки на селе являлись далеко не худшей частью крестьянства, меняет содержание рассказа, наполняя его новыми подробностями и оценками событий того времени. Респонденты отмечали: "Раньше мы про это говорили мало. Ни к чему это считалось. Ну, опасались что ли. Мало ли. Время тогда было... Сейчас говори, что хочешь. Да многое забылось уже..."