logo search
Kovalev Kachestvennye metody

Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни

Концептуальная и аналитическая структура двух последовательно проведенных в 1991—1997 гг. исследований1 сельской России была названа нами методологией двойной рефлексивности, или, для краткости, рефлексивной методологией. Это сочетание теории, стратегии и стиля коллективной исследовательской работы. По мере продвижения исследования, частные аспекты этой методологий углублялись, менялись, проверялись и развивались дальше. (На самом деле, открытость по отношению к методологическим усовершенствованиям и новым организационным формам была с самого начала важной ее частью.) Тем не менее фундаментальные предпосылки и исследовательская стратегия на протяжении всего периода оставались и, думается, выдержали проверку многолетним исследовательским опытом. Отдельные ее элементы известны, но новы во многих отношениях и методология, как связанное целое, и полученные на ее основе результаты. Их описание и анализ могут дать импульс дальнейшим исследованиям как сельских, так и не сельских сообществ и соотношений.

Ядро методологии двойной рефлексивности состоит из некоторого числа взаимосвязанных теоретических концепций и исследовательских стратегий. Что касается концепций, то это: качественная методология; качественно-количественный интерфейс и двойная рефлексивность. Для данных стратегий полевого исследования наиболее значимы интерактивность полевого исследования, связанная с вживанием в изучаемое сообщество и "глубокое" интервью с помощью "самонацеленных" и "полуструктурированных" (semi-structured) опросников, а также метод подготовки, взаимной поддержки, взаимопроверки и коллективного вклада в развитие программы исследования, который был назван нами "Длинный стол" — по месту и характеру проводимых встреч и совместной работе коллектива исследователей.

Для того чтобы понять суть методологии двойной рефлексивности необходимо определить лежащее в ее основе эпистемологическое видение и выяснить специфику ее главных составляющих, помня афоризм, что "Бог познается в частностях" (God resides in the detailes). В этой книге нами использованы реальные примеры из исследований 1991— 1997 гг.