logo search
Kovalev Kachestvennye metody

Модели и категориальные системы

Существует несколько шагов для превращения полевых заметок и результатов наблюдений по тем или иным вопросам в систематические категории анализа. Аналитик начинает с поиска "повторяющейся упорядоченности" в данных. Эти упорядоченности представляют собой модели, которые могут быть рассортированы по категориям. Категории, следовательно, должны быть оценены по двум критериям: "внутренней гомогенности" и "внешней гетерогенности". Согласно первому критерию данные, относящиеся к определенной категории, группируются вместе или "соответствуют" друг другу значимым образом. По второму критерию различия между категориями представляются четкими и ясными. О наличии крупной ошибки в категориальной системе свидетельствует существование большого числа "нераспределенных" или "перекрывающихся" данных. Аналитик постоянно увязывает данные и классификационную систему между собой для того, чтобы проверить значимость и точность категорий и контролировать процесс распределения данных по категориям. В том случае, если разработано несколько разных классификационных систем, следует установить приоритеты для того, чтобы определить, какая категориальная система более важна, чем другие. Выбор следует сделать в пользу выпуклости, правдоподобия, уникальности, эвристической ценности, воспроизводимости результатов, обоснованности классификационных схем. Наконец, категориальная система проверяется на полноту.

Следующей является проблема "дивергенции". Под ней понимается то, как аналитик "насыщает" свои модели или категории. Предполагается, что насыщение может быть достигнуто с помощью расширения (использования уже известных классификационных рубрик), наведения мостов (установления связей между различными рубриками) и насыщения (т.е. поиском новой информации, которая могла бы здесь находиться и затем проверять, нельзя ли ее получить на самом деле). Аналитик доводит этот процесс до того момента, когда источники информации уже исчерпаны, категории насыщены так, что использование новых источников ведет к избыточности, когда появляются ясные и универсальные принципы и правила классификации и когда при дальнейшем анализе аналитик уже начинает выходить за рамки тех вопросов и проблем, которые он себе наметил.

Усилия исследователя-качественника по созданию моделей, тем и категорий — это творческий процесс, который требует тщательной выработки суждений о том, что действительно важно и значимо в данных. Поскольку исследователь не имеет в своем распоряжении статистических тестов, которые помогли бы ему определить, являются ли наблюдения и модели значимыми, он должен полагаться на свой опыт и свое мнение. Иногда это ведет к тому, что он делает ошибки, эквивалентные ошибкам первого и второго рода в статистике. Во-первых, он может решить, что закономерности не являются справедливыми, когда они на самом деле таковые, во-вторых, наоборот, аналитик может ошибочно указать на наличие закономерностей, которых на самом деле не существует.