logo search
Kovalev Kachestvennye metody

I. Методология работы над темой

Под общим понятием "Власть" подразумевается способность добиться того, чтобы подвластные действовали или не действовали даже тогда, когда это действие или бездействие идет против их предпочтений в существенных для них вопросах. Формы власти, включая прямое насилие, угрозу наказания или лишения прав и привилегий, контроль над ресурсами — материальными и административными (выдача справок, разрешений и пр.), а также контроль за информацией и манипуляция ею, а также другие несиловые формы влияния на окружающих. В социологической литературе Запада понятие "Authority" определяется как правомочная власть, т.е. власть в рамках закона и/или общего согласия на ее исполнение также в среде подвластных.

Власть находит свое социологическое выражение в: а) организациях ("органы власти") как, например, Исполком; б) неформальных элитах и может быть связана с отдельным индивидумом и его общественной ролью. Особое внимание надо обратить на категории власти, которые являются местными представительствами крупных бюрократических и особенно государственных (или государственно-партийных) структур вне села. Вместе с тем надо обратить особое внимание на местные структуры самоорганизации и самозащиты от вмешательства внешних сил, т.е. на формы "власти слабых", с помощью которых сдерживается и практически изменяется (смещается или саботируется) диктат "центра" и его местных представителей.

Характеристики динамики власти и ее выражения лучше всего просматривался в условиях конфликта.

Все сведения, относящиеся к теме власти, рекомендуется разделить на пять частей, соответствующих следующим историческим периодам:

а) послереволюционный период до начала коллективизации: 1917— 1925—1930гг.;

б) от начала коллективизации до начала войны: 1930—1941 гг.;

в) от начала войны до существенных изменений в структуре власти данного села (связанных, например, с объединением, реорганизацией колхозов и совхозов, изменением их специализации, строительством нового крупного предприятия и т.д.);

г) от начала существенных изменений в структуре власти до начала перестройки (1985 г.);

д) 1986—1990гг.

Если существенных изменений картины власти для изучаемого села не произошло, то два соседних периода могут быть объединены в один. В тех случаях, когда есть возможность частично воспроизвести структуру власти дореволюционного села, необходимо зафиксировать ее в дополнительном сюжете.

Желательно получить сведения от разных категорий жителей:

а) от лиц, сведущих в проблемах власти, но к ней непосредственно не причастных. В зависимости от конкретной ситуации такими "знатоками" могут быть бывшие секретари парткомов, председатели и работники аппарата исполкома, бригадиры, участковые милиционеры и даже ныне работающие депутаты сельсовета, не занимающие высоких должностей;

б) от стоящих у власти;

в) от тех, кто по каким-либо причинам подвергался гонениям, были осуждены или имели столкновения с властями.

366

Методика советско-британского социологического исследовании советского села