1. Методология работы над темой
Сбор материалов, связанных с историей семьи, результативен только тогда, когда он носит неформальный характер. Домашняя обстановка, уважение к респондентам — их обычаям и взглядам, спокойный ритм, без спешки определяют форму беседы. Встречи повторяются. Человеческие отношения и добрая воля респондентов создают основу для получения качественной информации и ее углубления шаг га шагом. С нашей стороны, это не должна быть "дружба напоказ". Важное оружие нашего труда — это честность, т.е. мы предпочитаем отказаться от важной для нас информации и потерять ресурсы и время, но не нанести урон респондентам и не поставить их под удар.
Неформальность отношений важна потому, что мы не только не можем предопределить ответы на наши вопросы, но также не можем точно очертить круг наших вопросов. Мы вторгаемся в пустоту молчания и замалчивания, которая продолжалась 60 лет. Готовность к неожиданностям, способность их принять, охватить срабатывает лучше в условиях не строго формализованного вопросника.
Мы просим людей вспоминать. Что касается воспоминаний, то стоит присмотреться получше к самому себе. Рассказывая о себе люди часто забывают отдельные моменты их жизни, но это происходит выборочно, т.е. они "выталкивают из памяти" определенные моменты, приукрашивают другие и т.д. Это не ложь, но это полуправда, и несколько "снимков"-полуправд часто дают картину более близкую к правде. Это особенно верно, если несколько человек рассказывают об одном и том же, создавая возможность взаимопроверки.
При работе с семьей над ее жизненной историей рекомендуется:
1. Изучить заранее имеющиеся в данной местности традиции общения (как принято здороваться при входе в дом, как начинать беседу, как прощаться и т.п.);
2. Стремиться преодолеть "барьер интимности" в ходе беседы:
а) не настаивать на получении информации, о которой респондент старается молчать;
б) избегать оценок того, о чем говорит респондент;
3. Использовать по возможности в ходе беседы семейные фотографии;
4. В полных семьях проводить беседы сначала с "главой семьи" (это может быть как мужчина, так и женщина);
5. Всегда возвращаться по нескольку раз к семье и к темам разговора. Перед последующим заходом следует проделывать все то, о чем уже говорилось выше. Но прежде уточнить неясности, те места, где не слова, а рассказы не сходятся, где осталась зона умолчания, которая может со временем быть ликвидирована (не забывая п. 2). Необходимо выявить также, какие еще необходимы для этого вопросы в анкете: что следует добавить, что изменить.
ІІ. Вопросник
БЛОК "ИСТОРИЯ КРОВНОГО РОДСТВА"
1. Год, дата, место рождения информанта, его детей, родителей, бабушек, дедушек, более дальних предков (если сведения о них сохранились), география расселения и занятость в течение образования.
Выяснить, если это возможно, происхождение фамилии (по отцовской либо материнской линии).
2. История брачных отношений (вся возможная информация о близких родственниках (мать—отец, бабушки—дедушки) и самом респонденте):
— дата замужества (женитьбы), место жительства жениха и невесты;
— из какой они семьи (социальный и имущественный статус — "богатые", "бедные" семьи);
— описание обрядов, традиции сватовства и свадьбы в данной местности: регистрация брака или венчание в церкви; место и продолжительность свадебного торжества;
— денежные и другие затраты на свадьбу, время на приготовление к свадьбе, участие в этом родственников, соседей — виды помощи и услуг; свадебные подарки — что это, и их примерная стоимость;
— возраст родителей, когда рождаются дети.
3. Даты и места захоронения близких родственников; обряды и традиции захоронения и поминовения в данной местности (отпевание в церкви или гражданская панихида, дни посещения кладбища, уход за могилами, содержание кладбища в данной местности).
Смерть детей до 10-го года рождения.
Денежные и другие затраты на похороны и поминки, участие в этом родственников и соседей, односельчан.
4. Были ли среди близких родственников инвалиды, нетрудоспособные, лица с тяжелыми хроническими заболеваниями? Кто и как заботился о них? Как заботятся о стариках?
5. Глубина исторической памяти семьи. Осознание широты родственных связей семьи. Глубина коллективной исторической памяти села и деревенского сообщества.
БЛОК "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СЕМЬИ"
1. "До коллективизации: общество, экономика, политика"
1.1. Как жили Ваши предки (бабушки—дедушки, родители) до коллективизации: описание дома и хозяйственных построек, из чего состоит хозяйство (земля, скот, сельхозинвентарь). Специализация хозяйства (чисто сельскохозяйственная), ремесла и промыслы, отходничество, умения в семье, питание, одежда, обстановка дома и предметы домашнего обихода. Насколько зажиточной считалась семья в селе (бедняки, середняки, наиболее зажиточные)? Почему Вы так думаете?
1.2. Как много зажиточных, середняцких и бедняцких хозяйств было тогда в селе (назвать фамилии)? Почему их считали такими? Показать на конкретных примерах. Как определяли Вашу семью?
1.3. Были ли тогда в селе кооперативы, ТОЗы и пр.? Какое участие принимала в этом Ваша семья?
1.4. Остались ли в селе прямые воспоминания о революции 1905— 1907 гг. и гражданской войне? Какое участие принимали в этих событиях члены семьи?
2. "Начало коллективизации"
2.1. С чего началась коллективизация в Вашем селе? Кто был инициатором и активным участником коллективизации — какие семьи села, местные или пришлые (кто именно)? Кто был "за" и кто был "против" и как они сопротивлялись (возрастной состав, социальный статус)? Какова была позиция Вашей семьи?
2.2. Что делали с теми, кто сопротивлялся (репрессии, уничтожение материальной базы и др.)? Были ли люди ("доброхоты"), которые предупреждали о раскулачивании? Кто они — родственники, соседи? Пострадал ли кто-нибудь из Вашей родни?
2.3. Были ли в селе колхозы, коммуны, ТОЗы до начала массовой коллективизации?
2.4. Что было организовано в селе в начале 1930-х годов — коммуна, колхоз, совхоз? Как это происходило? Что обобществляли (добровольно или принудительно)? Первый председатель, имущество колхоза. Как много оставалось на личном подворье крестьянина?
2.5. Был ли голод в Вашей местности? По какой причине (неурожай, изъятие властями и т.п.)?
2.6. Были ли органы самоуправления (сход и пр.) и их значение в жизни села? Кто верховодил на сходах? Из каких семей были эти люди? Что стало с ними во время коллективизации?
2.7. Какими налогами облагалось Ваше хозяйство (виды, величина)? Кто и как собирал эти налоги?
3. "1930—1940 гг."
4. "Период войны".
5. "Хрущевский период".
6. "Брежневский период".
7. "Перестройка".
8. Членство в компартии или комсомоле и посты в сельсовете членов семьи.
Состояли ли члены Вашей семьи в других партиях в прошлом или настоящем?
БЛОК— "ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ"
1. Кто построил Ваш дом (достался по наследству, строила сама семья, помогали родственники, соседи, односельчане, нанимали со стороны, получили от хозяйства или купили)? Сроки строительства. Сколько это стоило? Виды благоустройства в доме (отопление, водопровод, канализация и пр.). Когда и как они были сделаны? Хозяйственные и надворные постройки — те же вопросы.
История выделения участка под строительство дома, мотивы выбора данного участка (жить рядом с родственниками, удобное место, участок не выбирался и др.).
Сколько раз и каким образом менялось место жительства Вашей семьи в этом селе? Кому принадлежали эти дома?
Если бы Вы строили дом заново, то чтобы Вы изменили в нем, около него, сменили бы место застройки или нет?
2. Менялись ли размеры земельного участка, количество скота у Вашей семьи? Когда и почему? Что Вы думаете о женском и мужском труде в своем хозяйстве? Менялось ли деление на мужские и женские занятия в семье в течение Вашей жизни и жизни Ваших родителей?
3. Что обычно Вы имеете на Вашем обеденном столе и что было у Ваших родителей? Что Вы обычно берете с собой поесть на полевые работы, покос и др., а что брали раньше?
4. Как Вы одевались и где брали одежду (покупали в магазине, на базаре, шили сами и др.) сейчас и раньше?
5. Откуда и когда у Вас появилась та или иная мебель, предметы обстановки (телевизор, ковер)? Какие предметы обстановки раньше в селе делали сами, а что покупали?
6. В какой период Вашей жизни Ваша семья жила в сравнительном достатке, а когда в нужде (вопрос о семье родителей и семье респондента)? В чем это проявлялось, из-за чего?
7. Ваше отношение к богатству и бедности, к стремлению людей жить зажиточно, в достатке. Что думаете об этом Вы и что думали Ваши родители (другие предки)?
8. Что является и являлось раньше показателем богатства семьи: теперь, десять лет назад, у предыдущих поколений (Ваших родителей, Ваших дедов)?
БЛОК "ИСТОРИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ"
1. Расскажите о Вашем образовании — какое образование Вы имеете, где и когда получено? Каково образование Ваших детей?
Общее замечание: там, где возможно, спрашивать о прародителях и родителях.
1.1. Школьное образование.
Была ли школа в этом селе и где находилась (если речь идет о людях — уроженцах этого села)? Где Вы получили начальное, неполное среднее и среднее образование? Как Вы считаете, Вы получили хорошие знания в школе или нет (сравнить с оценкой уровня образования в современной школе и по возможности с учебой детей респондента)? Расскажите о Ваших школьных учителях.
1.2. Специальное образование.
1. Какая Ваша специальность является основной и почему Вы так считаете? Где Вы ей обучались (в своем селе, в райцентре и т.п.)?
Хотели бы Вы получить другую специальность, приобрести навыки в какой-либо профессии, если бы имели такую возможность? Что препятствует этому?
2. Какие виды работ (на каких должностях) Вам приходилось выполнять в течение Вашей жизни (когда, как и почему)?
Что из них Вы предпочли бы делать всю жизнь, а от чего бы отказались, если бы была такая возможность?
3. Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети обучались этой же специальности и выполняли аналогичную работу?
4. Какими трудовыми навыками Вы владеете для работы по дому (перечислите)? Где и у кого Вы этому научились? Сравните это с тем, что умели и знали Ваши родители. Что бы Вы хотели передать Вашим детям?
Есть ли различия в том, как ведется домашнее хозяйство в Вашей семье и в семье родителей (работа на подворье, домашний труд, распределение обязанностей внутри семьи)?
5. Владеете ли Вы (Ваши родители и другие родственники) каким-либо ремеслом (например, резьба по дереву, плетение кружев, вышивание, гончарные работы и др.). История обучения этому.
6. Расскажите о тех мастерах, умельцах, которые были в селе раньше и остались сейчас: шорники, кузнецы, бондари, печники, столяры, плотники, краснодеревщики, кожевенники, сапожники и др. У кого этому можно научиться сегодня, а как это было раньше?
БЛОК "ИСТОРИЯ СОСЕДСТВА"
(рассматривать в разрезе четырех исторических периодов)
1. Расскажите о своих соседях. Какую помощь и услуги Вы оказываете друг другу? Из-за чего возникают ссоры, конфликты (если они бывают)? В каких жизненных ситуациях соседи и другие односельчане всегда приходят на помощь? В каких семейных празднествах принимают участие? Как это было раньше? Сохраняются ли связи с прежними соседями, в каком виде?
2. С кем советуетесь по трудным вопросам? С кем советовались Ваши родители (как принимались решения в семье)?
3. Кто в селе дружит семьями (вместе проводят праздники, ходят друг к другу в гости, помогают друг другу)? Это, как правило, родственники, соседи, те, кто работает вместе или кто-либо другой?
4. Какие семьи в селе наиболее уважаемы и почему — раньше и сейчас?
5. Можно ли сказать, что Вы знаете всех людей в селе, а все знают Вас?
БЛОК "ИСТОРИЯ СВЯЗЕЙ С ВНЕШНИМ МИРОМ" (рассматривать в разрезе четырех исторических периодов)
1. Расскажите о Ваших поездках за пределы района — куда, зачем? Куда ездили Ваши родители, как часто, зачем?
2. История солдатчины членов семьи (особенно в период Великой Отечественной войны). Военные звания и награды.
3. Когда жители села впервые получили паспорта? Как и куда они выезжали за пределы села до этого?
4. Кто из Вашей семьи уехал из села навсегда? Когда, куда и зачем? Кто уезжал, а потом опять возвращался в село? Куда уезжали Ваши односельчане? Кто и зачем приезжает в село?
5. Были ли у Вашей семьи намерения уехать из этого села? Куда, почему хотели уехать, но не уехали? А сейчас, если бы сложились особые обстоятельства, куда бы Вы хотели уехать?
- Качественные методы в полевых социологических исследованиях
- Методология двойной рефлексивности Москва «Логос» 1999
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках.......... 35ю
- Часть II. Перед полем............ 77
- Часть III. В поле................... 119
- Часть IV. После поля........... 235
- Услышать и понять партнера по социальному процессу (Заметки после чтения рукописи.)
- Введение
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках Глава 1. Очерки истории качественных методов в социальных науках
- Антропологический подход б.Малиновского
- Английские социальные исследования ч.Бута, с.Уэбба и б.Уэбб
- Чикагская школа
- Русские этнографические программы в.Н.Тенишева
- Методическая "оттепель" 90-х годов: актуальность развития качественных методов в современной отечественной социологии
- Глава 2. Теоретические основы качественных методов в социальных науках Между позитивизмом, феноменологией, понимающей социологией и символическим интеракционизмом
- Социальная конструкция реальности п.Бергера, т.Лукмана
- Символический интеракционизм ч.Кули, у.Томаса, Дж.Г.Мида
- "Социология повседневности" а. Шютца
- Когнитивный стиль — центральный элемент познания социальной реальности
- Интерсубъективный мир как специфическая форма социальности
- Система релевантности и избирательная активность сознания
- Общий тезис взаимных перспектив или как возможно понимание
- Социальное происхождение и распределение знания
- "Фоновые ожидания" и этнометодология г.Гарфинкеля
- "Гарфинкелинг" и аномия
- "Обоснованная теория" а.Страусса
- Поиск "открытых горизонтов типичности"
- Что такое "качественные методы"?
- Часть II. Перед полем Глава 3. Проектирование качественного исследования Проблемы поиска действенного компромисса при проектировании исследования
- Вширь или вглубь?
- Единицы анализа
- Выбор поля
- Проблема доступа
- Планирование выборки
- Размер выборки
- Проблема объективности и субъективности в качественном исследовании
- Глава 4. Создание полевой исследовательской группы
- Специфические требования к отбору полевых исследователей
- Возраст
- Общее и интеллектуальное развитие
- Коммуникабельность
- Деловые качества
- Мотивация
- Сенситивность
- Семья или одиночки
- Интервьюер-иностранец
- Глава 5. Метод "Длинного стола"
- Правила и ритуалы "Длинного стола"
- Сценарии заседаний "Длинного стола"
- Требования к ведущему "Длинного стола"
- Часть III. В поле Глава 6. Наблюдение
- Обыденные и научные представления о наблюдении
- Ценность наблюдения
- Методы наблюдения
- Роль наблюдателя: участник или посторонний?
- Явное и скрытое наблюдение
- Продолжительность наблюдения
- Фокусировка наблюдения
- Что наблюдать
- Физические условия
- Социальные условия
- Формальные взаимодействия
- Неформальные взаимодействия и незапланированные действия
- Вербальные коммуникации
- Невербальные коммуникации
- Зачем фиксировать то, чего не происходит
- Работа в поле: сбор данных
- Ведение полевых записей
- Из полевых дневников
- Из полевых заметок о реальной экономике
- Наблюдение, интервью и работа с документами
- Технология полевой работы и наблюдение
- Этапы полевой работы
- Что говорить и что делать в поле
- Рутина полевой работы
- Завершение работы в поле
- Наблюдатель и объект наблюдения
- Глава 7. Интервью
- Как землю отбирали
- Введение в "качественное" интервью
- Типы "качественного" интервью
- Содержание интервью: какие вопросы задавать!
- Последовательность вопросов
- Формулировки вопросов
- Открытые вопросы
- Скрытый смысл в вопросах
- "Одноствольные" вопросы
- Ясность вопросов
- Вопросы "почему?"
- Взаимоотношения с респондентами: доброжелательный нейтралитет
- Нейтральные вопросы
- Использование иллюстративных примеров в вопросах
- Ролевые и имитационные вопросы
- Вступительные слова и замечания
- Уточнения и вопросы "вдогонку"
- Контроль за ходом интервью
- Глубинное интервью
- Истории жизни: "Расскажите о себе все, что хотите" или "Мне бы хотелось спросить Вас о..."
- Свободный рассказ
- Иллюзия невмешательства
- "Метод слоеного пирога"
- Сценарий жизни респондента в качественном исследовании
- Помочь вспомнить
- Социально-психологические особенности работы с респондентом в российских селах
- Проблема диссонанса ролей при работе с сельским респондентом
- Групповое фокусированное интервью (метод "фокус-групп")
- Фиксация данных в качественном интервью
- Запись интервью на диктофон
- Составление транскриптов интервью
- Ведение записей в ходе интервью
- После интервью
- Интервью и этические проблемы
- "Реальное я" и "духовное я"
- Респондент в возрасте: проблема взаимопонимания
- О роли "попутчика" в беседе
- Проблемы контакта "на равных"
- Часть IV. После поля Глава 8. Анализ и интерпретация качественных данных
- Фокусировка анализа
- Стратегии анализа интервью
- Стратегии анализа наблюдений
- Начало анализа
- Организация данных
- Контент-анализ
- Компьютерная обработка данных
- Исследование случая
- Содержание анализа случая
- Индуктивный анализ
- "Естественные" типологии
- Два примера "естественных" типологий, сконструированных респондентом
- Аналитические типологии
- Пример аналитической типологии: избиратели 1995 г.
- Модели и категориальные системы
- Логический анализ
- Интерпретация данных: причины, следствия, взаимосвязи
- Переход от интервью к анализу: власть на селе
- Составление отчета
- Баланс между описанием и интерпретацией
- Краткое содержание работы
- Помнить о своей аудитории
- Техника написания отчета
- Искусство задавать вопросы самому себе
- Мозговом штурм
- Составление плана
- Изложение цели
- Черновые наброски
- Работа с черновиками
- Проблема надежности
- Техники для улучшения качества анализа
- Полнота анализа: проверка конкурирующих объяснений
- Пример двух взглядов на людей и события
- Негативные случаи
- Триангуляция
- Триангуляция методов: примирение качественных и количественных данных
- Триангуляция источников качественных данных
- Аналитическая триангуляция
- Теоретическая триангуляция
- Связь методов и данных
- Надежность исследователя
- Эффект исследователя
- Краткие выводы
- Заключение
- Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни
- Неокантианская эпистемологическая традиция: философские корни методологии
- "Частности" методологии двойной рефлексивности
- Сильные и слабые стороны методологии двойной рефлексивности: каталог
- Междисциплинарный подход в изучении проблем власти на селе
- Методика советско-британского социологического исследования советского села Тема: "бюджет семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "бюджет времени семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "история семьи"
- 1. Методология работы над темой
- III. Формы представления итоговых материалов
- Тема: "социально-пространственная картина жизни сельского населения"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "власть на селе"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Литература