logo search
Kovalev Kachestvennye metody

I. Методология работы над темой

Задача раздела — установить место данной деревни/села в территориальной организации общества. Для этого определяется социально-физическая картина поселения — его население и его место в регионе, его природные угодья и главные институции. Все эти категории рассматриваются также диахронически, т.е. ставятся вопросы об истории села, изменении природной среды, населении, истории его формальных и неформальных институций и связях с "внешним миром". Определяется "экологическая" история региона. Выявляются направления передвижения населения данного села по территории, представления жителей об окружающем мире и посещении данного села другими людьми. Идеальная точка отсчета на диахронической оси — конец XIX в. или даже для России — отмена крепостного права в 1861 г. Ближайшая точка отсчета — коллективизация или год основания села (если оно основано после коллективизации).

Необходимо посмотреть на село как бы с высоты "птичьего полета", увидеть особенности его расположения среди природного ландшафта (у реки, около леса и т.д.), среди сельскохозяйственных и других используемых угодий (лесных, водных и др.), а также его удаленность от дорог, других деревень и городов. От этого следует перейти к селу как к системе общественных связей — повторяющихся межличностных отношений, социальных учреждений, т.е. социальной общности села как "организма" в связи с его природной структурой (для примера — соседство или сельсовет). Все это рассматривается в изменении, т.е. как история с ее причинными связями и внутренними конфликтами. Выясняются представления жителей села об их окружении, о прошлом села. Нас интересует также картина их перемещений в пространстве (вплоть до отдаленных поездок — в областной центр, Москву и др.), и из каких мест приезжают в село люди — как насовсем, так и на время, по разным делам.

Из всей необходимой информации только часть отражена в документах. Поэтому следует пытаться выяснить все недостающее в беседах с местными жителями.

Для всех вопросов желательно выяснить тенденции изменения рассматриваемого явления, причины этих изменений, переломные моменты их развития, т.е. попытаться вскрыть "собственное бремя" развития этих явлений.

В то же время желательно составить также представление о типичной картине явлений для каждого из основных этапов:

— предреволюционная деревня;

— доколхозная послереволюционная деревня;

— коллективизация;

— предвоенные колхозы;

— Великая Отечественная война;

— послевоенный налоговый пресс на колхозников и колхозы;

— вторая половина 50-х — первая половина 60-х годов (при Н.Хрущеве);

— середина 60-х — середина 80-х годов (при Л.Брежневе);

— перестройка.