Интервью и этические проблемы
Интервью является вмешательством в чужую жизнь и способно оказать глубокое влияние на обе стороны, участвующие в беседе. Хорошее интервью позволяет понять многое о мыслях, чувствах, знании и опыте не только респондента, но и интервьюера. В ходе беседы люди узнают о себе то, о чем не догадывались или по крайней мере не были уверены до интервью. Несколько часов, проведенных вместе с собеседником, способны изменить взгляд на мир и перевернуть привычные представления.
Разумеется, цель интервью — это сбор данных, а не изменение сознания. Интервьюер не судья и не врач-психотерапевт, и эту цель ни в коем случае не следует упускать из виду. Тем не менее у интервьюера часто возникает соблазн отступить от своей главной цели. Обычно респондент просит совета, одобрения или подтверждения правильности своих слов или действий. Поддавшись этому соблазну, интервьюер сам может превратиться в респондента и ему придется отвечать на вопросы в большей степени, чем их задавать.
Вместе с тем интервьюер не может быть куском льда, не проявляющим никаких эмоций, когда ему рассказывают о десятилетиях страданий и боли. Трудно оставаться спокойным, неделями и месяцами выслушивая рассказы крестьян о всех перипетиях их жизни — неурожаях и голоде, несправедливости чиновников и военных потерях, отъезде детей в города и семейных проблемах. Хотя интервью и является вмешательством в жизнь респондентов, но что мы можем реально для них сделать? Перед исследователем возникает непростая этическая дилемма, которая проистекает из самой природы интервью.
Хотя интервью часто и бередит старые раны, они также оказывают и исцеляющее воздействие. Респонденты чрезвычайно высоко ценят внимание и искренне благодарны своему собеседнику за предоставленную им возможность высказаться, поделиться своими мыслями и чувствами. Иногда интервью продолжаются дольше, чем это было запланировано, просто потому, что людям хочется высказать все накопившееся за многие годы. Когда респонденты открыто не хотят говорить, продолжение интервью чревато новым риском. Люди будут говорить вам вещи, которые они никогда не намеревались сказать. Это может быть верно и в том случае, когда респонденты настроены враждебно. Иногда кажется, что вам говорят в первую очередь те самые вещи, которые не собирались никому говорить, возможно, лишь для того, чтобы снять собственное психологическое напряжение. В процессе беседы интервьюер меняется и сам. Сталкиваясь с новыми для себя условиями жизни и ситуациями, выслушивая многочасовые исповеди, интервьюер может впасть в депрессию. Поэтому в некоторых случаях они нуждаются в специальной психологической подготовке, которая поможет им справиться с депрессией и превратить свои наблюдения и эмоции в пригодные для анализа данные.
Перечислим этические проблемы, с которыми сталкивается исследователь при подготовке и проведении качественного исследования: а) обещания и взаимные обязательства. Как объяснить респонденту, почему он должен участвовать в беседе? Никогда не давайте респонденту пустых обещаний. Если вы ему что-то пообещали, обязательно сдержите свое слово; б) оценка рисков. Будет ли участие в интервью представлять собой риск для респондента? Рискует ли он получить психологический стресс, навлечет ли на себя административную или уголовную ответственность, будет ли он подвергаться остракизму со стороны соседей, членов семьи, товарищей по работе; в) конфиденциальность. Может ли конфиденциальность быть полностью гарантирована? Если респонденту обещана анонимность, не смогут ли посторонние установить его личность по косвенным данным? г) доступ к данным. Кто будет иметь доступ к первичным материалам? В каких целях эти материалы будут использоваться?
- Качественные методы в полевых социологических исследованиях
- Методология двойной рефлексивности Москва «Логос» 1999
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках.......... 35ю
- Часть II. Перед полем............ 77
- Часть III. В поле................... 119
- Часть IV. После поля........... 235
- Услышать и понять партнера по социальному процессу (Заметки после чтения рукописи.)
- Введение
- Часть I. История и теоретические основы качественных методов в социальных науках Глава 1. Очерки истории качественных методов в социальных науках
- Антропологический подход б.Малиновского
- Английские социальные исследования ч.Бута, с.Уэбба и б.Уэбб
- Чикагская школа
- Русские этнографические программы в.Н.Тенишева
- Методическая "оттепель" 90-х годов: актуальность развития качественных методов в современной отечественной социологии
- Глава 2. Теоретические основы качественных методов в социальных науках Между позитивизмом, феноменологией, понимающей социологией и символическим интеракционизмом
- Социальная конструкция реальности п.Бергера, т.Лукмана
- Символический интеракционизм ч.Кули, у.Томаса, Дж.Г.Мида
- "Социология повседневности" а. Шютца
- Когнитивный стиль — центральный элемент познания социальной реальности
- Интерсубъективный мир как специфическая форма социальности
- Система релевантности и избирательная активность сознания
- Общий тезис взаимных перспектив или как возможно понимание
- Социальное происхождение и распределение знания
- "Фоновые ожидания" и этнометодология г.Гарфинкеля
- "Гарфинкелинг" и аномия
- "Обоснованная теория" а.Страусса
- Поиск "открытых горизонтов типичности"
- Что такое "качественные методы"?
- Часть II. Перед полем Глава 3. Проектирование качественного исследования Проблемы поиска действенного компромисса при проектировании исследования
- Вширь или вглубь?
- Единицы анализа
- Выбор поля
- Проблема доступа
- Планирование выборки
- Размер выборки
- Проблема объективности и субъективности в качественном исследовании
- Глава 4. Создание полевой исследовательской группы
- Специфические требования к отбору полевых исследователей
- Возраст
- Общее и интеллектуальное развитие
- Коммуникабельность
- Деловые качества
- Мотивация
- Сенситивность
- Семья или одиночки
- Интервьюер-иностранец
- Глава 5. Метод "Длинного стола"
- Правила и ритуалы "Длинного стола"
- Сценарии заседаний "Длинного стола"
- Требования к ведущему "Длинного стола"
- Часть III. В поле Глава 6. Наблюдение
- Обыденные и научные представления о наблюдении
- Ценность наблюдения
- Методы наблюдения
- Роль наблюдателя: участник или посторонний?
- Явное и скрытое наблюдение
- Продолжительность наблюдения
- Фокусировка наблюдения
- Что наблюдать
- Физические условия
- Социальные условия
- Формальные взаимодействия
- Неформальные взаимодействия и незапланированные действия
- Вербальные коммуникации
- Невербальные коммуникации
- Зачем фиксировать то, чего не происходит
- Работа в поле: сбор данных
- Ведение полевых записей
- Из полевых дневников
- Из полевых заметок о реальной экономике
- Наблюдение, интервью и работа с документами
- Технология полевой работы и наблюдение
- Этапы полевой работы
- Что говорить и что делать в поле
- Рутина полевой работы
- Завершение работы в поле
- Наблюдатель и объект наблюдения
- Глава 7. Интервью
- Как землю отбирали
- Введение в "качественное" интервью
- Типы "качественного" интервью
- Содержание интервью: какие вопросы задавать!
- Последовательность вопросов
- Формулировки вопросов
- Открытые вопросы
- Скрытый смысл в вопросах
- "Одноствольные" вопросы
- Ясность вопросов
- Вопросы "почему?"
- Взаимоотношения с респондентами: доброжелательный нейтралитет
- Нейтральные вопросы
- Использование иллюстративных примеров в вопросах
- Ролевые и имитационные вопросы
- Вступительные слова и замечания
- Уточнения и вопросы "вдогонку"
- Контроль за ходом интервью
- Глубинное интервью
- Истории жизни: "Расскажите о себе все, что хотите" или "Мне бы хотелось спросить Вас о..."
- Свободный рассказ
- Иллюзия невмешательства
- "Метод слоеного пирога"
- Сценарий жизни респондента в качественном исследовании
- Помочь вспомнить
- Социально-психологические особенности работы с респондентом в российских селах
- Проблема диссонанса ролей при работе с сельским респондентом
- Групповое фокусированное интервью (метод "фокус-групп")
- Фиксация данных в качественном интервью
- Запись интервью на диктофон
- Составление транскриптов интервью
- Ведение записей в ходе интервью
- После интервью
- Интервью и этические проблемы
- "Реальное я" и "духовное я"
- Респондент в возрасте: проблема взаимопонимания
- О роли "попутчика" в беседе
- Проблемы контакта "на равных"
- Часть IV. После поля Глава 8. Анализ и интерпретация качественных данных
- Фокусировка анализа
- Стратегии анализа интервью
- Стратегии анализа наблюдений
- Начало анализа
- Организация данных
- Контент-анализ
- Компьютерная обработка данных
- Исследование случая
- Содержание анализа случая
- Индуктивный анализ
- "Естественные" типологии
- Два примера "естественных" типологий, сконструированных респондентом
- Аналитические типологии
- Пример аналитической типологии: избиратели 1995 г.
- Модели и категориальные системы
- Логический анализ
- Интерпретация данных: причины, следствия, взаимосвязи
- Переход от интервью к анализу: власть на селе
- Составление отчета
- Баланс между описанием и интерпретацией
- Краткое содержание работы
- Помнить о своей аудитории
- Техника написания отчета
- Искусство задавать вопросы самому себе
- Мозговом штурм
- Составление плана
- Изложение цели
- Черновые наброски
- Работа с черновиками
- Проблема надежности
- Техники для улучшения качества анализа
- Полнота анализа: проверка конкурирующих объяснений
- Пример двух взглядов на людей и события
- Негативные случаи
- Триангуляция
- Триангуляция методов: примирение качественных и количественных данных
- Триангуляция источников качественных данных
- Аналитическая триангуляция
- Теоретическая триангуляция
- Связь методов и данных
- Надежность исследователя
- Эффект исследователя
- Краткие выводы
- Заключение
- Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни
- Неокантианская эпистемологическая традиция: философские корни методологии
- "Частности" методологии двойной рефлексивности
- Сильные и слабые стороны методологии двойной рефлексивности: каталог
- Междисциплинарный подход в изучении проблем власти на селе
- Методика советско-британского социологического исследования советского села Тема: "бюджет семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "бюджет времени семьи"
- I. Методология работы над темой
- II. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "история семьи"
- 1. Методология работы над темой
- III. Формы представления итоговых материалов
- Тема: "социально-пространственная картина жизни сельского населения"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Тема: "власть на селе"
- I. Методология работы над темой
- II. Вопросник
- III. Форма представления итоговых материалов
- Литература