logo search
Kovalev Kachestvennye metody

"Реальное я" и "духовное я"

В исследовании, где от респондента требуется размышление над прожитой им жизнью, всегда в той или иной мере присутствует стремление к духовному катарсису, которое реализуется через возможность "выговориться". Однако выговориться можно не с каждым. Это должен быть человек, который "может понять" (обычно это близкий друг) или человек, с которым, вероятно, встретиться больше не придется. Достаточно вспомнить с какой легкостью мы иногда "открываем душу" незнакомому попутчику в поезде. Для того чтобы исследователь смог стать таким "попутчиком", он должен выйти на уровень "духовного Я" своего собеседника1.

1 Флоренская ТА. Диалог в практической психологии. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. С. 244.

В отличии от "реального Я", которое несет в себе прошлый опыт индивида, установки, стереотипы сознания и поведения, выработанные в течении его жизни, "духовное Я" — это не всегда ясно осознаваемое стремление к общечеловеческим ценностям, к своему творческому призванию, это вечные понятия "добра" и "зла". Поэтому воровство, как его не называй и не оправдывай, все равно останется воровством и "духовное Я" человека требует это признать. В результате этого в оптимальной стратегии поведения исследователя возникает противоречие по отношению к "реальному Я" респондента. Необходимость сопереживания и сострадания, понимание и принятие его "реального Я" сталкивается со стремлением "духовного Я" отстаивать универсальные духовно-нравственные ценности и осуждать жестокость, зависть, корысть, преступность, которые проявляются в его рассказах, в личной истории его жизни.

Если не щадить самолюбие человека, брать на себя роль "судьи", то психологические механизмы самозащиты личности не позволят разглядеть его "духовное Я", а значит, исследователю будет очень сложно принять на себя роль "попутчика", с помощью которого собеседник пытается разобраться в себе, причинах своих поступков, мотивах действий и оценить их последствия.

Это очень важно в исследовании, где через память людей собирается информация о событиях отдаленного прошлого. Диалог с носителем подобной информации — это особая проблема беседы с пожилым человеком, на которую важно обратить внимание отдельно.