2. Механизм ценообразования
Механизм ценообразования — это принятый способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния цено-образующих факторов. Различают два подхода к формированию цен: затратный (производственный) и рыночный. В первом случае
в основу цены товара кладут производственные затраты, связанные с выпуском товара, во втором — определяющим фактором ценообразования считается конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.
Суть затратного метода состоит в том, что цена товара зависит от издержек производства и обращения, необходимых для производства и реализации единицы продукции. Это, однако, вовсе не означает, что цена равна сумме таких издержек. Затратный механизм ценообразования учитывает то обстоятельство, что производитель и продавец товара должны не только возместить издержки, но и получать определенную прибыль. Соответственно формула цены, определяемой на основе затратного подхода, будет иметь следующий вид:
где С — средние издержки на производство и реализацию единицы товара, руб.; Пр — прибыль, получаемая производителями (продавцом) за единицу товара, руб.
Суть рыночного механизма ценообразования заключается в том, что цена должна обеспечить выравнивание спроса и предложения, согласование интересов двух сторон — продавца и покупателя на свободном рынке. Такая цена получила название рыночной.
Чтобы понять, как формируется рыночная цена, проанализируем совокупное влияние на нее спроса и предложения (рис. 10).
При цене равновесной Цр производители готовы поставить на рынок продукцию в количестве Кр, а потребители согласны приобрести именно такое количество этой продукции. Рыночная цена, таким образом, устанавливается в точке пересечения кривых спроса D и предложения S.
Рассмотрим этот процесс на примере зерновых культур. До посева производители с помощью маркетинговой информации, полученной из официальных источников, а также данных научно-исследовательских институтов и бирж, прогнозируют уровень спроса на зерно. Это не значит, что они садятся за стол и вычерчивают кривые спроса и предложения. Они оценивают, сколько продукции может поступить на рынок из запасов прошлых лет и нового урожая, какова может быть потребность в зерне для животноводства, экспорта и переработки.
После этого и начинают «работать» кривые спроса и предложения. Производители планируют валовые сборы, а потребители определяют, сколько зерна закупить.
Объемы возможного предложения сопоставляются с прогнозируемым уровнем спроса, в результате формируется ожидаемая цена на зерно (Цр). Эта цена используется в переговорах о продажах, закладывается в контракты на будущую поставку зерна на элеваторы. В период сезона выращивания могут возникнуть другие факторы, которые вызовут сдвиг кривых спроса и предложения, что, в свою очередь, повлияет на рыночную цену зерна (речь не идет об инфляционном росте цен). По мере того как будут поступать прогнозы об ожидаемом урожае, будет меняться и цена. Так, при недостатке влаги в почве в течение вегетационного периода урожай будет ниже, чем ожидалось, значит, кривая предложения сдвинется влево и цена возрастет. Снижение цен на продукцию животноводства может привести к сокращению поголовья, что, в свою очередь, вызовет снижение потребности в кормах. В этом случае кривая спроса на зерно сместится влево, и цены понизятся.
Продолжительность ценового цикла в сельском хозяйстве определяется прежде всего длительностью производственного процесса. В бройлерном птицеводстве и при возделывании большинства полевых культур — год. В мясном скотоводстве ценовой цикл может продолжаться до 6 лет, учитывая время, необходимое для разведения и откорма. В этом случае можно говорить о запаздывающей реакции рынка на предложение, что имеет место довольно часто.
Естественно, производители стремятся выбрать момент, когда рыночная цена на продукцию достаточно высока. Это в меньшей степени касается скоропортящейся продукции, которую, в отличие от зерна, нельзя хранить долго без потери качества. Промежуточное положение по степени гибкости выбора сроков реализации занимают свинина и мясо бройлеров.
На уровень и динамику рыночных цен большое влияние оказывает такой фактор, как ценовая эластичность спроса. Этот показатель измеряет степень чувствительности спроса потребителей к изменению цен:
где Эс — ценовая эластичность спроса; АД АР— изменение спроса и цены (разница между фактическим и базисным значением); dб6, P6 — базисные значения спроса и цен.
Если Эс > 1, то спрос эластичен, то есть при небольшом изменении цены спрос изменяется весьма значительно. Если, напротив, Эс < 1, то спрос неэластичен; в этом случае даже заметное изменение цены незначительно влияет на спрос. При Эс = 1 спрос называется унитарным; это значит, что он изменяется в той же пропорции, что рыночная цена.
Спрос, как правило, неэластичен, если:
на рынке мало товаров-конкурентов или их нет вовсе;
товар является предметом первой необходимости;
затраты на товар занимают незначительную долю в бюджете покупателя.
Если спрос неэластичен, производитель может увеличить прибыль за счет повышения цен. Напротив, если спрос эластичнее, дополнительная прибыль будет получена за счет снижения цены, которое вызовет резкое увеличение спроса и рост объемов реализации товара.
Ценовая эластичность предложения зависит от времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цен. Эта реакция связана, в частности, с перераспределением ресурсов в более выгодные производства.
Эластичность предложения тем выше, чем больше времени имеется у продавца для принятия решения. Формально она рассчитывается таким же образом, как и эластичность спроса (только в числитель дроби вместо процентного изменения спроса ставится значение процентного изменения предложения). Например, эластичность предложения овощей наиболее высока до посадки, когда производитель имеет возможность скорректировать структуру посевных площадей; наоборот, после уборки предложение овощей неэластично, так как при любых колебаниях цен объемы выставленной на рынок продукции не могут изменяться значительно.
Как рыночные, так и затратный механизмы свойственны рыночной экономике и являются ее существенной частью (в командной экономике применялся почти исключительно затратный механизм ценообразования).
Цены на сельскохозяйственную продукцию весьма неустойчивы и подвержены влиянию ряда факторов; наибольшее значение из них имеют:
конъюнктура рынка, спрос и предложение;
государственное регулирование цен;
издержки производства и реализации продукции;
конкуренция;
качество продукции;
сроки и каналы реализации продукции.
В сложившихся в России экономических условиях цены на многие виды сельхозпродукции, особенно на продукцию животноводства, не компенсируют даже затрат на ее производство. Поэтому нужен механизм государственного регулирования этих цен.
- Экономика
- Москва «КолосС» 2003
- Предисловие
- Глава I
- Предмет и методы науки
- «Экономика сельскохозяйственного предприятия»
- Предмет и задачи науки
- 2. Методы экономической науки
- Глава II предприятие —основное звено экономики сельского хозяйства
- 1. Понятие и классификация предприятий
- 2. Предпринимательство и предприятие
- 3. Правовые основы хозяйственной деятельности предприятий
- 4. Банкротство и прекращение деятельности предприятия
- 5. Народнохозяйственное значение и отраслевые особенности сельского хозяйства. Роль предприятий в производстве сельскохозяйственной продукции
- 1. Структура производства продукции сельского хозяйства, %
- Глава III организационно-правовые формы предприятия
- 1. Хозяйственные товарищества и общества
- 2. Сельскохозяйственные кооперативы
- 3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 4. Объединения юридических лиц
- Глава IV фермерские хозяйства как форма предпринимательства
- 1. Сущность, принципы и формы организации фермерских хозяйств
- 2. Особенности создания и развития фермерских хозяйств в современных условиях
- 3. Специализация и размеры фермерских хозяйств
- 4. Фермерская кооперация
- 5. Современное состояние и эффективность фермерского производства
- 2. Производство основных видов продукции в фермерских хозяйствах России, тыс. Т
- Глава V приватизация сельскохозяйственных предприятий
- 1. Понятие, цель и методы приватизации и разгосударствления сельскохозяйственных предприятий
- 2. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий
- 3. Расчет земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области
- 3. Результаты реорганизации сельскохозяйственных предприятий
- 5. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий России
- Глава VI специализация и концентрация производства на сельскохозяйственных предприятиях
- 1. Специализация и сочетание отраслей
- 2. Концентрация производства и размеры предприятий
- 7. Размеры сельскохозяйственных предприятий России
- 3. Оптимизация производственной структуры
- 8. Показатели производства товарной продукции растениеводства (в расчете на 1 га)
- 9. Основные показатели по кормовым культурам (в расчете на 1 га)
- 4. Эффективность специализации и концентрации производства
- 10. Эффективность зернового хозяйства в зависимости от концентрации производства (1999 г.)
- Глава VII земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия
- 1. Значение, состав и структура земельных ресурсов
- 2. Состояние и мониторинг земель
- 11. Использование пашни в сельскохозяйственных предприятиях России
- 3. Земельные отношения и рынок земли
- 4. Эффективность использования земли в сельском хозяйстве
- 5. Пути повышения эффективности использования земель
- Глава VIII основные фонды сельскохозяйственного предприятия
- 1. Понятие, классификация и оценка основных средств
- 2. Состояние и воспроизводство основных фондов
- 3. Оснащение сельскохозяйственных предприятий основными фондами и эффективность их использования
- 4. Механизация сельскохозяйственного производства
- 5. Транспортные средства
- 13. Классификация сельскохозяйственных перевозок
- 6. Пути повышения эффективности использования основных средств
- Глава IX оборотные средства сельскохозяйственного предприятия
- 1. Экономическая сущность, состав и Структура оборотных средств
- 2. Эффективность использования оборотных средств
- 3. Пути повышения эффективности использования оборотных средств
- Глава X трудовые ресурсы сельскохозяйственногопредприятия
- 1. Понятие и состав трудовых ресурсов
- 2. Особенности труда в сельском хозяйстве
- 3. Эффективность использования трудовых ресурсов. Факторы повышения производительности труда
- 4. Организация и нормирование труда на сельскохозяйственных предприятиях
- 5. Рынок аграрного труда
- 6. Оплата труда в сельском хозяйстве
- Глава XI организация сельскохозяйственного производства
- 1. Понятие и основные элементы организации производства
- 2. Организация производства продукции растениеводства
- 1. Пар
- 3. Организация трудовых процессов в полеводстве
- 4. Организация производства животноводческой продукции
- 5. Организация воспроизводства стада
- 16. Естественные факторы, определяющие параметры воспроизводства стада
- 6. Организация трудовых процессов в животноводстве
- Глава XII управление на сельскохозяйственных предприятиях
- 1. Понятие, принципы и функции управления
- 2. Структура управления предприятием
- 3. Методы управления
- 4. Кадры управления. Роль руководителя предприятия
- 5. Принятие и реализация управленческих решений
- Глава XIII планирование деятельности предприятия
- 1. Сущность, задачи и система планирования на предприятии
- 2. Долгосрочные и текущие планы
- 3. Бизнес-план в системе стратегического планирования
- Глава XIV издержки производства и себестоимость продукции
- 1. Понятие, виды издержек производства и себестоимости сельскохозяйственной продукции
- 2. Состав и классификация затрат
- 19. Классификация затрат на производство продукции
- 20. Группировка затрат сельскохозяйственного предприятия по статьям*
- 3. Методические основы исчисления себестоимости
- 4. Себестоимость продукции сельского хозяйства и факторы ее снижения
- 22. Производственная себестоимость 1 ц основных видов продукции на сельскохозяйственных предприятиях, руб.
- Глава XV формирование цен на сельскохозяйственную продукцию
- 1. Понятие, значение и функции цен
- 24. Средние цены на продукцию, производимую предприятиями апк, руб. За 1 т
- 2. Механизм ценообразования
- 3. Система цен на продукцию сельского хозяйства и их государственное регулирование
- 4. Ценовая политика и стратегия сельскохозяйственного предприятия
- Глава XVI продукция сельскохозяйственного предприятия
- 1. Валовая продукция
- 2. Товарная продукция и каналы ее реализации
- 3. Конкурентоспособность и качество сельскохозяйственной продукции
- Глава XVII финансы предприятия
- 1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия
- 2. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования
- 3. Расходы и доходы предприятия
- 4. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом
- Глава XVIII экономическая эффективность сельскохозяйственного производства
- 1. Понятие, виды и критерии эффективности производства
- 2. Методические основы определения эффективности производства
- 3. Эффективность агротехнических и зооветеринарных мероприятий
- 3. Рассчитывают косвенный ущерб от содержания яловой коровы (у3):
- 4. Эффективность производства сельскохозяйственной продукции на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования
- 25. Урожайность культур и продуктивность животных в сельскохозяйственных предприятиях России
- 5. Приоритетные направления роста эффективности производства
- Глава XIX учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии
- 1. Общая характеристика бухгалтерского учета
- 2. Учет активов предприятия
- 28. Учетные записи на счетах по методике «директ-костинг»
- З.Учет пассивов предприятия
- 4. Основы бухгалтерской финансовой отчетности
- Глава XX факторы развития сельскохозяйственного предприятия
- 1. Экстенсивная и интенсивная формы развития сельского хозяйства
- 2. Показатели интенсификации сельскохозяйственного производства
- 3. Научно-технический прогресс —основа развития и интенсификации производства
- 4. Основные факторы интенсивного развития
- Глава XXI инвестиционная и инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия
- 1. Понятие инвестиций, их структура и источники
- 29. Инвестиционный план сельскохозяйственного предприятия
- 2. Экономическая эффективность инвестиций
- 30. Расчет чистой дисконтированной стоимости
- 3. Оценка эффективности альтернативных инвестиционных проектов
- 4. Пути повышения экономической эффективности капитальных вложений
- 5. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве
- Глава XXII аналитическая деятельность предприятия
- 1. Понятие, методы и виды экономического анализа
- 2. Организация и содержание экономического анализа на предприятии
- 3. Анализ финансового состояния предприятия
- 35. Агрегированный баланс предприятия
- Глава XXIII природоохранная деятельность предприятия
- 1. Понятие и направления природоохранной деятельности
- 2. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
- 3. Организация природоохранной деятельности на предприятии
- Глава XXIV внешнеэкономическая деятельность предприятия
- 1. Сущность и формы внешнеэкономической деятельности
- 38. Импорт и экспорт основных товаров апк, тыс. Т
- 2. Способы выхода предприятий на внешний рынок
- 3. Внешнеторговый контракт купли-продажи товаров
- 4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Оглавление
- Глава I. Предмет и методы науки «Экономика сельскохозяйственного предприятия»................................................................................................................. 5
- Глава II. Предприятие — основное звено экономики сельского хозяйства..........12
- Глава III. Организационно-правовые формы предприятия...................................42
- Глава VII. Земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия..................131
- Глава VIII. Основные фонды сельскохозяйственного предприятия....................153
- Глава XII. Управление на сельскохозяйственных предприятиях.........................257
- Глава XIII. Планирование деятельности предприятия........................................278
- Глава XIV. Издержки производства и себестоимость продукции........................297
- Глава XV. Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию..................314
- Глава XVI. Продукция сельскохозяйственного предприятия...............................329
- Глава XVII. Финансы предприятия.......................................................................347
- Глава XVIII. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства...............................................................................................................368
- Глава XIX. Учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии...............391
- Глава XX. Факторы развития сельскохозяйственного предприятия....................413
- Глава XXI. Инвестиционная и инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия......................................................................................426
- Глава XXII. Аналитическая деятельность предприятия.......................................450
- Глава XXIII. Природоохранная деятельность предприятия....................................478
- Глава XXIV. Внешнеэкономическая деятельность предприятия..........................504
- Isbn 5-9532-0032-3