logo
Экономика_предприятия

4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Во всех странах мира внешнеэкономическая деятельность рас­сматривается как часть внешней политики государства, а также национальной экономической политики, и поэтому подлежит контролю со стороны государства.

Внешнеэкономическая деятельность и управление ею в Рос­сийской Федерации регулируются законодательными актами, от­носящимися к экономике вообще, а также специальным внешне­экономическим законодательством. Сюда относятся, в частности, Законы РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контро­ле», «Об иностранных инвестициях», «О международном ком­мерческом арбитраже», «О таможенном тарифе», Таможенный кодекс РФ и т. д. Кроме того, большое значение имеют указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ по данным вопросам. В МСХ РФ, администрациях краев и облас­тей также имеются управления и отделы, которые призваны ока­зывать содействие предприятиям и научным учреждениям АПК в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Все меры государственного регулирования в рассматриваемой сфере можно разделить на две группы: экономические и админи­стративные. К экономическим относятся те из них, которые прямо воздействуют на интересы участников внешней торговли. Это прежде всего таможенные пошлины, акцизы и сборы, система на­логообложения, регулирование банковских процентных ставок, курсов валют и т. п.

Таможенная пошлина — это специальный косвенный налог, взи­маемый с товаров, ввозимых в страну или вывозимых из нее.

По объекту обложения пошлины можно разделить на три группы:

ввозные (импортные), которые взимаются с ввозимых из-за границы товаров или при выпуске товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны;

вывозные (экспортные), которые взимаются с товаров при вы­возе их за границу;

транзитные, взимаемые за провоз товара по территории страны.

В зависимости от страны происхождения товара различают пошлины:

минимальные, применяемые в отношении товаров, происходя­щих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режи­мом наибольшего благоприятствования;

преференциальные (особо льготные), предоставляемые отдель­ным странам, как правило, развивающимся;

максимальные — действующие для всех остальных стран.

По способу взимания таможенные пошлины делятся на:

адвалорные, взимаемые в процентах с таможенной стоимос­ти товаров;

специфические, взимаемые в виде определенной суммы с еди­ницы веса, количества или объема товаров;

смешанные (комбинированные), когда при расчете таможен­ных платежей используется сочетание адвалорных и специфичес­ких ставок.

Основой для исчисления адвалорных платежей служит тамо­женная стоимость товара, определяемая в соответствии с Зако­ном РФ «О таможенном тарифе», введенном в действие с 1 июля 1993 г. В данном документе предусмотрены следующие методы определения таможенной стоимости:

по цене сделки с ввозимыми товарами;

по цене сделки с идентичными товарами;

по цене сделки с однородными товарами;

метод вычитания стоимости;

метод сложения стоимости;

резервный метод.

Основным считается метод определения таможенной стоимос­ти по цене сделки с ввозимыми товарами; он применяется в боль­шинстве стран для 90—98 % всех внешнеторговых операций. Со­гласно этому методу, в цену сделки включается вся сумма факти­чески понесенных затрат по приобретению товара на момент пе­ресечения им таможенной границы, включая:

затраты на производство;

расходы по транспортировке до пункта назначения на тамо­женной границе (включая погрузку, перевозку, выгрузку и страхо­вание груза);

затраты на тару;

затраты на посреднические услуги;

прочие затраты.

Частью 2 ст. 19 Закона «О таможенном тарифе» предусмотрены случаи, когда данный метод не может быть использован для опре­деления таможенной стоимости, в том числе:

наличие определенных ограничений прав покупателя на оце­ниваемый товар;

зависимость продажи и цены сделки от соблюдения усло­вий, количественное влияние которых на цену не может быть учтено;

взаимозависимость участников сделки.

Совокупность пошлин образует таможенный тариф, который выполняет две основные функции: протекционистскую и фискаль­ную. Протекционизм означает торговую политику государства, на­правленную на защиту отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции. Фискальная политика имеет первооче­редной целью увеличение поступлений в бюджет.

В России, по мере включения страны в мировой рынок, про­исходит переход к преимущественному использованию эконо­мических методов управления внешнеэкономической деятель­ностью.

Административные меры регулирования внешней торговли вклю­чают, прежде всего, средства прямого ограничения, которые на­правлены на защиту интересов национальной экономики. К ним относятся лицензирование и квотирование. Лицензирование предполагает, что на экспорт (импорт) отдельных товаров необходимо получить у соответствующего федерального органа исполнитель­ной власти специальное разрешение — лицензию; она может быть разовой или генеральной. Разовая выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту на срок до 12 мес; в ней указывается количество и стоимость товара, разрешенного к ввозу (вывозу). Генеральная лицензия — это по­стоянно действующее разрешение, которое представляет право ее владельцу экспортировать (импортировать) определенные товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в тече­ние определенного срока.

С помощью лицензирования осуществляется прямой государ­ственный контроль за экспортом или импортом отдельных това­ров; перечни лицензируемых товаров устанавливаются федераль­ным законодательством.

Другим административным методом управления внешнеэконо­мической деятельности является квотирование. Квоты — это огра­ничения в стоимостном или натуральном выражении, вводимые на экспорт или импорт конкретных товаров на определенный пе­риод времени. Квоты подразделяются на глобальные, индивиду­альные, сезонные; к ним относятся и так называемые «доброволь­ные» ограничения экспорта.

Глобальная квота определяет общее количество товара, разрешен­ного к ввозу (вывозу), без ограничений по отдельным странам; инди­видуальная квота — это глобальная, распределенная по странам.

Сущность сезонных квот, которые распространяются, как пра­вило, на сельскохозяйственные товары, заключается в том, чтобы закрыть дорогу импортным товарам в сезон и предоставить право на их ввоз в межсезонье.

«Добровольные» ограничения экспорта означают обязательство одного из государств-партнеров или их взаимное обязательство ограничить поставки путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида ограничений состоит в том, что барьер, за­щищающий страну-импортера, вводится на таможенной границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Одной из разновидностей административных мер регулирова­ния внешней торговли является сертификация товаров. Так, вво­зимые на территорию России товары должны соответствовать тех­ническим, санитарным, ветеринарным, экологическим и другим требованиям, установленным в нашей стране.

Для ряда товаров в соответствии с Законом РФ «О сертифика­ции продукции и услуг» и другими нормативными актами введена обязательная сертификация, поскольку от их качества зависят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей среды. Пере­чень товаров, требующих подтверждения качества и безопасности, утверждается Госстандартом совместно с Государственным тамо­женным комитетом.

Различают сертификаты соответствия, качества и безопасности. Сертификат соответствия — это документ, подтверждающий, что данное наименование товара (работ, услуг) соответствует требова­ниям конкретного стандарта или другого нормативного документа (по системе сертификации определенного ГОСТа). Сертификат качества — это разновидность сертификата соответствия, но с бо­лее широким подтверждением качественных параметров стандарта. Сертификат безопасности имеет более ограниченное значение — он подтверждает, что данная продукция (работа, услуга) соответ­ствует требованиям стандарта по показателям безопасности.

Для подтверждения соответствия импортируемых товаров (работ, услуг) требуемым параметрам качества могут применяться как российские (выдаваемые по правилам отечественной системы сертификации), так и заграничные сертификаты, признаваемые в России в соответствии с международными или двусторонними со­глашениями.

В настоящее время очень важное значение имеют мероприя­тия, направленные на повышение эффективности экспорта рос­сийских товаров. Сейчас действует Федеральная программа разви­тия экспорта, определяющая приоритеты и перспективы в этой области до 2005 г. Можно выделить пять основных направлений государственной помощи: финансовая поддержка; налоговое стимулирование; таможенно-тарифное стимулирование; специ­альные мероприятия в поддержку экспорта; меры общеэкономи­ческого характера.

Сочетание самостоятельности и инициативы предприятий при работе на внешнем рынке с регулированием и координаци­ей со стороны государства создают благоприятные предпосылки для повышения эффективности внешнеэкономической деятель­ности российских предприятий, развития национальной эконо­мики в целом.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные формы внешнеэкономической деятельности.

2. Какими способами предприятие может выходить на внешний рынок?

3. Что представляет собой внешнеторговый контракт купли-продажи товаров?

4. Назовите наиболее распространенные формы международных расчетов.

5. Как осуществляется государственное регулирование внешнеэкономической деятельности?