3. Бизнес-план в системе стратегического планирования
При переходе к рыночным отношениям особое значение приобрели бизнес-планы, необходимые для освоения новых сфер деятельности, создания новых производств. Они могут разрабатываться как для вновь создающихся предприятий, так и для уже существующих на очередном этапе их развития.
Основные задачи бизнес-плана — выработка стратегии предприятия, оценка его жизнеспособности и устойчивости, определение потребности в инвестициях, снижение риска предпринимательской деятельности, конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей его развития, привлечение финансовых средств и потенциальных партнеров.
Бизнес-план, как никакой другой из планов предприятия, имеет внешнюю направленность, превращаясь в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Он является составной частью стратегического плана и охватывает достаточно длительный период, обычно 3—5 лет, иногда больше. Однако, в отличие от стратегического плана, бизнес-план включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них — ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Он ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать и другие типы стратегий организации. Кроме того, стратегические планы — это обычно планы с растущим горизонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены. Прототипом бизнес-плана может служить технико-экономическое обоснование инвестиций, являющееся составной частью проектно-технической документации. Однако технико-экономическое обоснование по сравнению с бизнес-планом носит более узкий, специфический характер.
Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ финансовой деятельности предприятия, рынка и технико-экономическое исследование различных альтернатив его развития на основе общепринятых международных стандартов. На основе проведенного анализа и исследований формируется стратегия производства и сбыта продукции. Для принятия решения необходимо иметь достоверную и достаточную информацию. Поэтому первым этапом при разработке бизнес-плана является определение источников нужной информации. Это могут быть учебники по бизнес -планированию, отраслевые издания, курсы по составлению бизнес-планов, рекомендации правительственных учреждений, фирм по управленческому консультированию и т. д. На втором этапе бизнес -планирования определяют цели разработки; они связаны с проблемами, которые призван разрешить бизнес-план. Когда внутренние и внешние цели выяснены, можно приступать к третьему этапу — точному определению адресатов разработки — будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами — будущие акционеры, коммерческие банки. Затем переходят к четвертому этапу работы — установлению общей структуры создаваемого документа.
Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов.
1. Титульный лист, содержащий заголовок плана, дату его подготовки, имена разработчиков, полное наименование и адрес предприятия.
2. Резюме, где в сжатой форме излагается суть предлагаемого плана развития предприятия, его преимущества, приводятся основные итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов: объем продаж, выручка от продаж, затраты на производство, прибыль и уровень прибыльности вложений, срок, в течение которого гарантируется возврат заемных средств; после этого делаются выводы и рекомендации, касающиеся всех основных аспектов реализации бизнес-плана. Особо выделяют моменты, подчеркивающие инвестиционную привлекательность, надежность, своевременность и технологическую новизну проекта.
3. Раздел описание предприятия (история бизнеса) содержит следующие данные: отраслевая принадлежность предприятия, цель бизнес-плана, вид и номенклатура продукции, мощность предприятия и место его размещения, ориентация проекта, график его осуществления, основные мероприятия по разработке проекта.
4. Описание продукции и услуг. В этом разделе в оптимальном объеме представляется информация о продукции, показывается новизна решения технических, технологических, рецептурных, потребительских и прочих проблем. Обязательно проводят сравнительный анализ продуктов конкурентов, показывают, какие преимущества получают производитель и потребители предлагаемой продукции. В приложении необходимо привести официальные документы, относящиеся к проекту: сертификат, рецептуру, патенты, заключения экспертов и другие, подтверждающие качество и новизну предлагаемого продукта.
5. Маркетинговый план, включающий анализ положения дел в отрасли, оценку конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Нужно определить, насколько он чувствителен к различным внутренним и внешним факторам (так, рынок сельскохозяйственной продукции сильно подвержен циклическим и сезонным колебаниям). Дается описание конкурентов, доли рынка, которую они занимают, сегментов, на которые они ориентируются; освещаются и другие отраслевые факторы, которые могут иметь значение.
Важно получить вывод об общей привлекательности данного рынка. Затем определяют потенциальную долю предприятия на рынке, дают прогноз продаж своей продукции, выражаемый как в денежных показателях, так и в физических единицах.
Информация о возможных конкурентах должна включать сведения об их товарах, уровне качества и цен, ценовой политике, объемах и условиях продаж, доходах, внедрении новой продукции, технологическом сервисе; особо следует остановиться на крупнейшем производителе аналогичной продукции.
В разделе описывается стратегия маркетинга. Необходимо решить, как будет реализовываться продукция — через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут определяться цены на продукцию и какой предполагается уровень рентабельности; как будет организована реклама и какие средства на нее выделяются; как предприятие будет добиваться постоянного роста объема продаж — за счет расширения района сбыта или за счет различных форм привлечения покупателей (стимулирование продаж); как будет организована служба сервиса и сколько на это потребуется средств.
На основе маркетинговых исследований осуществляются прогнозы спроса на продукцию, цен, издержек, прибыли, требуемых ресурсов. Проводятся многовариантные расчеты по производству продукции для принятия оптимального решения.
6. Производственный план. Данный раздел должен показать, что экономический потенциал предприятия достаточен для выполнения намечаемой программы. Необходимо объективно оценить этот потенциал, возможности его качественного изменения, технологический уровень предприятия. Особое внимание обращают на вопросы материально-технического обеспечения проекта; желательно указать альтернативные варианты поставки материальных ресурсов и оборудования. Необходимо также представить материал по кадровому обеспечению проекта.
7. В организационном плане указывают форму собственности предприятия, структуру руководства, распределение полномочий и ответственности, тип организационной структуры.
Следует обратить особое внимание на способность системы управления гибко реагировать на изменение рыночных условий. Кроме того, в этом разделе необходимо показать принципиальную схему принятия управленческих решений; она должна быть оптимальной по затратам и эффективности.
8. Финансовый план — один из важнейших разделов документа, содержащий плановые итоговые показатели. Он включает следующие подразделы: прибыль, рентабельность; денежные потоки; анализ безубыточности; финансовый анализ по отдельным видам продукции; чувствительность проекта к различным изменениям; риски и намечаемые меры по их снижению. Очень важно правильно рассчитать инвестиционные и производственные издержки. Финансовая оценка проекта осуществляется на основе таких критериев, как чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма рентабельности, период погашения задолженности и т. п. Особо стоит обратить внимание на показатели объема продаж, предполагаемую себестоимость продукции. Желательно отразить различные варианты поставок сырья и реализации продукции.
9. Раздел, посвященный оценке и страхованию рисков, содержит общий перечень возможных рисков, их источников и моментов возникновения, дает их оценку и описывает меры по минимизации ущерба.
10. В плане исследований и разработок на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов производства описывают оптимальные рамки проекта, обосновывают его выбор, приводят перечень компонентов проекта (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), определяют соответствующие технологии и технологические процессы, которые предполагается использовать, виды и количество требуемого оборудования и машин. Учитывается характер требуемой технологии, источники и пути ее приобретения.
11. Приложения. Это не регламентированный по объему раздел бизнес-плана, в который включают все дополнительные материалы (спецификации, технологическое описание сертификата или патента, результаты маркетинговых исследований и т.д.), а также данные о руководителе предприятия, инвесторах, экспертах, консультантах проекта и другие сведения, представляющие интерес для потенциального инвестора.
Пятый этап бизнес -планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из перечисленных выше разделов. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть как работники предприятия, хорошо знающие его«изнутри», так и внешние консультанты.
Следующий, шестой этап — создание исходного варианта бизнес-плана. Когда все разделы будут подготовлены, составляют резюме (данный раздел всегда пишут последним). На этом процесс бизнес-планирования в принципе завершается, однако обычно бывает весьма полезным передать документ для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, способных оценить его с позиций конструктивной критики.
Таким образом, бизнес-планирование — это трудоемкий и достаточно длительный процесс, требующий недель и месяцев кропотливой работы, но который может дать предприятию дополнительные возможности развития.
Контрольные вопросы и задания
1. Что понимается под планированием на предприятии?
2. Перечислите основные принципы планирования.
3. Какие методы могут использоваться при планировании на сельскохозяйственных предприятиях?
4. Какие виды планов существуют на предприятии?
5. Какие составные части включают план организационно-хозяйственного устройства?
6. Перечислите разделы плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия.
7. Укажите очередность заполнения форм производственно-финансового плана.
8. С какой целью составляют технологические карты?
9. Какие виды технологических карт вы знаете?
10. Дайте определение бизнес-плана как составной части системы стратегического планирования.
11. Укажите основные этапы разработки бизнес-плана.
12. Какие разделы включает бизнес-план? Опишите кратко их содержание.
- Экономика
- Москва «КолосС» 2003
- Предисловие
- Глава I
- Предмет и методы науки
- «Экономика сельскохозяйственного предприятия»
- Предмет и задачи науки
- 2. Методы экономической науки
- Глава II предприятие —основное звено экономики сельского хозяйства
- 1. Понятие и классификация предприятий
- 2. Предпринимательство и предприятие
- 3. Правовые основы хозяйственной деятельности предприятий
- 4. Банкротство и прекращение деятельности предприятия
- 5. Народнохозяйственное значение и отраслевые особенности сельского хозяйства. Роль предприятий в производстве сельскохозяйственной продукции
- 1. Структура производства продукции сельского хозяйства, %
- Глава III организационно-правовые формы предприятия
- 1. Хозяйственные товарищества и общества
- 2. Сельскохозяйственные кооперативы
- 3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 4. Объединения юридических лиц
- Глава IV фермерские хозяйства как форма предпринимательства
- 1. Сущность, принципы и формы организации фермерских хозяйств
- 2. Особенности создания и развития фермерских хозяйств в современных условиях
- 3. Специализация и размеры фермерских хозяйств
- 4. Фермерская кооперация
- 5. Современное состояние и эффективность фермерского производства
- 2. Производство основных видов продукции в фермерских хозяйствах России, тыс. Т
- Глава V приватизация сельскохозяйственных предприятий
- 1. Понятие, цель и методы приватизации и разгосударствления сельскохозяйственных предприятий
- 2. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий
- 3. Расчет земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области
- 3. Результаты реорганизации сельскохозяйственных предприятий
- 5. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий России
- Глава VI специализация и концентрация производства на сельскохозяйственных предприятиях
- 1. Специализация и сочетание отраслей
- 2. Концентрация производства и размеры предприятий
- 7. Размеры сельскохозяйственных предприятий России
- 3. Оптимизация производственной структуры
- 8. Показатели производства товарной продукции растениеводства (в расчете на 1 га)
- 9. Основные показатели по кормовым культурам (в расчете на 1 га)
- 4. Эффективность специализации и концентрации производства
- 10. Эффективность зернового хозяйства в зависимости от концентрации производства (1999 г.)
- Глава VII земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия
- 1. Значение, состав и структура земельных ресурсов
- 2. Состояние и мониторинг земель
- 11. Использование пашни в сельскохозяйственных предприятиях России
- 3. Земельные отношения и рынок земли
- 4. Эффективность использования земли в сельском хозяйстве
- 5. Пути повышения эффективности использования земель
- Глава VIII основные фонды сельскохозяйственного предприятия
- 1. Понятие, классификация и оценка основных средств
- 2. Состояние и воспроизводство основных фондов
- 3. Оснащение сельскохозяйственных предприятий основными фондами и эффективность их использования
- 4. Механизация сельскохозяйственного производства
- 5. Транспортные средства
- 13. Классификация сельскохозяйственных перевозок
- 6. Пути повышения эффективности использования основных средств
- Глава IX оборотные средства сельскохозяйственного предприятия
- 1. Экономическая сущность, состав и Структура оборотных средств
- 2. Эффективность использования оборотных средств
- 3. Пути повышения эффективности использования оборотных средств
- Глава X трудовые ресурсы сельскохозяйственногопредприятия
- 1. Понятие и состав трудовых ресурсов
- 2. Особенности труда в сельском хозяйстве
- 3. Эффективность использования трудовых ресурсов. Факторы повышения производительности труда
- 4. Организация и нормирование труда на сельскохозяйственных предприятиях
- 5. Рынок аграрного труда
- 6. Оплата труда в сельском хозяйстве
- Глава XI организация сельскохозяйственного производства
- 1. Понятие и основные элементы организации производства
- 2. Организация производства продукции растениеводства
- 1. Пар
- 3. Организация трудовых процессов в полеводстве
- 4. Организация производства животноводческой продукции
- 5. Организация воспроизводства стада
- 16. Естественные факторы, определяющие параметры воспроизводства стада
- 6. Организация трудовых процессов в животноводстве
- Глава XII управление на сельскохозяйственных предприятиях
- 1. Понятие, принципы и функции управления
- 2. Структура управления предприятием
- 3. Методы управления
- 4. Кадры управления. Роль руководителя предприятия
- 5. Принятие и реализация управленческих решений
- Глава XIII планирование деятельности предприятия
- 1. Сущность, задачи и система планирования на предприятии
- 2. Долгосрочные и текущие планы
- 3. Бизнес-план в системе стратегического планирования
- Глава XIV издержки производства и себестоимость продукции
- 1. Понятие, виды издержек производства и себестоимости сельскохозяйственной продукции
- 2. Состав и классификация затрат
- 19. Классификация затрат на производство продукции
- 20. Группировка затрат сельскохозяйственного предприятия по статьям*
- 3. Методические основы исчисления себестоимости
- 4. Себестоимость продукции сельского хозяйства и факторы ее снижения
- 22. Производственная себестоимость 1 ц основных видов продукции на сельскохозяйственных предприятиях, руб.
- Глава XV формирование цен на сельскохозяйственную продукцию
- 1. Понятие, значение и функции цен
- 24. Средние цены на продукцию, производимую предприятиями апк, руб. За 1 т
- 2. Механизм ценообразования
- 3. Система цен на продукцию сельского хозяйства и их государственное регулирование
- 4. Ценовая политика и стратегия сельскохозяйственного предприятия
- Глава XVI продукция сельскохозяйственного предприятия
- 1. Валовая продукция
- 2. Товарная продукция и каналы ее реализации
- 3. Конкурентоспособность и качество сельскохозяйственной продукции
- Глава XVII финансы предприятия
- 1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия
- 2. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования
- 3. Расходы и доходы предприятия
- 4. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом
- Глава XVIII экономическая эффективность сельскохозяйственного производства
- 1. Понятие, виды и критерии эффективности производства
- 2. Методические основы определения эффективности производства
- 3. Эффективность агротехнических и зооветеринарных мероприятий
- 3. Рассчитывают косвенный ущерб от содержания яловой коровы (у3):
- 4. Эффективность производства сельскохозяйственной продукции на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования
- 25. Урожайность культур и продуктивность животных в сельскохозяйственных предприятиях России
- 5. Приоритетные направления роста эффективности производства
- Глава XIX учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии
- 1. Общая характеристика бухгалтерского учета
- 2. Учет активов предприятия
- 28. Учетные записи на счетах по методике «директ-костинг»
- З.Учет пассивов предприятия
- 4. Основы бухгалтерской финансовой отчетности
- Глава XX факторы развития сельскохозяйственного предприятия
- 1. Экстенсивная и интенсивная формы развития сельского хозяйства
- 2. Показатели интенсификации сельскохозяйственного производства
- 3. Научно-технический прогресс —основа развития и интенсификации производства
- 4. Основные факторы интенсивного развития
- Глава XXI инвестиционная и инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия
- 1. Понятие инвестиций, их структура и источники
- 29. Инвестиционный план сельскохозяйственного предприятия
- 2. Экономическая эффективность инвестиций
- 30. Расчет чистой дисконтированной стоимости
- 3. Оценка эффективности альтернативных инвестиционных проектов
- 4. Пути повышения экономической эффективности капитальных вложений
- 5. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве
- Глава XXII аналитическая деятельность предприятия
- 1. Понятие, методы и виды экономического анализа
- 2. Организация и содержание экономического анализа на предприятии
- 3. Анализ финансового состояния предприятия
- 35. Агрегированный баланс предприятия
- Глава XXIII природоохранная деятельность предприятия
- 1. Понятие и направления природоохранной деятельности
- 2. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
- 3. Организация природоохранной деятельности на предприятии
- Глава XXIV внешнеэкономическая деятельность предприятия
- 1. Сущность и формы внешнеэкономической деятельности
- 38. Импорт и экспорт основных товаров апк, тыс. Т
- 2. Способы выхода предприятий на внешний рынок
- 3. Внешнеторговый контракт купли-продажи товаров
- 4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Оглавление
- Глава I. Предмет и методы науки «Экономика сельскохозяйственного предприятия»................................................................................................................. 5
- Глава II. Предприятие — основное звено экономики сельского хозяйства..........12
- Глава III. Организационно-правовые формы предприятия...................................42
- Глава VII. Земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия..................131
- Глава VIII. Основные фонды сельскохозяйственного предприятия....................153
- Глава XII. Управление на сельскохозяйственных предприятиях.........................257
- Глава XIII. Планирование деятельности предприятия........................................278
- Глава XIV. Издержки производства и себестоимость продукции........................297
- Глава XV. Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию..................314
- Глава XVI. Продукция сельскохозяйственного предприятия...............................329
- Глава XVII. Финансы предприятия.......................................................................347
- Глава XVIII. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства...............................................................................................................368
- Глава XIX. Учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии...............391
- Глава XX. Факторы развития сельскохозяйственного предприятия....................413
- Глава XXI. Инвестиционная и инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия......................................................................................426
- Глава XXII. Аналитическая деятельность предприятия.......................................450
- Глава XXIII. Природоохранная деятельность предприятия....................................478
- Глава XXIV. Внешнеэкономическая деятельность предприятия..........................504
- Isbn 5-9532-0032-3