logo
Экономика_предприятия

3. Бизнес-план в системе стратегического планирования

При переходе к рыночным отношениям особое значение при­обрели бизнес-планы, необходимые для освоения новых сфер дея­тельности, создания новых производств. Они могут разрабаты­ваться как для вновь создающихся предприятий, так и для уже су­ществующих на очередном этапе их развития.

Основные задачи бизнес-плана — выработка стратегии предпри­ятия, оценка его жизнеспособности и устойчивости, определение потребности в инвестициях, снижение риска предпринимательской деятельности, конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей его развития, привле­чение финансовых средств и потенциальных партнеров.

Бизнес-план, как никакой другой из планов предприятия, имеет внешнюю направленность, превращаясь в своего рода товар, прода­жа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Он является составной частью стратегического плана и охватывает достаточно длительный период, обычно 3—5 лет, иногда больше. Однако, в отличие от стратегического плана, бизнес-план включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них — ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Он ориентирован только на развитие, в то время как страте­гический план может включать и другие типы стратегий организа­ции. Кроме того, стратегические планы — это обычно планы с расту­щим горизонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные вре­менные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены. Прототипом бизнес-плана может служить технико-экономическое обоснование инвестиций, являю­щееся составной частью проектно-технической документации. Од­нако технико-экономическое обоснование по сравнению с бизнес-планом носит более узкий, специфический характер.

Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ фи­нансовой деятельности предприятия, рынка и технико-экономи­ческое исследование различных альтернатив его развития на осно­ве общепринятых международных стандартов. На основе прове­денного анализа и исследований формируется стратегия производ­ства и сбыта продукции. Для принятия решения необходимо иметь достоверную и достаточную информацию. Поэтому первым этапом при разработке бизнес-плана является определение источ­ников нужной информации. Это могут быть учебники по бизнес -планированию, отраслевые издания, курсы по составлению биз­нес-планов, рекомендации правительственных учреждений, фирм по управленческому консультированию и т. д. На втором этапе бизнес -планирования определяют цели разработки; они связаны с проблемами, которые призван разрешить бизнес-план. Когда внут­ренние и внешние цели выяснены, можно приступать к третьему этапу — точному определению адресатов разработки — будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловеро­ятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами — будущие акционеры, коммерческие банки. Затем переходят к четвертому этапу работы — установле­нию общей структуры создаваемого документа.

Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов.

1. Титульный лист, содержащий заголовок плана, дату его под­готовки, имена разработчиков, полное наименование и адрес предприятия.

2. Резюме, где в сжатой форме излагается суть предлагаемого плана развития предприятия, его преимущества, приводятся основные итоги маркетинговых исследований и финансово-эконо­мических расчетов: объем продаж, выручка от продаж, затраты на производство, прибыль и уровень прибыльности вложений, срок, в течение которого гарантируется возврат заемных средств; после этого делаются выводы и рекомендации, касающиеся всех основ­ных аспектов реализации бизнес-плана. Особо выделяют момен­ты, подчеркивающие инвестиционную привлекательность, надеж­ность, своевременность и технологическую новизну проекта.

3. Раздел описание предприятия (история бизнеса) содержит следующие данные: отраслевая принадлежность предприятия, цель бизнес-плана, вид и номенклатура продукции, мощность предпри­ятия и место его размещения, ориентация проекта, график его осу­ществления, основные мероприятия по разработке проекта.

4. Описание продукции и услуг. В этом разделе в оптимальном объеме представляется информация о продукции, показывается новизна решения технических, технологических, рецептурных, потребительских и прочих проблем. Обязательно проводят срав­нительный анализ продуктов конкурентов, показывают, какие преимущества получают производитель и потребители предла­гаемой продукции. В приложении необходимо привести офици­альные документы, относящиеся к проекту: сертификат, рецепту­ру, патенты, заключения экспертов и другие, подтверждающие ка­чество и новизну предлагаемого продукта.

5. Маркетинговый план, включающий анализ положения дел в от­расли, оценку конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Опи­сывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (груп­пы потребителей). Нужно определить, насколько он чувствителен к различным внутренним и внешним факторам (так, рынок сельскохо­зяйственной продукции сильно подвержен циклическим и сезонным колебаниям). Дается описание конкурентов, доли рынка, которую они занимают, сегментов, на которые они ориентируются; освеща­ются и другие отраслевые факторы, которые могут иметь значение.

Важно получить вывод об общей привлекательности данного рынка. Затем определяют потенциальную долю предприятия на рынке, дают прогноз продаж своей продукции, выражаемый как в денежных показателях, так и в физических единицах.

Информация о возможных конкурентах должна включать све­дения об их товарах, уровне качества и цен, ценовой политике, объемах и условиях продаж, доходах, внедрении новой продук­ции, технологическом сервисе; особо следует остановиться на крупнейшем производителе аналогичной продукции.

В разделе описывается стратегия маркетинга. Необходимо ре­шить, как будет реализовываться продукция — через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут определяться цены на продукцию и какой предполагает­ся уровень рентабельности; как будет организована реклама и какие средства на нее выделяются; как предприятие будет добивать­ся постоянного роста объема продаж — за счет расширения района сбыта или за счет различных форм привлечения покупателей (сти­мулирование продаж); как будет организована служба сервиса и сколько на это потребуется средств.

На основе маркетинговых исследований осуществляются про­гнозы спроса на продукцию, цен, издержек, прибыли, требуемых ресурсов. Проводятся многовариантные расчеты по производству продукции для принятия оптимального решения.

6. Производственный план. Данный раздел должен показать, что экономический потенциал предприятия достаточен для выполне­ния намечаемой программы. Необходимо объективно оценить этот потенциал, возможности его качественного изменения, техноло­гический уровень предприятия. Особое внимание обращают на вопросы материально-технического обеспечения проекта; жела­тельно указать альтернативные варианты поставки материальных ресурсов и оборудования. Необходимо также представить матери­ал по кадровому обеспечению проекта.

7. В организационном плане указывают форму собственности предприятия, структуру руководства, распределение полномочий и ответственности, тип организационной структуры.

Следует обратить особое внимание на способность системы управления гибко реагировать на изменение рыночных условий. Кроме того, в этом разделе необходимо показать принципиальную схему принятия управленческих решений; она должна быть опти­мальной по затратам и эффективности.

8. Финансовый план — один из важнейших разделов документа, содержащий плановые итоговые показатели. Он включает сле­дующие подразделы: прибыль, рентабельность; денежные потоки; анализ безубыточности; финансовый анализ по отдельным видам продукции; чувствительность проекта к различным изменениям; риски и намечаемые меры по их снижению. Очень важно пра­вильно рассчитать инвестиционные и производственные издерж­ки. Финансовая оценка проекта осуществляется на основе таких критериев, как чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма рентабельности, период погашения задолженности и т. п. Особо стоит обратить внимание на показатели объема продаж, предполагаемую себестоимость продукции. Желательно отразить различные варианты поставок сырья и реализации продукции.

9. Раздел, посвященный оценке и страхованию рисков, содержит общий перечень возможных рисков, их источников и моментов возникновения, дает их оценку и описывает меры по минимиза­ции ущерба.

10. В плане исследований и разработок на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов производства опи­сывают оптимальные рамки проекта, обосновывают его выбор, приводят перечень компонентов проекта (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), определяют соответству­ющие технологии и технологические процессы, которые предпо­лагается использовать, виды и количество требуемого оборудова­ния и машин. Учитывается характер требуемой технологии, ис­точники и пути ее приобретения.

11. Приложения. Это не регламентированный по объему раздел бизнес-плана, в который включают все дополнительные материа­лы (спецификации, технологическое описание сертификата или патента, результаты маркетинговых исследований и т.д.), а также данные о руководителе предприятия, инвесторах, экспертах, кон­сультантах проекта и другие сведения, представляющие интерес для потенциального инвестора.

Пятый этап бизнес -планирования предполагает сбор инфор­мации для подготовки каждого из перечисленных выше разделов. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой людей, кото­рые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть как работники предприятия, хорошо знаю­щие его«изнутри», так и внешние консультанты.

Следующий, шестой этап — создание исходного варианта биз­нес-плана. Когда все разделы будут подготовлены, составляют резюме (данный раздел всегда пишут последним). На этом про­цесс бизнес-планирования в принципе завершается, однако обыч­но бывает весьма полезным передать документ для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, спо­собных оценить его с позиций конструктивной критики.

Таким образом, бизнес-планирование — это трудоемкий и до­статочно длительный процесс, требующий недель и месяцев кро­потливой работы, но который может дать предприятию дополни­тельные возможности развития.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под планированием на предприятии?

2. Перечислите основные принципы планирования.

3. Какие методы могут использоваться при планировании на сельскохозяй­ственных предприятиях?

4. Какие виды планов существуют на предприятии?

5. Какие составные части включают план организационно-хозяйственного ус­тройства?

6. Перечислите разделы плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия.

7. Укажите очередность заполнения форм производственно-финансового плана.

8. С какой целью составляют технологические карты?

9. Какие виды технологических карт вы знаете?

10. Дайте определение бизнес-плана как составной части системы стратегичес­кого планирования.

11. Укажите основные этапы разработки бизнес-плана.

12. Какие разделы включает бизнес-план? Опишите кратко их содержание.