3. Конкурентоспособность и качество сельскохозяйственной продукции
В условиях рыночной экономики выживаемость любого предприятия, его устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем их конкурентоспособности. Любая продукция, поступившая на рынок, проходит там жесткую проверку; покупатель приобретает лишь ту, которая наиболее полно удовлетворяет его требованиям.
Конкурентоспособной называется продукция, обладающая более высокими потребительскими свойствами по сравнению с аналогичной продукцией, имеющейся на рынке, и пользующаяся в результате этого повышенным спросом. Конкурентоспособность можно определить, только сравнивая продукцию конкурентов между собой; другими словами, это относительное понятие, привязанное к конкретному рынку и времени сбыта (особенно для сельскохозяйственной продукции).
Конкурентоспособность в основном определяется двумя факторами — ценой и качеством продукции, причем второй из них становится все более важным. Все меньше находится желающих покупать низкокачественные товары даже по низкой цене.
Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей (в соответствии с назначением). Поэтому качество одной и той же продукции может быть признано высоким при использовании для одних целей и низким для других. Так, увеличение содержания белка в ячмене повышает его ценность как корма, но снижает его ценность как сырья для пивоварения.
Переход к рынку заставляет взглянуть на проблему качества продукции по-новому. Конкурентоспособность продукции определяется только теми ее свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя (например, размер, свежесть, вкус плодов). Все другие параметры (форма, окраска плодов), выходящие за эти границы, не рассматриваются при оценке конкурентоспособности, так как не имеют к ней отношения в данных условиях. Развитой конкурентный рынок диктует уровень и динамику требований к качеству. В связи с этим перед производителями продукции возникают специфические задачи управления качеством, учета затрат при выборе более экономичного варианта достижения определенного его уровня. Все эти проблемы успешно решаются при внедрении системы стандартов качества на предприятии.
В новых экономических условиях решение проблемы качества сельскохозяйственной продукции во многом будет зависеть от организации и технологии стандартизации.
Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик продукции, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену; она заключается в разработке, опубликовании и применении стандартов.
Стандарт — нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный авторитетным органам (Госкомстат России, министерства, ведущие предприятия страны), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации. Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы.
Стандарты на сельскохозяйственную продукцию определяют условия и требования, которым должна отвечать продукция по показателям товарного качества; в них также регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандарты подразделяются на обязательные и рекомендуемые. Обязательные предназначены для неуклонного выполнения. Рекомендуемые (перспективные) стандарты отличаются тем, что в них закладываются не только уже используемые в производстве требования и показатели качества, но и подлежащие освоению в перспективе. Эти стандарты ориентируют производственников на более высокие требования к качеству продукции, которые будут введены через несколько лет.
Для характеристики качества продукции используют международные и межгосударственные стандарты (ГОСТы), к которым Россия присоединяется, государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТРы), отраслевые стандарты (ОСТы), стандарты предприятия (СТП), созданные для внутренних нужд самих предприятий и объединений, стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО), технические условия (ТУ).
Государственные стандарты разрабатывают на массовую продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Примером может служить ГОСТ 20270—91 «Продукты переработки плодов и овощей. Методы определения нитратов». Стандарты этой категории принимает Госстандарт России. В них содержатся как обязательные требования (например, по безопасности продукта), так и рекомендательные.
Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли, например ОСТ 10-12 — 86 «Пюре картофельное сухое». Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Принимают такке стандарты государственные органы управления (обычно министерства) и они же осуществляют контроль за их выполнением.
Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самим производителем. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются технологические операции, правила, требования, методы оценки, применяемые только на данном предприятии. На поставляемую продукцию стандарты предприятий не утверждают.
Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ) разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции. Общественные объединения в данном случае преследуют цель добиться распространения заслуживающих внимания мировых научно-технических достижений, результатов фундаментальных и прикладных исследований.
Технические условия устанавливают на отдельные виды продукции (за исключением тех, которые отнесены к объектам государственной или отраслевой стандартизации — например, ТУ «Требования к качеству семян овощных культур»). Технические условия утверждаются по отраслевому принципу.
Государственные стандарты обязаны применять предприятия во всех отраслях народного хозяйства России. Отраслевые стандарты и технические условия обязательны для всех предприятий данной отрасли, а также для предприятий, потребляющих продукцию этой отрасли. Стандарты предприятия обязательны только для хозяйства-разработчика.
Стандарты, используемые в сельском хозяйстве, условно разделяются на следующие группы:
стандарты на сельскохозяйственную продукцию, устанавливающие требования к ее качеству, порядок сдачи заготовительным и реализующим организациям;
стандарты на продукцию, поступающую в сельскохозяйственное производство (удобрения, техника, материалы и т. п.);
технические стандарты (на типовые технологии механизированного возделывания, уборки, товарной обработки, упаковки, транспортирования и хранения сельскохозяйственной продукции).
Качество продукции в современных условиях является важнейшим фактором повышения рентабельности производства, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством на предприятии должны все — от руководителя до конкретных исполнителей технологических операций. С этой целью на предприятиях создают системы управления качеством, объектами которых, как правило, являются технологические процессы (обработки почвы, посева, ухода за растениями и др.), от которых это качество зависит. Решения принимают, сопоставляя фактическое состояние технических процессов с характеристиками, предусмотренными нормативной документацией (стандартами, техническими условиями, производственными заданиями и т. д.).
Управление качеством — важный элемент маркетинговой деятельности, так как предполагает систематическое воздействие на производство в целях лучшего удовлетворения запросов потребителя. Это требует определенных затрат, но они, как правило, окупаются. По данным американских экспертов, затраты на качество во многих фирмах достигают 20 % объема продаж, причем наблюдается их ежегодный рост.
Качество продукции сельскохозяйственного предприятия формируется при участии и под влиянием множества факторов, в первую очередь связанных с характеристиками производственных ресурсов (земельных, материальных и трудовых).
Между качеством продукции и качеством этих ресурсов существует очевидная зависимость. Почва — основная среда развития и питания растений, она влияет не только на урожайность, но и на качество сельскохозяйственной продукции. Практика свидетельствует о том, что многие виды продукции, выращенной на плодородной почве, обладают повышенными характеристиками. Так, картофель наиболее высокого качества с хорошей лежкоспособностью получают на легких по гарнулометрическому составу почвах (супесчаных).
Более высокие характеристики основных и материальных оборотных средств также способствуют получению лучшей продукции. Например, использование семян высоких посевных кондиций позволяет не только повысить урожайность, но и качество урожая; параметры животноводческой продукции во многом зависят от питательных свойств корма. Надежная высокопроизводительная техника позволяет своевременно, в оптимальные сроки провести все агротехнические приемы, а следовательно, получить продукцию с требуемыми характеристиками.
Очень важный фактор — квалификация работников. Механизатор 1-го класса обычно выполняет все работы гораздо лучше, чем тракторист 3-го класса, что неизбежно отражается на качестве конечной продукции. При этом не следует забывать, что в сложившихся экономических условиях качество работ в немалой степени зависит от материального стимулирования — квалифицированный труд должен соответствующим образом оплачиваться.
Параметры качества сельскохозяйственной продукции определяют также сортовыми особенностями возделываемых культур, породным составом скота и птицы. Так, в условиях Тамбовской области сорт озимой пшеницы Мироновская 808 дает наиболее высокое содержание клейковины (более 28 %), сорта подсолнечника Чакинский 602 и Чакинский 787 — наивысшую масличность (более 52 %). Жирность молока у скота породы Красная горбатовская (4,2 %) выше, чем у коров симментальской породы (3,8 %).
Еще один важный фактор — система удобрений. Для каждого вида растений определены оптимальные дозы их внесения, обеспечивающие получение урожая высокого качества. Применение более высоких доз не только не повышает урожайность, но и снижает качество продукции (в плодах и овощах снижается содержание растворимых сухих веществ и Сахаров, в картофеле — крахмала), повышает подверженность болезням.
Орошение — существенный фактор интенсификации сельскохозяйственного производства, но следует помнить, что избыточные поливы значительно снижают товарные качества продукции. Для каждой культуры существуют оптимальные сроки и нормы орошения; так, для плодовых культур рекомендуется поддерживать влажность почвы на уровне 65—70 % полной полевой влагоемкости.
Большое значение в системе управления качеством продукции имеет сертификация — совокупность действий по подтверждению соответствия (посредством сертификата или знака соответствия) данного товара или услуги определенным стандартам или другим нормативным документам.
Сертификация может быть обязательной или добровольной Обязательная сертификация осуществляется на основе законов и других нормативных документов; к ее объектам относятся и товары сельскохозяйственного производства. Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований стандартов или другой нормативной документации не предусмотрено.
Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции определяется не только качеством товара, но и другими факторами — такими, как цена, упаковка, реклама и т. д. Контроль за ними должен проводиться систематически и непрерывно. Это дает возможность определить момент, когда конкурентоспособность продукта начинает снижаться, и можно будет вовремя принять соответствующие меры (прекратить или сократить производство этой продукции, улучшить ее качество, перевести на другие рынки и т. п.). С другой стороны, высокая конкурентоспособность продукции может стать ключевым моментом при принятии решения о расширении ее производства.
Контрольные вопросы и задания
1. Что входит в валовую продукцию сельскохозяйственного предприятия?
2. Как определяется стоимость валовой продукции сельского хозяйства?
3. Назовите основные показатели процесса воспроизводства валовой продукции сельского хозяйства.
4. Как распределяется валовая продукция сельского хозяйства?
5. Что называется товарной продукцией сельского хозяйства? Какие показатели характеризуют товарность?
6. Как организуется сбыт продукции в условиях рыночной экономики? Какие существуют каналы реализации сельскохозяйственной продукции?
7. Перечислите особенности рынка сельскохозяйственной продукции.
8. Дайте определение понятия «конкурентоспособность продукции».
9. Какие показатели характеризуют качество продукции?
10. Какие стандарты используются в системе качества продукции?
11. В чем состоит сущность управления качеством?
12. Какие факторы влияют на качество сельскохозяйственной продукции?
13. С какой целью проводится сертификация продукции?
- Экономика
- Москва «КолосС» 2003
- Предисловие
- Глава I
- Предмет и методы науки
- «Экономика сельскохозяйственного предприятия»
- Предмет и задачи науки
- 2. Методы экономической науки
- Глава II предприятие —основное звено экономики сельского хозяйства
- 1. Понятие и классификация предприятий
- 2. Предпринимательство и предприятие
- 3. Правовые основы хозяйственной деятельности предприятий
- 4. Банкротство и прекращение деятельности предприятия
- 5. Народнохозяйственное значение и отраслевые особенности сельского хозяйства. Роль предприятий в производстве сельскохозяйственной продукции
- 1. Структура производства продукции сельского хозяйства, %
- Глава III организационно-правовые формы предприятия
- 1. Хозяйственные товарищества и общества
- 2. Сельскохозяйственные кооперативы
- 3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 4. Объединения юридических лиц
- Глава IV фермерские хозяйства как форма предпринимательства
- 1. Сущность, принципы и формы организации фермерских хозяйств
- 2. Особенности создания и развития фермерских хозяйств в современных условиях
- 3. Специализация и размеры фермерских хозяйств
- 4. Фермерская кооперация
- 5. Современное состояние и эффективность фермерского производства
- 2. Производство основных видов продукции в фермерских хозяйствах России, тыс. Т
- Глава V приватизация сельскохозяйственных предприятий
- 1. Понятие, цель и методы приватизации и разгосударствления сельскохозяйственных предприятий
- 2. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий
- 3. Расчет земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области
- 3. Результаты реорганизации сельскохозяйственных предприятий
- 5. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий России
- Глава VI специализация и концентрация производства на сельскохозяйственных предприятиях
- 1. Специализация и сочетание отраслей
- 2. Концентрация производства и размеры предприятий
- 7. Размеры сельскохозяйственных предприятий России
- 3. Оптимизация производственной структуры
- 8. Показатели производства товарной продукции растениеводства (в расчете на 1 га)
- 9. Основные показатели по кормовым культурам (в расчете на 1 га)
- 4. Эффективность специализации и концентрации производства
- 10. Эффективность зернового хозяйства в зависимости от концентрации производства (1999 г.)
- Глава VII земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия
- 1. Значение, состав и структура земельных ресурсов
- 2. Состояние и мониторинг земель
- 11. Использование пашни в сельскохозяйственных предприятиях России
- 3. Земельные отношения и рынок земли
- 4. Эффективность использования земли в сельском хозяйстве
- 5. Пути повышения эффективности использования земель
- Глава VIII основные фонды сельскохозяйственного предприятия
- 1. Понятие, классификация и оценка основных средств
- 2. Состояние и воспроизводство основных фондов
- 3. Оснащение сельскохозяйственных предприятий основными фондами и эффективность их использования
- 4. Механизация сельскохозяйственного производства
- 5. Транспортные средства
- 13. Классификация сельскохозяйственных перевозок
- 6. Пути повышения эффективности использования основных средств
- Глава IX оборотные средства сельскохозяйственного предприятия
- 1. Экономическая сущность, состав и Структура оборотных средств
- 2. Эффективность использования оборотных средств
- 3. Пути повышения эффективности использования оборотных средств
- Глава X трудовые ресурсы сельскохозяйственногопредприятия
- 1. Понятие и состав трудовых ресурсов
- 2. Особенности труда в сельском хозяйстве
- 3. Эффективность использования трудовых ресурсов. Факторы повышения производительности труда
- 4. Организация и нормирование труда на сельскохозяйственных предприятиях
- 5. Рынок аграрного труда
- 6. Оплата труда в сельском хозяйстве
- Глава XI организация сельскохозяйственного производства
- 1. Понятие и основные элементы организации производства
- 2. Организация производства продукции растениеводства
- 1. Пар
- 3. Организация трудовых процессов в полеводстве
- 4. Организация производства животноводческой продукции
- 5. Организация воспроизводства стада
- 16. Естественные факторы, определяющие параметры воспроизводства стада
- 6. Организация трудовых процессов в животноводстве
- Глава XII управление на сельскохозяйственных предприятиях
- 1. Понятие, принципы и функции управления
- 2. Структура управления предприятием
- 3. Методы управления
- 4. Кадры управления. Роль руководителя предприятия
- 5. Принятие и реализация управленческих решений
- Глава XIII планирование деятельности предприятия
- 1. Сущность, задачи и система планирования на предприятии
- 2. Долгосрочные и текущие планы
- 3. Бизнес-план в системе стратегического планирования
- Глава XIV издержки производства и себестоимость продукции
- 1. Понятие, виды издержек производства и себестоимости сельскохозяйственной продукции
- 2. Состав и классификация затрат
- 19. Классификация затрат на производство продукции
- 20. Группировка затрат сельскохозяйственного предприятия по статьям*
- 3. Методические основы исчисления себестоимости
- 4. Себестоимость продукции сельского хозяйства и факторы ее снижения
- 22. Производственная себестоимость 1 ц основных видов продукции на сельскохозяйственных предприятиях, руб.
- Глава XV формирование цен на сельскохозяйственную продукцию
- 1. Понятие, значение и функции цен
- 24. Средние цены на продукцию, производимую предприятиями апк, руб. За 1 т
- 2. Механизм ценообразования
- 3. Система цен на продукцию сельского хозяйства и их государственное регулирование
- 4. Ценовая политика и стратегия сельскохозяйственного предприятия
- Глава XVI продукция сельскохозяйственного предприятия
- 1. Валовая продукция
- 2. Товарная продукция и каналы ее реализации
- 3. Конкурентоспособность и качество сельскохозяйственной продукции
- Глава XVII финансы предприятия
- 1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия
- 2. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования
- 3. Расходы и доходы предприятия
- 4. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом
- Глава XVIII экономическая эффективность сельскохозяйственного производства
- 1. Понятие, виды и критерии эффективности производства
- 2. Методические основы определения эффективности производства
- 3. Эффективность агротехнических и зооветеринарных мероприятий
- 3. Рассчитывают косвенный ущерб от содержания яловой коровы (у3):
- 4. Эффективность производства сельскохозяйственной продукции на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования
- 25. Урожайность культур и продуктивность животных в сельскохозяйственных предприятиях России
- 5. Приоритетные направления роста эффективности производства
- Глава XIX учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии
- 1. Общая характеристика бухгалтерского учета
- 2. Учет активов предприятия
- 28. Учетные записи на счетах по методике «директ-костинг»
- З.Учет пассивов предприятия
- 4. Основы бухгалтерской финансовой отчетности
- Глава XX факторы развития сельскохозяйственного предприятия
- 1. Экстенсивная и интенсивная формы развития сельского хозяйства
- 2. Показатели интенсификации сельскохозяйственного производства
- 3. Научно-технический прогресс —основа развития и интенсификации производства
- 4. Основные факторы интенсивного развития
- Глава XXI инвестиционная и инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия
- 1. Понятие инвестиций, их структура и источники
- 29. Инвестиционный план сельскохозяйственного предприятия
- 2. Экономическая эффективность инвестиций
- 30. Расчет чистой дисконтированной стоимости
- 3. Оценка эффективности альтернативных инвестиционных проектов
- 4. Пути повышения экономической эффективности капитальных вложений
- 5. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве
- Глава XXII аналитическая деятельность предприятия
- 1. Понятие, методы и виды экономического анализа
- 2. Организация и содержание экономического анализа на предприятии
- 3. Анализ финансового состояния предприятия
- 35. Агрегированный баланс предприятия
- Глава XXIII природоохранная деятельность предприятия
- 1. Понятие и направления природоохранной деятельности
- 2. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
- 3. Организация природоохранной деятельности на предприятии
- Глава XXIV внешнеэкономическая деятельность предприятия
- 1. Сущность и формы внешнеэкономической деятельности
- 38. Импорт и экспорт основных товаров апк, тыс. Т
- 2. Способы выхода предприятий на внешний рынок
- 3. Внешнеторговый контракт купли-продажи товаров
- 4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Оглавление
- Глава I. Предмет и методы науки «Экономика сельскохозяйственного предприятия»................................................................................................................. 5
- Глава II. Предприятие — основное звено экономики сельского хозяйства..........12
- Глава III. Организационно-правовые формы предприятия...................................42
- Глава VII. Земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия..................131
- Глава VIII. Основные фонды сельскохозяйственного предприятия....................153
- Глава XII. Управление на сельскохозяйственных предприятиях.........................257
- Глава XIII. Планирование деятельности предприятия........................................278
- Глава XIV. Издержки производства и себестоимость продукции........................297
- Глава XV. Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию..................314
- Глава XVI. Продукция сельскохозяйственного предприятия...............................329
- Глава XVII. Финансы предприятия.......................................................................347
- Глава XVIII. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства...............................................................................................................368
- Глава XIX. Учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии...............391
- Глава XX. Факторы развития сельскохозяйственного предприятия....................413
- Глава XXI. Инвестиционная и инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия......................................................................................426
- Глава XXII. Аналитическая деятельность предприятия.......................................450
- Глава XXIII. Природоохранная деятельность предприятия....................................478
- Глава XXIV. Внешнеэкономическая деятельность предприятия..........................504
- Isbn 5-9532-0032-3