logo
Экономика_предприятия

3. Организация природоохранной деятельности на предприятии

Природоохранная деятельность предприятия включает учет природных ресурсов и контроль рациональности их использова­ния, планирование природоохранных мероприятий, контроль за соблюдением правовых норм, нормативов, стандартов и техноло­гических условий, обеспечение платежей за использование при­родных ресурсов и загрязнение окружающей среды, финансирова­ние природоохранных мероприятий.

Основой любых природоохранных мероприятий является учет природных ресурсов не только по их наличию (площадь, местополо­жение и т. д.), но и по качественной характеристике. Целесообраз­но выделение площадей, в различной степени подверженных антропогенному воздействию, водной и ветровой эрозии. Необхо­димо также выявить все возможные источники загрязнения воды, почвы, атмосферы.

Планирование природоохранной деятельности включает разра­ботку природоохранных мероприятий, распределение объемов их реализации по этапам, конкретным временным интервалам и тер­риториям. В планах указывают источники загрязнения, места их нахождения, перечень намечаемых мероприятий, сроки их выпол­нения, объемы затрат и ответственных исполнителей. Часть таких мероприятий входят в основные технологические процессы (на­пример, противоэрозионные агротехнические приемы, внесение органических и минеральных удобрений и др.).

Основа природоохранной деятельности предприятия — стро­гое соблюдение требований законодательства. Для этого руко­водители и специалисты должны иметь под рукой и использо­вать в работе соответствующие законодательные акты, инструк­ции, нормативы. В первую очередь это федеральные законы, такие, как Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), Земельный (1991 г.), Водный (1995 г.), Лесной (1997 г.) кодексы, Закон «О безопасном обращении с пестицидами и ядо­химикатами» (1998 г.), а также ряд подзаконных нормативных актов (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты и т. д.).

Согласно ст. 46 Закона «Об охране окружающей природной среды», юридические и физические лица, ведущие сельское хо­зяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздейст­вия стихийных сил природы, побочных последствий применения сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоратив­ных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружаю­щей среды, причиняющих вред здоровью человека.

Животноводческие фермы должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водоемов и атмосферного воздуха. Нарушение указанных требова­ний может повлечь ограничение, приостановление либо прекра­щение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и других объектов по предписанию специально уполномоченных органов.

Порядок применения в сельском хозяйстве химических и биологических средств защиты растений предусматривается Санитарными нормами и правилами (СНиП) по хранению, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяй­стве. В частности, хранение пестицидов и минеральных удобре­ний должно осуществляться на основании СНиП 11-108-78 в помещениях, где предусматривается своевременное удаление и обезвреживание отходов.

В соответствии со ст. 47 Закона «Об охране окружающей при­родной среды» при выполнении мелиоративных работ надо при­нимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, экономному использованию земель, лесов.

Проектирование мелиоративных систем и сооружений осу­ществляется на основе требований СНиП 2.06.03-85, предус­матривающих анализ характера использования сельскохозяй­ственных земель, водного и солевого балансов, корнеобитаемого слоя почв.

В соответствии с Законом «О безопасном обращении с пести­цидами и ядохимикатами» на предприятиях возможно исполь­зование лишь тех агрохимикатов, которые прошли экологичес­кую экспертизу и включены Госсанэпиднадзором в список хи­мических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусмотрена ответственность за экологические право­нарушения — дисциплинарная, административная, гражданско-пра­вовая и уголовная.

Дисциплинарной ответственности подвергаются должностные лица за совершение проступков, связанных с их трудовой дея­тельностью (невыполнение мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, несоблюде­ние экологических нормативов) в виде полного или частичного лишения премий, понижения в должности или увольнения.

Административная ответственность применяется в отношении отдельных лиц и предприятий за экологические правонарушения в случаях бесхозяйственного использования природных объектов (в том числе земли), загрязнения природной среды и т. д. Кодекс административных правонарушений предусматривает следующие виды взысканий: предупреждение, наложение штрафа, приоста­новка или запрет деятельности предприятия, отрицательно влия­ющего на окружающую среду.

Гражданско-правовая ответственность предусматривает возме­щение причиненного загрязнением или нерациональным исполь­зованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан. Возмещение вреда производится добро­вольно либо по решению суда.

Уголовная ответственность предусматривается за экологичес­кие преступления в соответствии с УК РФ. К ним относятся нару­шение правил охраны окружающей среды при производстве ра­бот, нарушение правил обращения с экологически опасными ве­ществами, загрязнение вод, порча земли, уничтожение или по­вреждение лесов. Уголовное наказание предусматривается в виде штрафа до 500 МРОТ, лишения права занимать определенные должности, лишения свободы.

Одна из основных частей природоохранного законодательства в отношении предприятий — система экологических стандартов, то есть совокупность единых и обязательных для всех субъектов приро­допользования норм и требований. Это стандарты качества окружа­ющей среды и воздействия на нее, прямые запреты на те или иные действия, технологические стандарты, стандарты качества продук­ции, экологические сертификаты, разрешения и лицензии.

Стандарты качества окружающей среды характеризуют воз­можную интенсивность использования ресурсов и условий среды. К ним относятся, в частности, предельно допустимые концентра­ции (ПДК) различных веществ в воздухе, воде, почве. При соблю­дении ПДК эти вещества даже при длительном действии не ока­зывают отрицательного влияния на здоровье людей. Установлены среднесуточные и максимальные разовые ПДК.

Стандарты воздействия на окружающую среду — это нормати­вы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водоемы. Эти нормативы устанав­ливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превыше­нию ПДК. В некоторых случаях устанавливаются дополнитель­ные нормативы воздействия — временно согласованные выбросы (ВСВ) и временно согласованные сбросы (ВСС). Эти нормативы устанавливаются убывающими во времени, если в силу объектив­ных причин соблюдение ПДВ (ПДС) невозможно.

Проекты указанных нормативов (ПДВ, ПДС, лимитов исполь­зования природных ресурсов, размещения отходов) разрабатыва­ются предприятиями-природопользователями с учетом предложе­ний органов местного самоуправления, научных учреждений, об­щественных организаций и местного населения. Проект содер­жит: общие сведения о предприятии; характеристику технологий производства, их воздействия на окружающую среду; плановые расчеты выбросов; план мероприятий по снижению антропоген­ного воздействия на окружающую среду.

Проекты передают в Госкомитет по охране окружающей среды, в отдел экспертизы, нормирования и лицензирования, где они про­ходят государственную экологическую экспертизу. По ее результа­там составляется заключение — документ, содержащий обоснован­ные выводы о допустимости воздействия на окружающую природ­ную среду хозяйственной деятельности предприятий или о воз­можности реализации проекта. При положительном заключении выдается разрешение (лицензия) на природопользование, в котором фиксируются виды и лимиты хозяйственной деятельности (в том числе на выброс загрязняющих веществ в атмосферу), экологичес­кие требования при использовании природных ресурсов с прило­жением перечня и количества загрязняющих веществ.

Аналогичный порядок принят и при утверждении лимитов использования природных ресурсов. Их устанавливают на опре­деленный срок по каждому виду используемых (или изымаемых) ресурсов.

На сельскохозяйственных предприятиях лицензированию под­лежит использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (гидротехнических сооружений), их деятельность по использованию лесного фонда, по проведению внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением земель (при добыче общераспространенных полезных ископаемых).

После получения на основе заключения экологической экс­пертизы лицензии (разрешения) на природопользование Зако­ном РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмот­рено заключение договора на комплексное природопользование, ко­торый заключается между природопользователем и исполнитель­ным органом власти республики, области, автономной области, района. Этот договор предусматривает условия и порядок ис­пользования природных ресурсов, права и обязанности природо-пользователя, размеры платежей, ответственность сторон, поря­док возмещения ущерба.

На сельскохозяйственных предприятиях в соответствии с при­казом Минприроды РФ от 16 марта 1993 г. № 53 «Об экологичес­кой паспортизации на территории РФ» разрабатывают экологичес­кие паспорта. Такой паспорт содержит технико-экономическую характеристику предприятия, сведения о размещении и производ­ственной структуре, количественные и качественные характерис­тики используемых ресурсов, сведения о применяемых технологи­ях* количественные характеристики выпускаемой продукции, ко­личественные и качественные характеристики выбросов (сбро­сов), отходов, загрязняющих веществ.

В соответствии с ФЗ «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. на сельскохозяйственных предприятиях предусмотрен пас­порт мелиоративной системы или отдельно расположенного гид­ротехнического сооружения; он содержит сведения о технических характеристиках указанных объектов. Порядок паспортизации устанавливается органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством.

Технологические стандарты содержат определенные требования к технологиям основных производственных процессов и природо­охранных мероприятий. К ним относятся предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, нормы воздействия движителей на почву и другие предельно допустимые уровни технологической нагрузки на среду.

Стандарты качества продукции включают, в частности, пре­дельные нормы содержания химических веществ в продуктах пи­тания, примесей в питьевой воде и т. д.

Прямые запреты или ограничения той или иной деятельнос­ти — это предусмотренная законом мера административного воздействия на виновников загрязнения. Их применяют в тех случаях, когда производство наносит неприемлемый ущерб ок­ружающей среде.

Система платежей за природные ресурсы (землю, воду, лес) включает следующие их виды: за право пользования природны­ми ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхли­митное и нерациональное использование природных ресурсов; за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плательщи­ками являются все сельскохозяйственные предприятия и орга­низации, которые используют природные ресурсы или оказы­вают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

Плата за землю в соответствии с законом РФ «О плате за зем­лю» выступает в 3 видах: земельный налог; арендная плата; норма­тивная цена земли.

Согласно Водному кодексу РФ, принятому 16 ноября 1995 г., система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает: плату за пользование водными объектами; плату,, на­правленную на восстановление и охрану водных объектов; сбор за выдачу лицензий на водопользование.

Водный налог — это форма реализации экономических отно­шений между собственниками водных объектов и водопользовате­лями; он взимается в виде федерального налога с юридических лиц и граждан, имеющих лицензию на водопользование. В со­ответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются состав­ной частью земельного участка. Поэтому сельскохозяйственные предприятия по этим объектам являются плательщиками налога за земли водного фонда (по средним ставкам земель сельскохозяй­ственного назначения административного района).

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, является формой возмещения затрат специализирован­ных водохозяйственных организаций на осуществление этой дея­тельности. Она вносится за изъятие воды из водных объектов в

пределах установленных лимитов; за сверхлимитное изъятие во­ды; за использование водных объектов без изъятия воды; за сброс сточных вод нормативного качества.

Сбор за выдачу лицензий на водопользование устанавливается законодательно и взимается специально уполномоченными госу­дарственными органами управления использования и охраны вод­ного фонда.

Согласно Лесному кодексу РФ, плата за лесные ресурсы уста­навливается в двух видах: лесная подать и арендная плата.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда; плательщиками являются все лесо­пользователи, кроме арендаторов. Ставки лесных податей уста­навливаются за единицу лесного ресурса, а по отдельным видам лесопользования — за гектар находящегося в пользовании участ­ка лесного фонда.

Размер минимальных ставок платы устанавливается правитель­ством РФ (в рублях за плотный кубометр древесины) и дифферен­цируется в зависимости от следующих показателей: группа лесных пород; вид древесины (деловая, дровяная); размер деловой древе­сины; расстояние вывозки.

Арендная плата взимается при аренде (временном пользова­нии) участком лесного фонда; ее величина устанавливается на ос­нове ставок лесных податей. Порядок, условия и сроки ее внесе­ния определяются договором аренды.

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осу­ществляющих в процессе хозяйственной деятельности следующие виды воздействия на окружающую среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

размещение отходов.

Установлено два вида базовых нормативов платы: за нор­мативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (в преде­лах ПДВ, ПДС) и за выбросы в пределах установленных лими­тов (ВСВ, ВСС). За сверхнормативные и сверхлимитные выбро­сы предприятий предусмотрен 5-кратный повышающий коэф­фициент.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в разме­рах, не превышающих допустимые нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объем размещения отходов определяется путем умножения их величины на соответствующие ставки с по­следующим суммированием:

При превышении фактических выбросов над нормативами (ли­митами) используется следующая формула:

где Р, —ставка платежей за выброс /-го вещества, руб.; ^ — фактический объем выбросов /-го вещества; V" — нормативы (лимиты) выбросов /-го вещества; т — число загрязняющих веществ.

Суммарный платеж за выбросы составит:

где К— коэффициент, характеризующий региональную специфику территории.

Базовые нормативы платы устанавливаются для выбросов за­грязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водоемы и размеще­ние отходов и ежегодно увеличиваются на коэффициент, изменя­ющийся с учетом инфляции.

Часто применяется упрощенный порядок расчетов, когда все выбросы суммируют в условном выражении с учетом коэффи­циента экологической опасности, то есть приводят к монозагрязнителю:

где А,- — коэффициент приведения различных примесей к монозагрязнителю (ус­ловным выбросам), Aj= 1/ПДК/.

Затем величину условных выбросов умножают на норматив платы за условную тонну выбросов:

где Р — норматив платы за условную тонну выбросов, руб.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды в пре­делах нормативов входят в себестоимость продукции, а при их превышении выплачиваются из прибыли. Предельная величина выплат за счет прибыли устанавливается в зависимости от уровня рентабельности производства. Если этот уровень не превышает 25 %, на данные цели может быть направлено не более 20 % при­были, при рентабельности 25—50% —до 50 %, при рентабельности свыше 50 % — до 70 % прибыли. Из общей суммы платежа 10 % поступает в федеральный бюджет, 90 % — на счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Финансирование природоохранных мероприятий на предприя­тиях производится из следующих источников:

средства бюджетов всех уровней;

средства самих предприятий (организаций);

внебюджетные экологические фонды;

фонды экологического страхования;

кредиты;

средства населения.

Средства бюджетов и экологических фондов используются в раз­мерах, предусмотренных федеральной и региональными целевыми программами. Собственные средства предприятия формируются за счет его прибыли. Текущие затраты на проведение природоохран­ных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции.

Руководство предприятия постоянно должно уделять внимание вопросам охраны окружающей среды и рационального использо­вания природных ресурсов.

Так, специалисты агрономической службы обязаны вести стро­гий учет земельного фонда и его использования, разрабатывать и внедрять прогрессивные, экологически безопасные для окружаю­щей среды технологии возделывания сельскохозяйственных куль­тур, осуществлять систему мероприятий по защите почв от за­грязнения, разрушения, деградации, контролировать правильность хранения и применения агрохимикатов и т. д.

Инженерная служба хозяйства должна обеспечивать исправ­ность машин и орудий, следить за работой ремонтных баз, конт­ролировать использование сельскохозяйственной техники и неф­тепродуктов, следить за состоянием и правильностью использова­ния гидросооружений.

Зоотехники и зооинженеры обязаны не допускать загрязнения почвы отходами животноводства, следить за исправностью соору­жений по их утилизации. Нужно правильно организовать выпас скота, чтобы гарантировать восстановление пастбищ, вести борьбу с переносчиками инфекционных болезней.

Работники экономических служб должны координировать всю эту работу, планировать проведение природоохранных мероприя­тий, контролировать источники их финансирования, осуществлять взаимодействие с государственными экологическими комитетами, комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, другими органами управления. Их цель — добиться наибольшей результа­тивности природоохранной деятельности предприятия, своевре­менно осуществлять расчеты по экологическим платежам.

В сущности, вся деятельность специалистов сельскохозяйст­венного предприятия должна строиться с учетом возможных негативных воздействий сельскохозяйственного производства на ок­ружающую среду. Своевременное и качественное выполнение ме­роприятий по охране окружающей среды обеспечит стабильное развитие отраслей растениеводства и животноводства при сохра­нении и улучшении экологической ситуации.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение и перечислите методы природоохранной деятельности.

2. Назовите основные направления природоохранной деятельности на сельско­хозяйственном предприятии.

3. Сформулируйте понятие эколого-экономической эффективности. В чем со­стоит ее отличие от экономической эффективности?

4. В чем заключается эколого-экономический ущерб от снижения почвенного плодородия?

5. Назовите состав текущих и капитальных затрат на природоохранные меро­приятия, источники их финансирования.

6. Рассчитайте эколого-экономическую эффективность применения удобрений при следующих условиях: прибавка урожая сахарной свеклы от применения удоб­рений составила 4,2 т с 1 га; чистый доход от использования удобрений — 1734 руб. с 1 га; уровень внесения органических удобрений для компенсации потерь гуму­са — 9 т на 1 га; недостаток элементов питания (N; К2О) — 56,1 кг д. в. на 1 га; за­траты, связанные с внесением 1 т органических удобрений, 50 руб., 1 кг минераль­ных — 3,8 руб.

7. Какие законодательные и иные нормативные акты регулируют природоохран­ную деятельность предприятия?

8. Дайте характеристику стандартов воздействия на окружающую среду. В чем состоит их отличие от стандартов качества?

9. Перечислите виды платежей за использование природных ресурсов и загряз­нение окружающей среды.