2. Способы выхода предприятий на внешний рынок
В зависимости от ситуации на мировых рынках, торговых обычаев в стране импортера, объемов производства и реализации продукции на предприятии его выход на внешний рынок может осуществляться напрямую или с использованием услуг посредников.
При осуществлении прямых связей экспортер и импортер самостоятельно находят друг друга различными путями. В этом случае на фирме обычно создается внешнеэкономический отдел, ведущая роль в котором принадлежит службе маркетинга. Это связано с необходимостью изучения конъюнктуры рынка, условий сбыта продукции в стране импортера, проведения других маркетинговых исследований.
Внешнеэкономический отдел занимается следующими основными вопросами:
научно-производственное сотрудничество с зарубежными партнерами;
проведение аналитических исследований, подготовка прогнозов сбыта экспортной продукции;
выработка политики ценообразования на экспортную продукцию;
подготовка планов и заключение договоров на реализацию продукции;
осуществление мер по стимулированию сбыта (реклама и т. п.);
организация протокольных мероприятий.
Главная задача внешнеэкономического отдела предприятия — поиск постоянных покупателей, заключение и регулирование долгосрочных отношений с зарубежными контрагентами.
Организация прямых связей может включать и создание собственной сбытовой сети за границей. Это требует от экспортера хорошего знания рынка, предполагает содержание штата постоянных представителей, организации собственных сбытовых оптовых баз, складов и т. д. Такой вариант работы целесообразен, если экспортная продукция будет поступать регулярно, объем продаж окажется значительным, а срок окупаемости затрат на создание сбытовой сети невелик.
Другой способ прямого выхода на внешний рынок — налаживание производства продукции полностью или частично в стране импортера. Это выгодно, если данный рынок сбыта для экспортера чрезвычайно перспективен, а производство или доработка товара на месте может дать ощутимые экономические преимущества (экономия средств на транспортных и таможенных расходах, обход нетарифных ограничений, использование более дешевого сырья и рабочей силы и т. д.).
В настоящее время широкое распространение получило использование услуг различного рода посредников на внешнем рынке — фирм или отдельных лиц, содействующих реализации товаров. Во внешнеторговой практике сложилась следующая их классификация:
простые посредники (брокеры), которые подыскивают заинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но сами непосредственного участия в сделках не принимают;
торговые агенты, сотрудничающие с экспортером или импортером на основе агентского соглашения; они имеют право заключать сделки от своего имени или от имени другой стороны и за ее счет;
поверенные, совершающие сделки от имени и за счет доверителей (экспортера или импортера) в соответствии с договором поручения;
комиссионеры, заключающие с экспортером или импортером договор комиссии, продающие и покупающие товары от своего имени, но за счет другой стороны;
консигнаторы, строящие свои правоотношения с продавцом на основе договора консигнации и реализующие товары со своего склада от своего имени, но за счет экспортера;
сбытовые посредники, которые от своего имени и за свой счет заключают контракты купли-продажи товаров как с продавцами, так и с покупателями.
Принятое в российском законодательстве понятие посредничества несколько отличается от сложившегося в международной практике. Инструкция Государственной налоговой службы № 4 от 6 марта 1992 г., основанная на Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», так определяет посредническую деятельность: «К посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения.
В соответствии с действующим законодательством по договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение, по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента за вознаграждение».
Согласно российскому законодательству, к посреднической не относятся такие виды деятельности, как заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая, осуществляемые, как правило, на основе договоров купли-продажи. В мировой практике все они считаются посредническими.
За период самостоятельной работы на внешнем рынке многие отечественные предприятия пришли к выводу, что для осуществления экспортной деятельности выгодно иметь дело с внешнеторговыми фирмами со статусом юридического лица. Такие фирмы обычно создавались на базе внешнеэкономических отделов крупных предприятий, и их учредители строят отношения с ними на основе договоров (поручения, комиссии и др.). Кроме того, они получили возможность выполнять внешнеторговые поручения и других предприятий. Со временем многие из таких фирм полностью обособились от своих учредителей и превратились в типичных торговых посредников.
Самостоятельные внешнеторговые фирмы создавали не только предприятия, но также межотраслевые государственные и научно-технические комплексы. Хотя предприятия, входящие в эти комплексы, располагают правом создавать собственные внешнеторговые службы, тем не менее они находят более целесообразным передать внешнеторговые функции одной специализированной внешнеторговой организации. Так, предприятия отраслевого объединения «Агрохим» ведут внешнеторговые операции через внешнеэкономическое объединение «Агрохимэкспорт».
Следует упомянуть также специализированные внешнеэкономические объединения, подчинявшиеся ранее МВТ и ГКЭС СССР, а позднее — Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации. Сейчас в системе Министерства экономического развития и торговли РФ их осталось чуть более 20; они реорганизованы в акционерные общества закрытого типа, но контрольный пакет акций по-прежнему находится в руках государства.
Большую самостоятельность по сравнению с внешнеэкономическими объединениями получили холдинги с коммерческими банками и единым управлением. Типичным примером такого холдинга может служить «АТ-ЭКС», который поглотил старые и новые внешнеэкономические объединения бывших Минтракторо-сельхозмаша, Минавтопрома, а также предприятия и организации других министерств и ведомств.
Мелкие и средние предприятия для выхода на внешний рынок создают ассоциации делового сотрудничества (АДС). Еще со времен принятия Советом Министров СССР Постановления от 27 января 1988 г. «Об ассоциациях делового сотрудничества с зарубежными странами» такие ассоциации создавались несколькими предприятиями как альтернативные структуры, которые должны были расширить возможности их участия во внешнеэкономической деятельности и одновременно ограничить влияние специализированных внешнеэкономических посредников. АДС действуют на принципах полного хозрасчета, самофинансирования и валютной самоокупаемости, создаются на долевых началах и объединяют предприятия разных форм собственности. Они представляют интересы своих членов за рубежом и получают вознаграждение за предоставляемые услуги.
Ассоциации делового сотрудничества могут организовываться по отдельным зарубежным странам и осуществлять деловые связи с ними. Помимо этого, АДС могут развивать международные экономические отношения по отраслевому принципу. Примером служит организация «Агропромсервис», которая объединяет агропромышленные фирмы.
Распространенным видом посредников в России являются брокерские фирмы. Брокеры в нашей стране бывают двух типов: биржевые и таможенные. Сделки на бирже осуществляются от имени клиента и за его счет по договору поручения. Если между брокером и клиентом заключен договор комиссии на продажу или покупку товара, то брокер выступает на торгах от своего имени, но за счет клиента.
Институт таможенного брокерства как специализированной деятельности по таможенному оформлению грузов был закреплен Таможенным кодексом РФ только в 1993 г., и нужно разработать еще целый ряд документов, регламентирующих эту деятельность.
Наконец, российские предприятия могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность и через иностранных посредников; они хорошо знают местный рынок, законодательство, торговые обычаи, нередко располагают развитой инфраструктурой, могут осуществлять техническое обслуживание экспортной продукции и оказывать содействие в других областях.
На международных рынках сложились определенные нормы взаимоотношений между предприятиями-экспортерами и посредниками, регулирующие их права и обязанности. Важнейшие элементы этих взаимоотношений — объем прав продажи и способ вознаграждения посредника.
Право продажи может быть неисключительным, исключительным и преимущественным.
При неисключительном праве продажи посредникам предоставляется возможность в течение установленного времени сбывать на оговоренной территории определенную номенклатуру товаров, но
продавец оставляет за собой право самостоятельно (или через других посредников) продавать на той же территории такие же товары без выплаты посреднику компенсации. При исключительном праве продажи продавец лишается такой возможности. Наконец, при преимущественном праве продажи соглашение предусматривает, что продавец обязан в первую очередь предложить товар посреднику и только после его отказа может продать его на договорной территории либо самостоятельно, либо через других посредников.
Оплата услуг посредников также осуществляется по-разному.
Вознаграждение в виде разницы цен при поставке и реализации требует от продавца хорошего знания уровня цен на местных рынках, иначе неизбежно занижение цен поставки и получение посредником сверхприбыли.
Вознаграждение в виде процентов с экспортных цен предполагает, что экспортная цена равна цене реализации; поэтому для увеличения своего заработка посредник заинтересован в относительном увеличении экспортных цен, а не в их снижении, как в предыдущем случае.
Смешанное вознаграждение заключается в сочетании обоих рассмотренных выше способов. Применяется продавцами в том случае, если они имеют возможность оперативно учитывать фактический уровень цен на рынке.
Вознаграждение по системе «Cost plus» предполагает, что посредник, выполнивший свои обязательства, представляет продавцу документы, подтверждающие его расходы, а продавец оплачивает их, увеличивая на согласованный ранее процент.
Помимо перечисленных способов, возможно также дополнительное поощрительное вознаграждение посредников, вознаграждение в виде фиксированной (заранее оговоренной) суммы и т. д.
Использование услуг посредников дает предприятию-экспортеру определенные преимущества — экономятся средства на создание собственной сбытовой сети, привлекается капитал посреднических фирм для финансирования сделок, повышается оперативность сбыта экспортной продукции и т. д.
- Экономика
- Москва «КолосС» 2003
- Предисловие
- Глава I
- Предмет и методы науки
- «Экономика сельскохозяйственного предприятия»
- Предмет и задачи науки
- 2. Методы экономической науки
- Глава II предприятие —основное звено экономики сельского хозяйства
- 1. Понятие и классификация предприятий
- 2. Предпринимательство и предприятие
- 3. Правовые основы хозяйственной деятельности предприятий
- 4. Банкротство и прекращение деятельности предприятия
- 5. Народнохозяйственное значение и отраслевые особенности сельского хозяйства. Роль предприятий в производстве сельскохозяйственной продукции
- 1. Структура производства продукции сельского хозяйства, %
- Глава III организационно-правовые формы предприятия
- 1. Хозяйственные товарищества и общества
- 2. Сельскохозяйственные кооперативы
- 3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 4. Объединения юридических лиц
- Глава IV фермерские хозяйства как форма предпринимательства
- 1. Сущность, принципы и формы организации фермерских хозяйств
- 2. Особенности создания и развития фермерских хозяйств в современных условиях
- 3. Специализация и размеры фермерских хозяйств
- 4. Фермерская кооперация
- 5. Современное состояние и эффективность фермерского производства
- 2. Производство основных видов продукции в фермерских хозяйствах России, тыс. Т
- Глава V приватизация сельскохозяйственных предприятий
- 1. Понятие, цель и методы приватизации и разгосударствления сельскохозяйственных предприятий
- 2. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий
- 3. Расчет земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области
- 3. Результаты реорганизации сельскохозяйственных предприятий
- 5. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий России
- Глава VI специализация и концентрация производства на сельскохозяйственных предприятиях
- 1. Специализация и сочетание отраслей
- 2. Концентрация производства и размеры предприятий
- 7. Размеры сельскохозяйственных предприятий России
- 3. Оптимизация производственной структуры
- 8. Показатели производства товарной продукции растениеводства (в расчете на 1 га)
- 9. Основные показатели по кормовым культурам (в расчете на 1 га)
- 4. Эффективность специализации и концентрации производства
- 10. Эффективность зернового хозяйства в зависимости от концентрации производства (1999 г.)
- Глава VII земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия
- 1. Значение, состав и структура земельных ресурсов
- 2. Состояние и мониторинг земель
- 11. Использование пашни в сельскохозяйственных предприятиях России
- 3. Земельные отношения и рынок земли
- 4. Эффективность использования земли в сельском хозяйстве
- 5. Пути повышения эффективности использования земель
- Глава VIII основные фонды сельскохозяйственного предприятия
- 1. Понятие, классификация и оценка основных средств
- 2. Состояние и воспроизводство основных фондов
- 3. Оснащение сельскохозяйственных предприятий основными фондами и эффективность их использования
- 4. Механизация сельскохозяйственного производства
- 5. Транспортные средства
- 13. Классификация сельскохозяйственных перевозок
- 6. Пути повышения эффективности использования основных средств
- Глава IX оборотные средства сельскохозяйственного предприятия
- 1. Экономическая сущность, состав и Структура оборотных средств
- 2. Эффективность использования оборотных средств
- 3. Пути повышения эффективности использования оборотных средств
- Глава X трудовые ресурсы сельскохозяйственногопредприятия
- 1. Понятие и состав трудовых ресурсов
- 2. Особенности труда в сельском хозяйстве
- 3. Эффективность использования трудовых ресурсов. Факторы повышения производительности труда
- 4. Организация и нормирование труда на сельскохозяйственных предприятиях
- 5. Рынок аграрного труда
- 6. Оплата труда в сельском хозяйстве
- Глава XI организация сельскохозяйственного производства
- 1. Понятие и основные элементы организации производства
- 2. Организация производства продукции растениеводства
- 1. Пар
- 3. Организация трудовых процессов в полеводстве
- 4. Организация производства животноводческой продукции
- 5. Организация воспроизводства стада
- 16. Естественные факторы, определяющие параметры воспроизводства стада
- 6. Организация трудовых процессов в животноводстве
- Глава XII управление на сельскохозяйственных предприятиях
- 1. Понятие, принципы и функции управления
- 2. Структура управления предприятием
- 3. Методы управления
- 4. Кадры управления. Роль руководителя предприятия
- 5. Принятие и реализация управленческих решений
- Глава XIII планирование деятельности предприятия
- 1. Сущность, задачи и система планирования на предприятии
- 2. Долгосрочные и текущие планы
- 3. Бизнес-план в системе стратегического планирования
- Глава XIV издержки производства и себестоимость продукции
- 1. Понятие, виды издержек производства и себестоимости сельскохозяйственной продукции
- 2. Состав и классификация затрат
- 19. Классификация затрат на производство продукции
- 20. Группировка затрат сельскохозяйственного предприятия по статьям*
- 3. Методические основы исчисления себестоимости
- 4. Себестоимость продукции сельского хозяйства и факторы ее снижения
- 22. Производственная себестоимость 1 ц основных видов продукции на сельскохозяйственных предприятиях, руб.
- Глава XV формирование цен на сельскохозяйственную продукцию
- 1. Понятие, значение и функции цен
- 24. Средние цены на продукцию, производимую предприятиями апк, руб. За 1 т
- 2. Механизм ценообразования
- 3. Система цен на продукцию сельского хозяйства и их государственное регулирование
- 4. Ценовая политика и стратегия сельскохозяйственного предприятия
- Глава XVI продукция сельскохозяйственного предприятия
- 1. Валовая продукция
- 2. Товарная продукция и каналы ее реализации
- 3. Конкурентоспособность и качество сельскохозяйственной продукции
- Глава XVII финансы предприятия
- 1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия
- 2. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования
- 3. Расходы и доходы предприятия
- 4. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом
- Глава XVIII экономическая эффективность сельскохозяйственного производства
- 1. Понятие, виды и критерии эффективности производства
- 2. Методические основы определения эффективности производства
- 3. Эффективность агротехнических и зооветеринарных мероприятий
- 3. Рассчитывают косвенный ущерб от содержания яловой коровы (у3):
- 4. Эффективность производства сельскохозяйственной продукции на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования
- 25. Урожайность культур и продуктивность животных в сельскохозяйственных предприятиях России
- 5. Приоритетные направления роста эффективности производства
- Глава XIX учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии
- 1. Общая характеристика бухгалтерского учета
- 2. Учет активов предприятия
- 28. Учетные записи на счетах по методике «директ-костинг»
- З.Учет пассивов предприятия
- 4. Основы бухгалтерской финансовой отчетности
- Глава XX факторы развития сельскохозяйственного предприятия
- 1. Экстенсивная и интенсивная формы развития сельского хозяйства
- 2. Показатели интенсификации сельскохозяйственного производства
- 3. Научно-технический прогресс —основа развития и интенсификации производства
- 4. Основные факторы интенсивного развития
- Глава XXI инвестиционная и инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия
- 1. Понятие инвестиций, их структура и источники
- 29. Инвестиционный план сельскохозяйственного предприятия
- 2. Экономическая эффективность инвестиций
- 30. Расчет чистой дисконтированной стоимости
- 3. Оценка эффективности альтернативных инвестиционных проектов
- 4. Пути повышения экономической эффективности капитальных вложений
- 5. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве
- Глава XXII аналитическая деятельность предприятия
- 1. Понятие, методы и виды экономического анализа
- 2. Организация и содержание экономического анализа на предприятии
- 3. Анализ финансового состояния предприятия
- 35. Агрегированный баланс предприятия
- Глава XXIII природоохранная деятельность предприятия
- 1. Понятие и направления природоохранной деятельности
- 2. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
- 3. Организация природоохранной деятельности на предприятии
- Глава XXIV внешнеэкономическая деятельность предприятия
- 1. Сущность и формы внешнеэкономической деятельности
- 38. Импорт и экспорт основных товаров апк, тыс. Т
- 2. Способы выхода предприятий на внешний рынок
- 3. Внешнеторговый контракт купли-продажи товаров
- 4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Оглавление
- Глава I. Предмет и методы науки «Экономика сельскохозяйственного предприятия»................................................................................................................. 5
- Глава II. Предприятие — основное звено экономики сельского хозяйства..........12
- Глава III. Организационно-правовые формы предприятия...................................42
- Глава VII. Земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия..................131
- Глава VIII. Основные фонды сельскохозяйственного предприятия....................153
- Глава XII. Управление на сельскохозяйственных предприятиях.........................257
- Глава XIII. Планирование деятельности предприятия........................................278
- Глава XIV. Издержки производства и себестоимость продукции........................297
- Глава XV. Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию..................314
- Глава XVI. Продукция сельскохозяйственного предприятия...............................329
- Глава XVII. Финансы предприятия.......................................................................347
- Глава XVIII. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства...............................................................................................................368
- Глава XIX. Учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии...............391
- Глава XX. Факторы развития сельскохозяйственного предприятия....................413
- Глава XXI. Инвестиционная и инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия......................................................................................426
- Глава XXII. Аналитическая деятельность предприятия.......................................450
- Глава XXIII. Природоохранная деятельность предприятия....................................478
- Глава XXIV. Внешнеэкономическая деятельность предприятия..........................504
- Isbn 5-9532-0032-3