1. Понятие, принципы и функции управления
Независимо от масштабов производства, формы собственности или организационной структуры предприятия, эффективность использования земельных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов во многом определяется качеством управленческого труда.
В условиях общего спада сельскохозяйственного производства в каждом регионе России имеются хозяйства, которые хорошо работают и развиваются. Руководителей таких хозяйств объединяет одно — высокий профессионализм, умение организовать труд людей для достижения поставленных целей. Они хорошо ориентируются в рыночной экономике, проявляют инициативу и предприимчивость и твердо знают, что надо делать, чтобы обеспечить прибыльное производство в возглавляемых ими хозяйствах.
Предприятие как социально-экономическая система состоит из трех частей (подсистем или систем второго порядка): управляющей (субъект управления), управляемой (объект управления) и информационной, которые взаимодействуют между собой и внешней средой.
Управляющая система — это совокупность органов управления предприятием и управленческих работников. На основе информации о состоянии объекта управления она принимает управленческие решения (важнейший продукт ее деятельности) и организует их выполнение. Эффективность работы данной системы зависит от ее построения, квалификации кадров, количественного и качественного состояния объекта управления, информационного обеспечения и общих условий хозяйствования.
Управляемая система — это совокупность организационных и материальных условий производства, а также определенные процессы (трудовые, финансовые и т. д.) — все, на что направлено воздействие управляющей системы.
Управляющая и управляемая системы связаны между собой посредством информации. Последняя служит предметом труда в управлении. Все виды информации, необходимые для управления, а также способы и средства, обеспечивающие ее циркуляцию и обработку, образуют информационную систему. В условиях рыночных отношений эта система занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности и прибыльности предприятия.
Управление предприятием — это осознанное и целенаправленное воздействие на коллектив людей с целью побудить их работать так, чтобы производство было конкурентоспособным и высокоэффективным, а занятые в нем работники получили хорошее материальное вознаграждение и моральное удовлетворение. В достижении этих целей и состоит смысл управления предприятием.
Особенность современного управления состоит в его направленности на рыночные условия хозяйствования, что требует:
ориентации производства на спрос и потребности рынка, на конкретного потребителя (производить только то, что будет куплено);
обеспечения таких цен на продукцию, которые будут покрывать издержки производства и давать хозяйству необходимые накопления;
использования новейших достижений научно-технического прогресса;
высокого профессионализма руководителей, их социальной ответственности за эффективную работу персонала и качество его жизни.
Основные требования к управлению предприятием находят свое выражение в принципах управления. Это основные руководящие правила и положения, вытекающие из отношений управления и их закономерностей, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности. Иными словами это ориентиры, применимые во всех ситуациях, основа теории и практики управления. Эффективная деятельность должностного лица невозможна без опоры на определенные правила поведения. Они весьма многообразны и модифицируются в зависимости от условий хозяйствования, целей и задач управления, деловых и личностных качеств работников.
Из многочисленных принципов управления приведем знаменитые 14 принципов административного управления, сформулированные Анри Файолем (1841—1925), которые сохраняют свое значение и по сей день: разделение труда; власть как ответственность; дисциплина; единство распорядительства; единство руководства; подчинение частных интересов общим; вознаграждение персонала; централизм; иерархия; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива; единение персонала.
Из общих основополагающих правил и ориентиров, которыми должны руководствоваться руководители и специалисты современных предприятий, представляют интерес следующие: цель управления—человек, а потом —дело, которому он служит; удовлетворение насущных потребностей человека — основа его трудовой и гражданской активности; дисциплина и порядок в труде и общественной жизни; подготовка и переподготовка кадров, использование творческого потенциала работника; демократизация управления и максимальное делегирование полномочий работникам, вплоть до низовых исполнителей; самостоятельность и ответственность; самоокупаемость и самофинансирование; научность и обоснованность управленческих решений; соблюдение юридических норм; экономичность и эффективность управления; комплексность и системность в управлении производством и маркетингом.
На основе перечисленных общих принципов формируются частные (локальные) принципы для отдельных видов управленческой деятельности; они касаются построения аппарата управления, принятия управленческих решений, кадровой работы, оперативного управления производством и т. д. В управлении необходимо не только знание принципов, но и умение внедрить их, сделать законом повседневной практической работы.
Начальный этап процесса управления — определение целей деятельности предприятия. Цель — это относящееся к будущему желательное состояние объекта управления и его отдельных параметров, планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного. Цели ставятся товаропроизводителем и определяют направление, содержание и характер основных видов управленческой деятельности. Они могут быть весьма многообразными и классифицируются по содержанию (экономические, социальные, научно-технические), временному аспекту (долго-, средне- и краткосрочные), уровням управления (предприятие, отделение, бригада) и находятся во взаимосвязи. В частности, цели нижестоящего уровня выступают в виде средств достижения вышестоящих целей, текущие цели служат достижению перспективных и т. д.
Важным этапом управленческой деятельности является не только четкая формулировка поставленных перед коллективом целей, но и их разъяснение, чтобы каждый работник считал общие цели своими собственными. Другими словами, должна произойти интеграция личности и коллектива с учетом общности целей.
Успешная реализация целей на уровне предприятия возможна, лишь если они отвечают определенным требованиям: конкретность; реальность; научная обоснованность; гибкость; понятность большинству членов предприятия; проверяемость; непротиворечивость по уровням управления; правомерность.
Любые цели следует рассматривать как инструменты планирования и контроля. Если деятельность работников предприятия приводит к достижению поставленных целей, она считается эффективной.
Цель как исходный пункт процесса управления порождает специфические виды управленческой деятельности — функции. Под функциями управления понимают относительно самостоятельные группы родственных взаимосвязанных работ, которые необходимо выполнять для эффективного управления производством и сбытом продукции.
259
Функции управления отличаются многообразием и классифицируются по многим признакам. Основополагающее значение имеет классификация, отражающая содержание процесса управления, его стадии: маркетинг, планирование, организация, регулирование, мотивация, контроль. Эти функции называют общи ми, они присущи любой управляющей системе.
Не менее распространенной в управлении предприятием является классификация функций на основе особенностей управляемого объекта. Они получили название производственно хозяйственных или конкретных: административного и общего руководства; технологической подготовки производства и технологического руководства; организации производства и управления; организации труда и заработной платы; руководства ремонтным и энергетическим обслуживанием; контроля качества продукции; оперативного управления производством; технико-экономического планирования и анализа; бухгалтерского учета и финансовой деятельности; материально-технического снабжения и сбыта продукции; комплектования, учета и подготовки кадров; общего делопроизводства; охраны труда и техники безопасности; хозяйственного обслуживания.
Функции управления, в свою очередь, подразделяются на составные части: работы, операции, элементы, однако они не являют ся самостоятельными. Чаще всего всю функцию выполняет определенное количество работников, каждому из которых поручают от дельные виды деятельности. Правильное выделение функций, а также работников и подразделений по их выполнению служит ос новой для рационального построения аппарата управления.
Изменяющиеся условия вынуждают предприятие ставить новые цели и задачи, а следовательно, формировать новые функции управления. Так, приспособление производства к рыночным условиям хозяйствования потребовали введения функции маркетинга — системы внутрихозяйственного управления, которая направлена на изучение рынка и ориентации производственной деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособных продуктов.
В связи с возрастанием роли этой функции возникла даже новая концепция — маркетинговое управление. Под этим подразумевается такая организация управления, когда в основе принятия хозяйственных решений лежат не возможности производства, а требования рынка, существующие и потенциальные запросы покупателей. Маркетинговое управление ставит производство продукции в функциональную зависимость от спроса и требует производить ее в объеме полного и выгодного сбыта. Служба маркетинга превращается в мозговой центр, определяющий всю экономическую политику предприятия.
Для выполнения объективно существующих функций на предприятии создается аппарат управления — система взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев (служб, отделов) и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями для осуществления эффективного управления всеми сторонами деятельности предприятия. Аппарат управления — это как бы организационное выражение целей, задач и функций управления предприятием.
На сельскохозяйственных предприятиях сложились три основных категории работников управления: руководители, специалисты и технические исполнители. В зависимости от конкретных производственных условий каждая категория может делиться еще на несколько групп. Так, категория руководителей подразделяется на руководителей предприятия и руководителей подразделений и служб. Среди специалистов выделяются специалисты-организаторы (главные, старшие) и специалисты-технологи.
Категории управленческих работников различаются по характеру труда. Так, руководитель первичного трудового коллектива (бригадир) непосредственно работает с исполнителями, организует процессы труда, комплектует агрегаты, дает подразделению трудовые задания, учитывает и контролирует их исполнение. Руководитель хозяйства координирует и контролирует деятельность всех подразделений, отделов и служб, осуществляет кадровую и финансовую политику, вместе с коллективом определяют цели предприятия и средства их достижения. Он должен знать, где и какие наиболее важные работы идут, в каком состоянии они находятся, какая требуется помощь.
Эффективность системы управления предприятием во многом зависит от ее внутренних регламентов. К ним относятся такие документы, как устав предприятия, правила внутреннего трудового распорядка, положения о подразделениях хозяйства и службах аппарата управления, должностные инструкции. В частности, должностная инструкция адресуется непосредственным исполнителям определенной категории; в ней указаны их права, обязанности и ответственность. На основе этого документа принимают решения о поощрении работника за высокие результаты труда и о взысканиях в случае нарушения им своих обязанностей.
- Экономика
- Москва «КолосС» 2003
- Предисловие
- Глава I
- Предмет и методы науки
- «Экономика сельскохозяйственного предприятия»
- Предмет и задачи науки
- 2. Методы экономической науки
- Глава II предприятие —основное звено экономики сельского хозяйства
- 1. Понятие и классификация предприятий
- 2. Предпринимательство и предприятие
- 3. Правовые основы хозяйственной деятельности предприятий
- 4. Банкротство и прекращение деятельности предприятия
- 5. Народнохозяйственное значение и отраслевые особенности сельского хозяйства. Роль предприятий в производстве сельскохозяйственной продукции
- 1. Структура производства продукции сельского хозяйства, %
- Глава III организационно-правовые формы предприятия
- 1. Хозяйственные товарищества и общества
- 2. Сельскохозяйственные кооперативы
- 3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 4. Объединения юридических лиц
- Глава IV фермерские хозяйства как форма предпринимательства
- 1. Сущность, принципы и формы организации фермерских хозяйств
- 2. Особенности создания и развития фермерских хозяйств в современных условиях
- 3. Специализация и размеры фермерских хозяйств
- 4. Фермерская кооперация
- 5. Современное состояние и эффективность фермерского производства
- 2. Производство основных видов продукции в фермерских хозяйствах России, тыс. Т
- Глава V приватизация сельскохозяйственных предприятий
- 1. Понятие, цель и методы приватизации и разгосударствления сельскохозяйственных предприятий
- 2. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий
- 3. Расчет земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области
- 3. Результаты реорганизации сельскохозяйственных предприятий
- 5. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий России
- Глава VI специализация и концентрация производства на сельскохозяйственных предприятиях
- 1. Специализация и сочетание отраслей
- 2. Концентрация производства и размеры предприятий
- 7. Размеры сельскохозяйственных предприятий России
- 3. Оптимизация производственной структуры
- 8. Показатели производства товарной продукции растениеводства (в расчете на 1 га)
- 9. Основные показатели по кормовым культурам (в расчете на 1 га)
- 4. Эффективность специализации и концентрации производства
- 10. Эффективность зернового хозяйства в зависимости от концентрации производства (1999 г.)
- Глава VII земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия
- 1. Значение, состав и структура земельных ресурсов
- 2. Состояние и мониторинг земель
- 11. Использование пашни в сельскохозяйственных предприятиях России
- 3. Земельные отношения и рынок земли
- 4. Эффективность использования земли в сельском хозяйстве
- 5. Пути повышения эффективности использования земель
- Глава VIII основные фонды сельскохозяйственного предприятия
- 1. Понятие, классификация и оценка основных средств
- 2. Состояние и воспроизводство основных фондов
- 3. Оснащение сельскохозяйственных предприятий основными фондами и эффективность их использования
- 4. Механизация сельскохозяйственного производства
- 5. Транспортные средства
- 13. Классификация сельскохозяйственных перевозок
- 6. Пути повышения эффективности использования основных средств
- Глава IX оборотные средства сельскохозяйственного предприятия
- 1. Экономическая сущность, состав и Структура оборотных средств
- 2. Эффективность использования оборотных средств
- 3. Пути повышения эффективности использования оборотных средств
- Глава X трудовые ресурсы сельскохозяйственногопредприятия
- 1. Понятие и состав трудовых ресурсов
- 2. Особенности труда в сельском хозяйстве
- 3. Эффективность использования трудовых ресурсов. Факторы повышения производительности труда
- 4. Организация и нормирование труда на сельскохозяйственных предприятиях
- 5. Рынок аграрного труда
- 6. Оплата труда в сельском хозяйстве
- Глава XI организация сельскохозяйственного производства
- 1. Понятие и основные элементы организации производства
- 2. Организация производства продукции растениеводства
- 1. Пар
- 3. Организация трудовых процессов в полеводстве
- 4. Организация производства животноводческой продукции
- 5. Организация воспроизводства стада
- 16. Естественные факторы, определяющие параметры воспроизводства стада
- 6. Организация трудовых процессов в животноводстве
- Глава XII управление на сельскохозяйственных предприятиях
- 1. Понятие, принципы и функции управления
- 2. Структура управления предприятием
- 3. Методы управления
- 4. Кадры управления. Роль руководителя предприятия
- 5. Принятие и реализация управленческих решений
- Глава XIII планирование деятельности предприятия
- 1. Сущность, задачи и система планирования на предприятии
- 2. Долгосрочные и текущие планы
- 3. Бизнес-план в системе стратегического планирования
- Глава XIV издержки производства и себестоимость продукции
- 1. Понятие, виды издержек производства и себестоимости сельскохозяйственной продукции
- 2. Состав и классификация затрат
- 19. Классификация затрат на производство продукции
- 20. Группировка затрат сельскохозяйственного предприятия по статьям*
- 3. Методические основы исчисления себестоимости
- 4. Себестоимость продукции сельского хозяйства и факторы ее снижения
- 22. Производственная себестоимость 1 ц основных видов продукции на сельскохозяйственных предприятиях, руб.
- Глава XV формирование цен на сельскохозяйственную продукцию
- 1. Понятие, значение и функции цен
- 24. Средние цены на продукцию, производимую предприятиями апк, руб. За 1 т
- 2. Механизм ценообразования
- 3. Система цен на продукцию сельского хозяйства и их государственное регулирование
- 4. Ценовая политика и стратегия сельскохозяйственного предприятия
- Глава XVI продукция сельскохозяйственного предприятия
- 1. Валовая продукция
- 2. Товарная продукция и каналы ее реализации
- 3. Конкурентоспособность и качество сельскохозяйственной продукции
- Глава XVII финансы предприятия
- 1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия
- 2. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования
- 3. Расходы и доходы предприятия
- 4. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом
- Глава XVIII экономическая эффективность сельскохозяйственного производства
- 1. Понятие, виды и критерии эффективности производства
- 2. Методические основы определения эффективности производства
- 3. Эффективность агротехнических и зооветеринарных мероприятий
- 3. Рассчитывают косвенный ущерб от содержания яловой коровы (у3):
- 4. Эффективность производства сельскохозяйственной продукции на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования
- 25. Урожайность культур и продуктивность животных в сельскохозяйственных предприятиях России
- 5. Приоритетные направления роста эффективности производства
- Глава XIX учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии
- 1. Общая характеристика бухгалтерского учета
- 2. Учет активов предприятия
- 28. Учетные записи на счетах по методике «директ-костинг»
- З.Учет пассивов предприятия
- 4. Основы бухгалтерской финансовой отчетности
- Глава XX факторы развития сельскохозяйственного предприятия
- 1. Экстенсивная и интенсивная формы развития сельского хозяйства
- 2. Показатели интенсификации сельскохозяйственного производства
- 3. Научно-технический прогресс —основа развития и интенсификации производства
- 4. Основные факторы интенсивного развития
- Глава XXI инвестиционная и инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия
- 1. Понятие инвестиций, их структура и источники
- 29. Инвестиционный план сельскохозяйственного предприятия
- 2. Экономическая эффективность инвестиций
- 30. Расчет чистой дисконтированной стоимости
- 3. Оценка эффективности альтернативных инвестиционных проектов
- 4. Пути повышения экономической эффективности капитальных вложений
- 5. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве
- Глава XXII аналитическая деятельность предприятия
- 1. Понятие, методы и виды экономического анализа
- 2. Организация и содержание экономического анализа на предприятии
- 3. Анализ финансового состояния предприятия
- 35. Агрегированный баланс предприятия
- Глава XXIII природоохранная деятельность предприятия
- 1. Понятие и направления природоохранной деятельности
- 2. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
- 3. Организация природоохранной деятельности на предприятии
- Глава XXIV внешнеэкономическая деятельность предприятия
- 1. Сущность и формы внешнеэкономической деятельности
- 38. Импорт и экспорт основных товаров апк, тыс. Т
- 2. Способы выхода предприятий на внешний рынок
- 3. Внешнеторговый контракт купли-продажи товаров
- 4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Оглавление
- Глава I. Предмет и методы науки «Экономика сельскохозяйственного предприятия»................................................................................................................. 5
- Глава II. Предприятие — основное звено экономики сельского хозяйства..........12
- Глава III. Организационно-правовые формы предприятия...................................42
- Глава VII. Земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия..................131
- Глава VIII. Основные фонды сельскохозяйственного предприятия....................153
- Глава XII. Управление на сельскохозяйственных предприятиях.........................257
- Глава XIII. Планирование деятельности предприятия........................................278
- Глава XIV. Издержки производства и себестоимость продукции........................297
- Глава XV. Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию..................314
- Глава XVI. Продукция сельскохозяйственного предприятия...............................329
- Глава XVII. Финансы предприятия.......................................................................347
- Глава XVIII. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства...............................................................................................................368
- Глава XIX. Учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии...............391
- Глава XX. Факторы развития сельскохозяйственного предприятия....................413
- Глава XXI. Инвестиционная и инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия......................................................................................426
- Глава XXII. Аналитическая деятельность предприятия.......................................450
- Глава XXIII. Природоохранная деятельность предприятия....................................478
- Глава XXIV. Внешнеэкономическая деятельность предприятия..........................504
- Isbn 5-9532-0032-3