logo
Экономика_предприятия

2. Методы экономической науки

Экономическое исследование — сложный процесс, который включает обоснование темы, цели и задач, выдвижение гипотез, выбор объектов, составление программы, накопление фактов и их анализ, теоретическое обобщение, формулировку выводов и раз­работку мер по их использованию на практике.

В основе любого исследования лежит методология — учение о принципах построения, формах и способах научного позна­ния. Как правило, оно также опирается на труды отечественных и зарубежных экономистов, многолетние достижения экономи­ческой науки.

Методология базируется на конкретных методах, определяю­щих содержание и последовательность действий исследователя, порядок изложения результатов и способы их использования; при этом различают общенаучные и специфические методы исследова­ния. Первые имеют более широкое применение. К ним относятся методы научной абстракции, индуктивный, дедуктивный, сравни­тельного анализа, экспериментальный и некоторые другие. К спе­цифическим методам исследования науки «Экономика сельскохо­зяйственного предприятия» относятся статистико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-математический.

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе по­знания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении общих, существенных признаков, в познании сущности явлений. Хотя абстрактное представление о явлении будет менее полным, но оно позволяет глубже понять в нем самое главное, существен­ное. Абстрагирование лежит в основе формирования экономичес­ких законов, понятий, категорий. Например, К. Маркс при рас­смотрении процесса воспроизводства предполагал, что, во-первых, хозяйство ведется капиталистически и общество состоит только из капиталистов и рабочих; во-вторых, пренебрег отклонением цен от стоимости и принял цены товаров равными их стоимости; в-третьих, не учитывал влияние внешнего рынка.

Метод индукции предполагает формулировку общего вывода на основе единичных фактов, то есть рассуждение ведется от частно­го к общему, от фактов к теории. Метод дедукции, напротив, ос­нован на переходе от общего к частному и единичному. Взятые вместе, эти методы дают возможность выдвигать научные гипоте­зы — предположения, необходимые для объяснения какого-либо явления, требующие проверки на опыте и теоретического обосно­вания для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Метод сравнительного анализа состоит в сопоставлении част­ных и обобщающих экономических показателей с целью выявле­ния наилучших результатов. Любой предприниматель обязан со­поставлять свои затраты с затратами конкурентов, сравнивать аль-

тернативные варианты своей деятельности. Хорошо известный прием исследования «затраты — результаты» также, по существу, основан на методе сравнительного анализа.

Эксперимент, являющийся основным методом в естественных науках, широко применяется и для изучения экономических явле­ний. Он позволяет выявить влияние различных факторов на изуча­емое явление, закономерности его развития, проверить истинность гипотез. В практике сельскохозяйственных предприятий, в частно­сти, проводились эксперименты по оплате труда, хозяйственному расчету, арендному подряду, организации агропромышленных формирований (агрокомбинатов, агрофирм и т.д.).

Статистико-экономический метод — это совокупность при­емов, используемых для всесторонней характеристики обществен­ных явлений посредством обработки массовых цифровых данных. Основные из них — группировка, расчет средних и относительных величин, графическое изображение экономических показателей, индексный анализ.

Группировка предусматривает расчленение изучаемой совокуп­ности предприятий или иных объектов на группы по существен­ным признакам с целью изучения характерных типов предприятий, наметившихся структурных сдвигов, закономерностей их развития. Анализ средних величин позволяет определить типичные значения варьирующих признаков и измерить степень их колеблемости во­круг среднего уровня. Относительные величины нужны для анализа структуры и динамики развития изучаемых явлений, сопоставления показателей однотипных объектов и т. д. Графическое представле­ние экономических закономерностей позволяет в наглядной форме отразить их наиболее существенные аспекты.

Монографический метод предусматривает тщательное изучение отдельных объектов, которые достаточно типичны для данной со­вокупности предприятий или отличаются высокими хозяйствен­ными результатами. Это позволяет выявить передовые методы ра­боты, применяемые в них, и разработать рекомендации для всех остальных.

Расчетно-конструктивный метод позволяет разработать на­учно обоснованные решения той или иной проблемы на пер­спективу. Он обосновывает наиболее рациональное и реально возможное решение вопроса.

Балансовый метод используется для координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность изучаемого яв­ления или процесса. Он нужен, в частности, при разработке планов, чтобы обеспечить их сбалансированность по различ­ным параметрам.

Экономико-математические методы весьма разнообразны и де­лятся -на две большие группы — статистические (включая регрес­сионный анализ) и методы математического моделирования. Со­временные компьютеры существенно облегчают их применение.

Математическое моделирование широко используется для опти­мизации структуры сельскохозяйственного производства, выбора оптимальных вариантов развития. Обработка статистических дан­ных с помощью регрессионного анализа позволяет выявить фак­торы, которые оказывают наибольшее влияние на конечные ре­зультаты, и выразить это влияние в математическом виде. Для это­го используют уравнения вида у = Ь + аххх + ... + а„хп, где х,- — зна­чение фактора, Л/ — коэффициент регрессии. Коэффициент регрес­сии характеризует уровень влияния данного фактора (в среднем по совокупности). Тем самым, обрабатывая массивы накоплен­ных статистических данных, можно получать уравнения взаимо­связи, отражающие закономерности, присущие данной совокуп­ности объектов.

Контрольные вопросы и задания

1. В каких значениях используется термин «экономика»?

2. Назовите предмет и задачи науки «Экономика сельскохозяйственного пред­приятия».

3. Как связана экономика предприятия с другими экономическими науками?

4. Какие методы используются в экономических исследованиях?

5. Опишите основные методы, используемые наукой «Экономика сельскохо­зяйственного предприятия».