4. Ценовая политика и стратегия сельскохозяйственного предприятия
Эффективно работающие сельскохозяйственные предприятия в условиях рыночной экономики, как правило, имеют четкую политику цен и определенную стратегию ценообразования.
Под политикой цен понимают общие принципы, которых предприятие придерживается при установлении цен на свои товары и услуги; стратегия ценообразования — это набор методов, с помощью которых данные принципы реализуют на практике.
В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом и подвержено воздействию многих факторов. От цен во многом зависят финансовые результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или
отрицательное) воздействие на деятельность предприятия. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы установить на товары такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей и обеспечить получение планируемой прибыли.
Ценовая политика предприятия зависит от типа рынка, на котором оно работает. Обычно выделяют четыре типа рынков: свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олиго-политической конкуренции и чистой монополии.
Рынок свободной (совершенной) конкуренции характеризуется наличием многих продавцов и покупателей, ни один из которых не оказывает значительного влияния на уровень текущих цен, однородностью и взаимозаменяемостью конкурентных товаров, отсутствием ценовых ограничений. В этих условиях цены складываются под воздействием спроса и предложения.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки в широком диапазоне цен. Ему присущи острая конкурентная борьба между предприятиями и легкость проникновения на рынок. Товары конкурентов отличаются друг от друга качеством, оформлением, наличием сопутствующих (дополнительных) услуг. Предприятие формирует цену на произведенную продукцию с учетом структуры потребительского спроса, цен, установленных конкурентами, а также собственных издержек производства.
Олигополитический рынок состоит из небольшого числа продавцов, которые реагируют на политику ценообразования конкурентов и осторожно относятся к изменению цен на свою продукцию. Предлагаемые товары могут быть как однородными и взаимозаменяемыми, так и существенно отличными друг от друга. Новым предприятиям трудно проникнуть на такой рынок.
На рынке чистой монополии господствует один продавец. Предприятие-монополист само определяет цены на производимую продукцию, не ориентируясь на ценовую политику остальных. Обладая большой свободой в установлении цен, предприятие определяет оптимальный уровень цен исходя из спроса на свою продукцию. Цена может быть установлена даже ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобрести его за полную стоимость.
В реальной экономике указанные типы рынка редко выступают в чистом виде. Предприятие может с одним товаром выходить на рынок чистой монополии, а с другим — на рынок совершенной конкуренции. На олигополитическом рынке возможны элементы как монополии, так и свободной конкуренции. Следует отметить, что анализ рынков сам по себе не может дать готового рецепта установления цен. Такой анализ необходим прежде всего для определения закономерностей ценообразования, его зависимости от соотношения спроса и предложения.
Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: постановка целей ценообразования; определение спроса; оценка издержек; анализ цен и товаров конкурентов; выработка ценовой стратегии: выбор метода ценообразования; окончательное установление цен.
Постановка целей ценообразования. На начальном этапе разработки ценовой политики предприятию, необходимо решить, каких именно целей оно стремится достичь в своей деятельности. Обычно выделяются три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, удержание рынка.
Обеспечение выживаемости становится основной целью предприятия в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция. Чтобы обеспечить работу и сбыт товаров, предприятия вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответственную реакцию потребителей. Выживание здесь важнее прибыли. Пока сниженные цены покрывают издержки, предприятия могут продолжать коммерческую деятельность.
С целью максимизации текущей прибыли предприятия производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит получение прибыли.
Цель, преследующая удержание рынка, предполагает сохранение предприятием существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности, что требует принятия различных мер, препятствующих сокращению сбыта и приводит к обострению конкурентной борьбы.
Определение спроса. Исследование закономерностей формирования спроса на производимый продукт является важным этапом в разработке ценовой политики предприятия. Закономерности спроса анализируются с помощью кривых спроса и предложения, а также коэффициентов эластичности по цене.
Чем менее эластичен спрос, тем более высокую цену стремится установить продавец товара. И наоборот, чем эластичнее спрос, тем больше оснований у производителя использовать политику снижения цен на свою продукцию, поскольку это приведет к увеличению объема сбыта, а следовательно, и доходов предприятия. Цена, рассчитанная с учетом эластичности спроса, образует верхнюю границу цен.
Оценка издержек. Для осуществления продуманной ценовой политики необходимо анализировать уровень и структуру издержек, оценивать средние издержки на единицу продукции, сопоставлять их с планируемым объемом производства и существующими на рынке ценами. Также необходимо сравнить издержки предприятия с издержками основных конкурентов. Издержки производства образуют нижнюю границу цены; они определяют возможность и предприятия по изменению цен в конкурентной борьбе.
Анализ цен и товаров конкурентов. В интервале между верхней границей цены, определяемой платежеспособным спросом, и.нижней границей, образуемой издержками, обычно и устанавливается конкурентная цена на тот или иной производимый предприятием товар. На цены предприятия влияют цены конкурентов и их поведение на рынке. Поэтому производителю необходимо изучать цены и качество товаров конкурентов; для этого может понадобиться специальный анализ.
Ценовая стратегия предприятия. Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен, условий производства, ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.
Пассивная стратегия предполагает, что цены устанавливаются на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов, активная учитывает прежде всего собственные интересы в достижении высоких конечных результатов Существуют также (для новых товаров) стратегии «снятия сливок», проникновения (внедрения) на рынок и следования за лидером на рынке.
Стратегия «снятия сливок» предполагает, что сначала устанавливаются высокие цены, чтобы «снять сливки» с рынка. Снижение цен имеет место после того, как спадёт первая волна спроса. Эта стратегия наиболее эффективна при некотором ограничении конкуренции и наличии достаточного спроса.
Стратегия проникновения на рынок заключается в том, что первоначально на новый товар назначают низкую цену; это способствует быстрому завоеванию значительной доли рынка Реализация такой стратегии требует больших затрат на расширение производства, большие объемы которого позволяют возмещать потери прибыли от снижения цен на отдельные товары. Эта стратегия дает эффект при эластичном спросе, а также в том случае, если рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.
Стратегия следования за лидером на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой предприятием, доминирующим на рынке.
Для товаров, реализуемых на рынке относительно продолжительное время, применяют стратегии скользящей, гибкой или преимущественной цены.
Стратегия скользящей цены предполагает выбор цен на основе спроса и предложения и постепенное их снижение по мере насыщения рынка. Такой подход чаще всего применяется к товарам массового спроса. При данной стратегии важно не допускать сбивания цен конкурентами, повышать качество продукции и снижать издержки производства.
Стратегия гибкой цены основана на ценах, которые быстро реагируют на изменения соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой стратегии эффективно при небольшом числе уровней управленческой иерархии на предприятии, когда право принимать решения по ценам делегировано самому нижнему уровню управления.
Стратегия преимущественной цены предусматривает понижение цен предприятием, которое занимает доминирующее положение на рынке и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации. Цель такой стратегии — воспрепятствовать внедрению на рынок новых конкурентов.
Выбор метода ценообразования. Имея представления о закономерностях формирования спроса на товар, общей ситуации в отрасли, цене и издержках конкурентов, определив собственную ценовую стратегию, предприятие переходит к выбору конкретного метода ценообразования на производимый товар.
Правильно установленная цена должна полностью возмещать все издержки производства и обращения, а также обеспечивать получение определенной прибыли. Оптимальный уровень цены находится между минимальным, определяемым затратами, и максимальным, диктуемым спросом. Наиболее часто используются следующие способы ценообразования: средние издержки плюс прибыль; обеспечение безубыточности и целевой прибыли; установление цены по ощущаемой ценности; на уровне текущих цен; на основе закрытых торгов.
Расчет по способу «средние издержки плюс прибыль» заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Размеры таких наценок изменяются в широких пределах в зависимости от вида товара. Расчет на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли позволяет установить цену, которая обеспечивает запланированную прибыль.
При ориентации на ощущаемую ценность исходя не от издержек, а из восприятия товара покупателями. Для формирования нужного впечатления используют неценовые приемы воздействия: особые гарантии покупателям, сервисное обслуживание, право использования товарной марки в случае перепродажи и т. д. Цена в этом случае лишь подкрепляет ощущаемую ценность товара.
Метод текущих цен основан на использовании цен конкурентов; в этом случае не обращают особого внимания на собственные издержки и спрос. Возможно также назначение цен на уровне чуть выше или чуть ниже уровня цен основных конкурентов.
Установление цен на основе закрытых торгов используется при борьбе за крупные заказы. В подобных ситуациях предприятие исходит из ожидаемых ценовых предложений конкурентов. Чем ниже цена, тем выше вероятность выиграть торги; но такая цена не может быть ниже себестоимости.
Установление окончательной цены. После того как цена определена (одним из указанных выше способов), необходимо еще учесть ее психологическое восприятие потенциальным покупателем. Практика показывает, что для многих потребителей единственная значимая информация о качестве товара заключена в цене; поэтому нередко с ростом цен увеличивается объем сбыта, а следовательно, и производства.
Предприятие обычно разрабатывает не одну-единственную цену на каждый товар, а систему ценовых модификаций в зависимости от меняющихся рыночных условий. Эти модификации, однако, не должны выходить за пределы верхней и нижней границ установленной цены.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие определения цены вы знаете?
2. Перечислите основные функции цен.
3. Как формируется цена при затратном механизме ценообразования/
4. Как формируется рыночная цена?
5 Перечислите наиболее распространенные виды цен.
6. Как осуществляется государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию?
7. Какие факторы влияют на уровень цен?
8. Опишите типы рынков и характер ценообразования на них.
9. Назовите этапы ценообразования и дайте их краткую характеристику.
10. В чем состоят цели ценообразования на сельскохозяйственных предприятиях?
11. Какие существуют стратегии ценообразования на новый товар и товары, реализуемые на рынке продолжительное время?
12. Перечислите методы ценообразования, применяемые на сельскохозяйственных предприятиях.
- Экономика
- Москва «КолосС» 2003
- Предисловие
- Глава I
- Предмет и методы науки
- «Экономика сельскохозяйственного предприятия»
- Предмет и задачи науки
- 2. Методы экономической науки
- Глава II предприятие —основное звено экономики сельского хозяйства
- 1. Понятие и классификация предприятий
- 2. Предпринимательство и предприятие
- 3. Правовые основы хозяйственной деятельности предприятий
- 4. Банкротство и прекращение деятельности предприятия
- 5. Народнохозяйственное значение и отраслевые особенности сельского хозяйства. Роль предприятий в производстве сельскохозяйственной продукции
- 1. Структура производства продукции сельского хозяйства, %
- Глава III организационно-правовые формы предприятия
- 1. Хозяйственные товарищества и общества
- 2. Сельскохозяйственные кооперативы
- 3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 4. Объединения юридических лиц
- Глава IV фермерские хозяйства как форма предпринимательства
- 1. Сущность, принципы и формы организации фермерских хозяйств
- 2. Особенности создания и развития фермерских хозяйств в современных условиях
- 3. Специализация и размеры фермерских хозяйств
- 4. Фермерская кооперация
- 5. Современное состояние и эффективность фермерского производства
- 2. Производство основных видов продукции в фермерских хозяйствах России, тыс. Т
- Глава V приватизация сельскохозяйственных предприятий
- 1. Понятие, цель и методы приватизации и разгосударствления сельскохозяйственных предприятий
- 2. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий
- 3. Расчет земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях Тамбовской области
- 3. Результаты реорганизации сельскохозяйственных предприятий
- 5. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий России
- Глава VI специализация и концентрация производства на сельскохозяйственных предприятиях
- 1. Специализация и сочетание отраслей
- 2. Концентрация производства и размеры предприятий
- 7. Размеры сельскохозяйственных предприятий России
- 3. Оптимизация производственной структуры
- 8. Показатели производства товарной продукции растениеводства (в расчете на 1 га)
- 9. Основные показатели по кормовым культурам (в расчете на 1 га)
- 4. Эффективность специализации и концентрации производства
- 10. Эффективность зернового хозяйства в зависимости от концентрации производства (1999 г.)
- Глава VII земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия
- 1. Значение, состав и структура земельных ресурсов
- 2. Состояние и мониторинг земель
- 11. Использование пашни в сельскохозяйственных предприятиях России
- 3. Земельные отношения и рынок земли
- 4. Эффективность использования земли в сельском хозяйстве
- 5. Пути повышения эффективности использования земель
- Глава VIII основные фонды сельскохозяйственного предприятия
- 1. Понятие, классификация и оценка основных средств
- 2. Состояние и воспроизводство основных фондов
- 3. Оснащение сельскохозяйственных предприятий основными фондами и эффективность их использования
- 4. Механизация сельскохозяйственного производства
- 5. Транспортные средства
- 13. Классификация сельскохозяйственных перевозок
- 6. Пути повышения эффективности использования основных средств
- Глава IX оборотные средства сельскохозяйственного предприятия
- 1. Экономическая сущность, состав и Структура оборотных средств
- 2. Эффективность использования оборотных средств
- 3. Пути повышения эффективности использования оборотных средств
- Глава X трудовые ресурсы сельскохозяйственногопредприятия
- 1. Понятие и состав трудовых ресурсов
- 2. Особенности труда в сельском хозяйстве
- 3. Эффективность использования трудовых ресурсов. Факторы повышения производительности труда
- 4. Организация и нормирование труда на сельскохозяйственных предприятиях
- 5. Рынок аграрного труда
- 6. Оплата труда в сельском хозяйстве
- Глава XI организация сельскохозяйственного производства
- 1. Понятие и основные элементы организации производства
- 2. Организация производства продукции растениеводства
- 1. Пар
- 3. Организация трудовых процессов в полеводстве
- 4. Организация производства животноводческой продукции
- 5. Организация воспроизводства стада
- 16. Естественные факторы, определяющие параметры воспроизводства стада
- 6. Организация трудовых процессов в животноводстве
- Глава XII управление на сельскохозяйственных предприятиях
- 1. Понятие, принципы и функции управления
- 2. Структура управления предприятием
- 3. Методы управления
- 4. Кадры управления. Роль руководителя предприятия
- 5. Принятие и реализация управленческих решений
- Глава XIII планирование деятельности предприятия
- 1. Сущность, задачи и система планирования на предприятии
- 2. Долгосрочные и текущие планы
- 3. Бизнес-план в системе стратегического планирования
- Глава XIV издержки производства и себестоимость продукции
- 1. Понятие, виды издержек производства и себестоимости сельскохозяйственной продукции
- 2. Состав и классификация затрат
- 19. Классификация затрат на производство продукции
- 20. Группировка затрат сельскохозяйственного предприятия по статьям*
- 3. Методические основы исчисления себестоимости
- 4. Себестоимость продукции сельского хозяйства и факторы ее снижения
- 22. Производственная себестоимость 1 ц основных видов продукции на сельскохозяйственных предприятиях, руб.
- Глава XV формирование цен на сельскохозяйственную продукцию
- 1. Понятие, значение и функции цен
- 24. Средние цены на продукцию, производимую предприятиями апк, руб. За 1 т
- 2. Механизм ценообразования
- 3. Система цен на продукцию сельского хозяйства и их государственное регулирование
- 4. Ценовая политика и стратегия сельскохозяйственного предприятия
- Глава XVI продукция сельскохозяйственного предприятия
- 1. Валовая продукция
- 2. Товарная продукция и каналы ее реализации
- 3. Конкурентоспособность и качество сельскохозяйственной продукции
- Глава XVII финансы предприятия
- 1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия
- 2. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования
- 3. Расходы и доходы предприятия
- 4. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом
- Глава XVIII экономическая эффективность сельскохозяйственного производства
- 1. Понятие, виды и критерии эффективности производства
- 2. Методические основы определения эффективности производства
- 3. Эффективность агротехнических и зооветеринарных мероприятий
- 3. Рассчитывают косвенный ущерб от содержания яловой коровы (у3):
- 4. Эффективность производства сельскохозяйственной продукции на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования
- 25. Урожайность культур и продуктивность животных в сельскохозяйственных предприятиях России
- 5. Приоритетные направления роста эффективности производства
- Глава XIX учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии
- 1. Общая характеристика бухгалтерского учета
- 2. Учет активов предприятия
- 28. Учетные записи на счетах по методике «директ-костинг»
- З.Учет пассивов предприятия
- 4. Основы бухгалтерской финансовой отчетности
- Глава XX факторы развития сельскохозяйственного предприятия
- 1. Экстенсивная и интенсивная формы развития сельского хозяйства
- 2. Показатели интенсификации сельскохозяйственного производства
- 3. Научно-технический прогресс —основа развития и интенсификации производства
- 4. Основные факторы интенсивного развития
- Глава XXI инвестиционная и инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия
- 1. Понятие инвестиций, их структура и источники
- 29. Инвестиционный план сельскохозяйственного предприятия
- 2. Экономическая эффективность инвестиций
- 30. Расчет чистой дисконтированной стоимости
- 3. Оценка эффективности альтернативных инвестиционных проектов
- 4. Пути повышения экономической эффективности капитальных вложений
- 5. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве
- Глава XXII аналитическая деятельность предприятия
- 1. Понятие, методы и виды экономического анализа
- 2. Организация и содержание экономического анализа на предприятии
- 3. Анализ финансового состояния предприятия
- 35. Агрегированный баланс предприятия
- Глава XXIII природоохранная деятельность предприятия
- 1. Понятие и направления природоохранной деятельности
- 2. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
- 3. Организация природоохранной деятельности на предприятии
- Глава XXIV внешнеэкономическая деятельность предприятия
- 1. Сущность и формы внешнеэкономической деятельности
- 38. Импорт и экспорт основных товаров апк, тыс. Т
- 2. Способы выхода предприятий на внешний рынок
- 3. Внешнеторговый контракт купли-продажи товаров
- 4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Оглавление
- Глава I. Предмет и методы науки «Экономика сельскохозяйственного предприятия»................................................................................................................. 5
- Глава II. Предприятие — основное звено экономики сельского хозяйства..........12
- Глава III. Организационно-правовые формы предприятия...................................42
- Глава VII. Земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия..................131
- Глава VIII. Основные фонды сельскохозяйственного предприятия....................153
- Глава XII. Управление на сельскохозяйственных предприятиях.........................257
- Глава XIII. Планирование деятельности предприятия........................................278
- Глава XIV. Издержки производства и себестоимость продукции........................297
- Глава XV. Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию..................314
- Глава XVI. Продукция сельскохозяйственного предприятия...............................329
- Глава XVII. Финансы предприятия.......................................................................347
- Глава XVIII. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства...............................................................................................................368
- Глава XIX. Учет и отчетность на сельскохозяйственном предприятии...............391
- Глава XX. Факторы развития сельскохозяйственного предприятия....................413
- Глава XXI. Инвестиционная и инновационная деятельность сельскохозяйственного предприятия......................................................................................426
- Глава XXII. Аналитическая деятельность предприятия.......................................450
- Глава XXIII. Природоохранная деятельность предприятия....................................478
- Глава XXIV. Внешнеэкономическая деятельность предприятия..........................504
- Isbn 5-9532-0032-3