logo search
Экономика_предприятия

2. Механизм ценообразования

Механизм ценообразования — это принятый способ формирова­ния новых цен и изменения действующих с учетом влияния цено-образующих факторов. Различают два подхода к формированию цен: затратный (производственный) и рыночный. В первом случае

в основу цены товара кладут производственные затраты, связанные с выпуском товара, во втором — определяющим фактором ценообразования считается конъюнктура рынка, спрос и предло­жение товара.

Суть затратного метода состоит в том, что цена товара зависит от издержек производства и обращения, необходимых для произ­водства и реализации единицы продукции. Это, однако, вовсе не означает, что цена равна сумме таких издержек. Затратный меха­низм ценообразования учитывает то обстоятельство, что произво­дитель и продавец товара должны не только возместить издержки, но и получать определенную прибыль. Соответственно формула цены, определяемой на основе затратного подхода, будет иметь следующий вид:

где С — средние издержки на производство и реализацию единицы товара, руб.; Пр — прибыль, получаемая производителями (продавцом) за единицу товара, руб.

Суть рыночного механизма ценообразования заключается в том, что цена должна обеспечить выравнивание спроса и предложения, согласование интересов двух сторон — продавца и покупателя на свободном рынке. Такая цена получила название рыночной.

Чтобы понять, как формируется рыночная цена, проанализируем совокупное влияние на нее спроса и предложения (рис. 10).

При цене равновесной Цр производители готовы поставить на рынок продукцию в количестве Кр, а потребители согласны при­обрести именно такое количество этой продукции. Рыночная цена, таким образом, устанавливается в точке пересечения кривых спро­са D и предложения S.

Рассмотрим этот процесс на примере зерновых культур. До посева производители с помощью маркетинговой информации, полученной из официальных источников, а также данных научно-исследовательских институтов и бирж, прогнозируют уровень спроса на зерно. Это не значит, что они садятся за стол и вычер­чивают кривые спроса и предло­жения. Они оценивают, сколько продукции может поступить на рынок из запасов прошлых лет и нового урожая, какова может быть потребность в зерне для животно­водства, экспорта и переработки.

После этого и начинают «рабо­тать» кривые спроса и предложе­ния. Производители планируют ва­ловые сборы, а потребители опре­деляют, сколько зерна закупить.

Объемы возможного предложения сопоставляются с прогнозируе­мым уровнем спроса, в результате формируется ожидаемая цена на зерно (Цр). Эта цена используется в переговорах о продажах, закладывается в контракты на будущую поставку зерна на элевато­ры. В период сезона выращивания могут возникнуть другие фак­торы, которые вызовут сдвиг кривых спроса и предложения, что, в свою очередь, повлияет на рыночную цену зерна (речь не идет об инфляционном росте цен). По мере того как будут поступать про­гнозы об ожидаемом урожае, будет меняться и цена. Так, при не­достатке влаги в почве в течение вегетационного периода урожай будет ниже, чем ожидалось, значит, кривая предложения сдвинет­ся влево и цена возрастет. Снижение цен на продукцию животно­водства может привести к сокращению поголовья, что, в свою оче­редь, вызовет снижение потребности в кормах. В этом случае кри­вая спроса на зерно сместится влево, и цены понизятся.

Продолжительность ценового цикла в сельском хозяйстве опре­деляется прежде всего длительностью производственного процесса. В бройлерном птицеводстве и при возделывании большинства по­левых культур — год. В мясном скотоводстве ценовой цикл может продолжаться до 6 лет, учитывая время, необходимое для разведе­ния и откорма. В этом случае можно говорить о запаздывающей ре­акции рынка на предложение, что имеет место довольно часто.

Естественно, производители стремятся выбрать момент, когда рыночная цена на продукцию достаточно высока. Это в меньшей степени касается скоропортящейся продукции, которую, в отли­чие от зерна, нельзя хранить долго без потери качества. Промежу­точное положение по степени гибкости выбора сроков реализации занимают свинина и мясо бройлеров.

На уровень и динамику рыночных цен большое влияние ока­зывает такой фактор, как ценовая эластичность спроса. Этот пока­затель измеряет степень чувствительности спроса потребителей к изменению цен:

где Эс — ценовая эластичность спроса; АД АР— изменение спроса и цены (раз­ница между фактическим и базисным значением); dб6, P6базисные значения спроса и цен.

Если Эс > 1, то спрос эластичен, то есть при небольшом изме­нении цены спрос изменяется весьма значительно. Если, напро­тив, Эс < 1, то спрос неэластичен; в этом случае даже заметное из­менение цены незначительно влияет на спрос. При Эс = 1 спрос называется унитарным; это значит, что он изменяется в той же пропорции, что рыночная цена.

Спрос, как правило, неэластичен, если:

на рынке мало товаров-конкурентов или их нет вовсе;

товар является предметом первой необходимости;

затраты на товар занимают незначительную долю в бюджете покупателя.

Если спрос неэластичен, производитель может увеличить прибыль за счет повышения цен. Напротив, если спрос эластичнее, дополнительная прибыль будет получена за счет снижения цены, которое вызовет резкое увеличение спроса и рост объемов реали­зации товара.

Ценовая эластичность предложения зависит от времени, имею­щегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагиро­вать на изменение цен. Эта реакция связана, в частности, с пере­распределением ресурсов в более выгодные производства.

Эластичность предложения тем выше, чем больше времени имеется у продавца для принятия решения. Формально она рас­считывается таким же образом, как и эластичность спроса (только в числитель дроби вместо процентного изменения спроса ставится значение процентного изменения предложения). Например, элас­тичность предложения овощей наиболее высока до посадки, когда производитель имеет возможность скорректировать структуру по­севных площадей; наоборот, после уборки предложение овощей неэластично, так как при любых колебаниях цен объемы выстав­ленной на рынок продукции не могут изменяться значительно.

Как рыночные, так и затратный механизмы свойственны ры­ночной экономике и являются ее существенной частью (в коман­дной экономике применялся почти исключительно затратный ме­ханизм ценообразования).

Цены на сельскохозяйственную продукцию весьма неустойчи­вы и подвержены влиянию ряда факторов; наибольшее значение из них имеют:

конъюнктура рынка, спрос и предложение;

государственное регулирование цен;

издержки производства и реализации продукции;

конкуренция;

качество продукции;

сроки и каналы реализации продукции.

В сложившихся в России экономических условиях цены на мно­гие виды сельхозпродукции, особенно на продукцию животновод­ства, не компенсируют даже затрат на ее производство. Поэтому нужен механизм государственного регулирования этих цен.