logo search
Экономика_предприятия

1. Понятие, значение и функции цен

В экономической литературе нет единого определения понятия «цена», их известно несколько. Согласно одному из них, цена есть денежное выражение стоимости товара, которая определяется затра­тами труда на его производство, то есть имеет трудовую природу. Однако такое определение обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого определения не представляется возможным устанавливать цены предметов, не являющихся результатом человеческого труда — например земли и природных богатств. Согласно трудовой теории стоимости, они не могут иметь цену в собственном смысле слова.

Другое определение цены имеет более широкое, рыночное тол­кование. Цена — это форма выражения ценности благ, проявляю­щаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредст­венная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Други­ми словами, вне рынка, без купли-продажи о цене говорить нельзя, ее способен установить только рынок. Этот подход пред­ставляется более универсальным и конструктивным.

Цены должны обеспечивать эквивалентный обмен между сель­ским хозяйством и промышленностью, насыщение продовольст­венного рынка за счет приоритетного и эффективного развития отечественного производства. От цены зависит как возмещение издержек производства, так и прибыль сельскохозяйственного предприятия. Существующий в России уровень цен обусловливает низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производ­ства в большинстве предприятий.

В условиях рынка высокая эффективность сельскохозяйствен­ного производства возможна только при наличии экономически обоснованной системы цен и ценообразования, поскольку цена ус­танавливается в соответствии не только с рыночным равновесием, но и с равновесием между издержками производства сельскохо­зяйственной продукции и экономическими возможностями това­ропроизводителей.

Для товаропроизводителя важно, чтобы цены реализации по­зволяли получать прибыль и вести расширенное воспроизводство. Однако ныне на многие виды сельскохозяйственной продукции действуют цены, которые не всегда обеспечивают должный уро­вень рентабельности аграрного производства, а нередко, особенно в животноводстве, не позволяют оплатить вложенный труд и воз­местить материальные затраты.

В последние годы крайне неблагоприятно складывалось соот­ношение цен на сельскохозяйственную продукцию и на средства производства (табл. 24). За годы аграрной реформы цены на про­мышленную продукцию росли более высокими темпами, чем на сельскохозяйственную. Так, цена 1 т зерна возросла в 3,5 раза, а цена 1 т минеральных удобрений — в 6 раз. Таким образом образо­вался и углубился так называемый диспаритет цен.