logo search
Экономика_предприятия

1. Понятие, принципы и функции управления

Независимо от масштабов производства, формы собственности или организационной структуры предприятия, эффективность ис­пользования земельных, трудовых, материальных и финансовых ре­сурсов во многом определяется качеством управленческого труда.

В условиях общего спада сельскохозяйственного производства в каждом регионе России имеются хозяйства, которые хорошо рабо­тают и развиваются. Руководителей таких хозяйств объединяет одно — высокий профессионализм, умение организовать труд лю­дей для достижения поставленных целей. Они хорошо ориентиру­ются в рыночной экономике, проявляют инициативу и предприим­чивость и твердо знают, что надо делать, чтобы обеспечить при­быльное производство в возглавляемых ими хозяйствах.

Предприятие как социально-экономическая система состоит из трех частей (подсистем или систем второго порядка): управ­ляющей (субъект управления), управляемой (объект управления) и информационной, которые взаимодействуют между собой и внешней средой.

Управляющая система — это совокупность органов управления предприятием и управленческих работников. На основе информа­ции о состоянии объекта управления она принимает управленчес­кие решения (важнейший продукт ее деятельности) и организует их выполнение. Эффективность работы данной системы зависит от ее построения, квалификации кадров, количественного и каче­ственного состояния объекта управления, информационного обес­печения и общих условий хозяйствования.

Управляемая система — это совокупность организационных и материальных условий производства, а также определенные про­цессы (трудовые, финансовые и т. д.) — все, на что направлено воздействие управляющей системы.

Управляющая и управляемая системы связаны между собой по­средством информации. Последняя служит предметом труда в уп­равлении. Все виды информации, необходимые для управления, а также способы и средства, обеспечивающие ее циркуляцию и об­работку, образуют информационную систему. В условиях рыноч­ных отношений эта система занимает ведущее место в обеспече­нии конкурентоспособности и прибыльности предприятия.

Управление предприятием — это осознанное и целенаправленное воздействие на коллектив людей с целью побудить их работать так, чтобы производство было конкурентоспособным и высокоэффективным, а занятые в нем работники получили хорошее материальное вознаграждение и моральное удовлетворение. В достижении этих целей и состоит смысл управления предприятием.

Особенность современного управления состоит в его направленности на рыночные условия хозяйствования, что требует:

ориентации производства на спрос и потребности рынка, на конкретного потребителя (производить только то, что будет куплено);

обеспечения таких цен на продукцию, которые будут покры­вать издержки производства и давать хозяйству необходимые на­копления;

использования новейших достижений научно-технического прогресса;

высокого профессионализма руководителей, их социальной ответственности за эффективную работу персонала и качество его жизни.

Основные требования к управлению предприятием находят свое выражение в принципах управления. Это основные руководящие правила и положения, вытекающие из отношений управления и их закономерностей, которыми руководствуются органы и работ­ники управления в процессе своей деятельности. Иными словами это ориентиры, применимые во всех ситуациях, основа теории и практики управления. Эффективная деятельность должностного лица невозможна без опоры на определенные правила поведения. Они весьма многообразны и модифицируются в зависимости от условий хозяйствования, целей и задач управления, деловых и личностных качеств работников.

Из многочисленных принципов управления приведем знамени­тые 14 принципов административного управления, сформулиро­ванные Анри Файолем (1841—1925), которые сохраняют свое зна­чение и по сей день: разделение труда; власть как ответственность; дисциплина; единство распорядительства; единство руководства; подчинение частных интересов общим; вознаграждение персонала; централизм; иерархия; порядок; справедливость; постоянство со­става персонала; инициатива; единение персонала.

Из общих основополагающих правил и ориентиров, которыми должны руководствоваться руководители и специалисты совре­менных предприятий, представляют интерес следующие: цель уп­равления—человек, а потом —дело, которому он служит; удов­летворение насущных потребностей человека — основа его трудо­вой и гражданской активности; дисциплина и порядок в труде и общественной жизни; подготовка и переподготовка кадров, ис­пользование творческого потенциала работника; демократизация управления и максимальное делегирование полномочий работ­никам, вплоть до низовых исполнителей; самостоятельность и ответственность; самоокупаемость и самофинансирование; на­учность и обоснованность управленческих решений; соблюде­ние юридических норм; экономичность и эффективность уп­равления; комплексность и системность в управлении произ­водством и маркетингом.

На основе перечисленных общих принципов формируются частные (локальные) принципы для отдельных видов управлен­ческой деятельности; они касаются построения аппарата управле­ния, принятия управленческих решений, кадровой работы, опера­тивного управления производством и т. д. В управлении необхо­димо не только знание принципов, но и умение внедрить их, сде­лать законом повседневной практической работы.

Начальный этап процесса управления — определение целей дея­тельности предприятия. Цель — это относящееся к будущему жела­тельное состояние объекта управления и его отдельных параметров, планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного. Цели ставятся товаропроизводителем и определяют направление, содержание и характер основных видов управленчес­кой деятельности. Они могут быть весьма многообразными и клас­сифицируются по содержанию (экономические, социальные, науч­но-технические), временному аспекту (долго-, средне- и кратко­срочные), уровням управления (предприятие, отделение, бригада) и находятся во взаимосвязи. В частности, цели нижестоящего уров­ня выступают в виде средств достижения вышестоящих целей, те­кущие цели служат достижению перспективных и т. д.

Важным этапом управленческой деятельности является не толь­ко четкая формулировка поставленных перед коллективом целей, но и их разъяснение, чтобы каждый работник считал общие цели своими собственными. Другими словами, должна произойти инте­грация личности и коллектива с учетом общности целей.

Успешная реализация целей на уровне предприятия возможна, лишь если они отвечают определенным требованиям: конкретность; реальность; научная обоснованность; гибкость; понятность боль­шинству членов предприятия; проверяемость; непротиворечивость по уровням управления; правомерность.

Любые цели следует рассматривать как инструменты плани­рования и контроля. Если деятельность работников предприя­тия приводит к достижению поставленных целей, она считается эффективной.

Цель как исходный пункт процесса управления порождает спе­цифические виды управленческой деятельности — функции. Под функциями управления понимают относительно самостоятельные группы родственных взаимосвязанных работ, которые необходимо выполнять для эффективного управления производством и сбы­том продукции.

259

Функции управления отличаются многообразием и классифицируются по многим признакам. Основополагающее значение имеет классификация, отражающая содержание процесса управления, его стадии: маркетинг, планирование, организация, регулирование, мотивация, контроль. Эти функции называют общи ми, они присущи любой управляющей системе.

Не менее распространенной в управлении предприятием является классификация функций на основе особенностей управляемого объекта. Они получили название производственно хозяйственных или конкретных: административного и общего руководства; технологической подготовки производства и технологического руководства; организации производства и управления; организации труда и заработной платы; руководства ремонтным и энерге­тическим обслуживанием; контроля качества продукции; оператив­ного управления производством; технико-экономического плани­рования и анализа; бухгалтерского учета и финансовой деятель­ности; материально-технического снабжения и сбыта продукции; комплектования, учета и подготовки кадров; общего делопроиз­водства; охраны труда и техники безопасности; хозяйственного обслуживания.

Функции управления, в свою очередь, подразделяются на со­ставные части: работы, операции, элементы, однако они не являют ся самостоятельными. Чаще всего всю функцию выполняет опреде­ленное количество работников, каждому из которых поручают от дельные виды деятельности. Правильное выделение функций, а также работников и подразделений по их выполнению служит ос новой для рационального построения аппарата управления.

Изменяющиеся условия вынуждают предприятие ставить новые цели и задачи, а следовательно, формировать новые функции уп­равления. Так, приспособление производства к рыночным услови­ям хозяйствования потребовали введения функции маркетинга — системы внутрихозяйственного управления, которая направлена на изучение рынка и ориентации производственной деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособных продуктов.

В связи с возрастанием роли этой функции возникла даже но­вая концепция — маркетинговое управление. Под этим подразу­мевается такая организация управления, когда в основе принятия хозяйственных решений лежат не возможности производства, а требования рынка, существующие и потенциальные запросы по­купателей. Маркетинговое управление ставит производство про­дукции в функциональную зависимость от спроса и требует про­изводить ее в объеме полного и выгодного сбыта. Служба марке­тинга превращается в мозговой центр, определяющий всю эконо­мическую политику предприятия.

Для выполнения объективно существующих функций на пред­приятии создается аппарат управления — система взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев (служб, отделов) и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями для осуществления эффективного управления всеми сторонами дея­тельности предприятия. Аппарат управления — это как бы орга­низационное выражение целей, задач и функций управления предприятием.

На сельскохозяйственных предприятиях сложились три основ­ных категории работников управления: руководители, специалис­ты и технические исполнители. В зависимости от конкретных производственных условий каждая категория может делиться еще на несколько групп. Так, категория руководителей подразделяется на руководителей предприятия и руководителей подразделений и служб. Среди специалистов выделяются специалисты-организато­ры (главные, старшие) и специалисты-технологи.

Категории управленческих работников различаются по ха­рактеру труда. Так, руководитель первичного трудового коллек­тива (бригадир) непосредственно работает с исполнителями, орга­низует процессы труда, комплектует агрегаты, дает подразделе­нию трудовые задания, учитывает и контролирует их исполнение. Руководитель хозяйства координирует и контролирует деятель­ность всех подразделений, отделов и служб, осуществляет кадро­вую и финансовую политику, вместе с коллективом определяют цели предприятия и средства их достижения. Он должен знать, где и какие наиболее важные работы идут, в каком состоянии они находятся, какая требуется помощь.

Эффективность системы управления предприятием во мно­гом зависит от ее внутренних регламентов. К ним относятся такие документы, как устав предприятия, правила внутренне­го трудового распорядка, положения о подразделениях хозяй­ства и службах аппарата управления, должностные инструк­ции. В частности, должностная инструкция адресуется непо­средственным исполнителям определенной категории; в ней указаны их права, обязанности и ответственность. На основе этого документа принимают решения о поощрении работника за высокие результаты труда и о взысканиях в случае нарушения им своих обязанностей.