logo search
Экономика_предприятия

4. Банкротство и прекращение деятельности предприятия

Переход к рыночной экономике породил серьезные фи­нансовые проблемы, одной из которых является банкротство предприятий.

Несостоятельность {банкротство) — это признанная арби­тражным судом или объявленная самим должником неспособ­ность в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) осуществлять обязатель­ные платежи. То есть банкротство — это состояние, когда ре­альная рыночная стоимость активов предприятия ниже суммы его обязательств.

Главная цель банкротства — приведение структуры произ­водства в соответствие с рыночным спросом населения при ус­ловии достижения прибыльной деятельности структур, произ­водящих товары и услуги. Мировая практика банкротства тре­бует соблюдения при этом следующих принципов: стабильность и равенство прав всех участников коммерческих взаимоотноше­ний в ситуации банкротства предприятия; возможность долж­никам, выполняющим свои обязательства, возобновить свою деятельность; введение системы безопасных мер при банкрот­стве; сохранение перспективных предприятий; эффективность судебных и иных правовых структур; обеспечение интересов всех участников процедуры банкротства; социальная защита увольняемых работников.

Различают как внешние, так и внутренние факторы возник­новения кризисных ситуаций и как их следствие — банкротства. К внешним факторам можно отнести: уровень доходов и накопле­ний населения; политическая стабильность; размер и структура потребностей населения; развитие науки и техники; междуна­родная конкуренция; финансово-кредитная и налоговая полити­ка и т. д. К внутренним факторам, влияющим на развитие пред­приятия, относятся: его цели и принципы, организация маркетинга уровень издержек, производственный и управленческий потенциал, качество стимулирования труда.

Признаки банкротства включают в себя такие явления, как: несвоевременное предоставление отчетности; резкие измене­ния в структуре баланса и отчета о финансовых результатах (резкое уменьшение денег на счетах предприятия; нарушение соот­ношения между дебиторской и кредиторской задолженностью; снижение объемов продаж); конфликтные ситуации на предприя-1ии; неисполнение обязательства или требования по обязатель­ным платежам свыше Змее; сумма задолженности, превышаю­щая 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу составляют не менее 500, а к должнику — гражданину не менее 100 МРОТ,

1И иное не предусмотрено законом. В арбитражный суд с заяв­лением о признании должника банкротом, в связи с неисполнением денежных обязательств, могут обратиться: кредитор, проку­рор, уполномоченные государством органы (налоговая инспек­ция, пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского стра­хования, социального страхования, занятости населения).

В экономической теории и практике различают следующие виды банкротства предприятия:

реальное банкротство — юридически объявленная неспособ­ность предприятия осуществлять эффективную хозяйственную деятельность из-за значительных потерь используемого в обо­роте капитала;

техническое банкротство — финансовая несостоятельность предприятия, которая характеризуется превышением его дебитор­ской задолженности над кредиторской, при значительном превы­шении объемов его активов над суммой его обязательств;

фиктивное банкротство — ситуация, когда должник заявляет в арбитражный суд о признании себя банкротом, при реальной воз­можности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. И случае доказательства факта фиктивного банкротства должник несет ответственность не только за прямые потери, причиненные подачей заявления, но и за ущерб в виде упущенной кредиторами выгоды. Предусматривается также уголовная ответственность за ^ведомо ложное объявление о несостоятельности в целях вве­дения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки (рас­срочки) причитающихся кредиторам платежей или скидок с долгов, а равно для неуплаты долгов;

преднамеренное банкротство — несостоятельность предприя­тия, наступившая по вине его учредителей, участников или иных лиц, в том числе по вине руководителя. Главный признак предна­меренного банкротства — использование этими лицами права да­вать обязательные для должника указания либо возможности иным образом определять его действия.

Виновные в преднамеренном банкротстве несут субсиди­арную ответственность по всем обязательствам в соответствии с законом. В частности, они отвечают за сокрытие имущества, передачу его в иное владение, фальсификацию учета, за умыш­ленное создание или увеличение неплатежеспособности пред­приятия в личных интересах.

При наличии признаков фиктивного или преднамеренного банк­ротства материалы передаются в прокуратуру. Руководители пред­приятия-должника могут быть привлечены к уголовной ответствен­ности, если, например, умышленно передавали его имущество дру­гим или специально созданным для этого юридическим лицам, не отвечающим по долгам данного предприятия.

Учредители (участники) предприятия-должника, собственник имущества, органы исполнительной государственной и муници­пальной власти обязаны принимать своевременные меры по пре­дупреждению банкротства. К таким мерам можно отнести: изу­чение и анализ финансового положения предприятия и оценка перспектив развития его производственного потенциала, прогно­зирование последствий на различных рынках, досудебная сана­ция. В рамках мер по предупреждению банкротства должнику мо­жет быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточ­ном для погашения денежных обязательств и обязательных плате­жей и восстановления платежеспособности. Досудебная санация может проводиться за счет средств федерального бюджета, бюдже­тов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также внебюд­жетных фондов. При этом условия оказания помощи оговарива­ются в соответствующих законах о бюджете.

Антикризисные мероприятия финансируются в соответствии с договором между органами исполнительной власти, осуществля­ющими финансирование, и Федеральной службой России по фи­нансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) (обеспечиваю­щей контроль за целевым использованием средств и их возвра­том), с одной стороны, и уполномоченной организацией Прави­тельства РФ, с другой.

При рассмотрении дела о банкротстве предприятия-долж­ника применяются следующие процедуры банкротства: наблюде­ние; внешнее управление; конкурсное производство; мировое со­глашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные дей­ствующим законодательством.

Наблюдение — процедура, которая вводится по отношению к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законодательством о банкротстве, в целях обес­печения сохранности имущества должника и проведения ана­лиза его финансового положения.

Защиту имущества должника и обеспечение интересов креди­торов обеспечивает временный управляющий, который, кроме

ют, осуществляет подготовку дел к рассмотрению в суде и изу­чает финансовую документацию.

С момента вынесения арбитражным судом данного решения:

имущественные требования к должнику могут быть предъяв­лены только с соблюдением установленного законом порядка предъявления требований; ранее начатые дела, связанные с предъявленными требованиями к должнику по ходатайству кре­диторов, приостанавливаются;

приостанавливается исполнение исполнительных докумен­тов по имущественным взысканиям, за исключением исполни­тельных документов судов о взыскании задолженности по за­работной плате, выплате авторских вознаграждений, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда;

запрещается удовлетворение требований участника должни­ка — юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе в связи с выходом из состава его участников.

Органы управления должника могут при осуществлении проце­дуры наблюдения с согласия временного управляющего совершать сделки, связанные: с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал других предприятий; с распоряжением иным имуществом, балансовая сто­имость которого составляет более 10 % стоимости имущества долж­ника; с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручи­тельств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, с учреждением доверительного управления имуществом должника. Руководитель и администрация предприятия должника не имеют права принимать решения о реорганизации и ликвидации должни­ка; создании филиалов и представительств; выплате дивидендов; размещении облигаций и других эмиссионных бумаг; выходе из со­става участников должника юридического лица; приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Одной из обязанностей временного управляющего является определение даты и проведение первого собрания кредиторов. Наблюдение прекращается с момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производ­ства, введения внешнего управления или утверждения мирового соглашения.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основа­нии решения собрания кредиторов на срок не более 12 мес, кото­рый может быть продлен не более чем на 6 мес. Данная процеду­ра применяется к должнику в целях восстановления его платеже­способности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. К мерам по восстановлению платеже­способности относятся: перепрофилирование или закрытие не­рентабельных производств; ликвидация дебиторской задолжен­ности; продажа части имущества; уступка прав требований; ис-полнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом; про­дажа предприятия (бизнеса) должника и др.

С момента введения внешнего управления руководитель долж­ника отстраняется от должности, прекращаются полномочия ор­ганов его управления и его собственника. Они должны в течение 3 дней передать бухгалтерскую и другую документацию внеш­нему управляющему. Снимаются ранее принятые меры по обеспе­чению требований кредиторов и вводится мораторий на удовлет­ворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, в том числе:

не допускается взыскание по исполнительным листам и дру­гим документам;

приостанавливается исполнение ранее вступивших в закон­ную силу исполнительных документов по имущественным взысканиям, кроме задолженности по заработной плате, вы­плате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда;

не начисляются штрафы, пени и иные финансовые санкции, а также подлежащие уплате проценты.

Мораторий не распространяется на требования, наступившие после введения внешнего управления.

В обязанности внешнего управляющего входит разработка в течение 1 мес после назначения плана внешнего управления и представление его на утверждение собранию кредиторов. Пол­номочия внешнего управляющего прекращаются с момента назначения нового руководителя должника или конкурсного управляющего.

Конкурсное производство открывается после принятия арби­тражным судом решения о признании должника банкротом и означает невозможность восстановления его финансового со­стояния. Целью конкурсного производства является проведе­ние ликвидации должника и соразмерное удовлетворение тре­бований кредиторов; оно может быть назначено в отношении как юридического, так и физического лица, открывается на срок до 1 года, с возможностью продления на 6 мес и более в случае необходимости.

Конкурсное производство может предусматривать как прину­дительную ликвидацию предприятия-должника по решению ар­битражного суда, так и добровольную ликвидацию под контролем кредиторов.

При принятии решения о банкротстве и об открытии конкурс­ного производства арбитражный суд назначает конкурсного уп­равляющего, который действует до завершения данной процеду­ры. Введение такой должности означает прекращение полномо­чий руководителя и органов управления должника. Конкурсный

управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром их требований после реализации всего имущества долж­ника. Контроль за деятельностью управляющего осуществляет ко­митет или собрание кредиторов и арбитражный суд.

На любой стадии реорганизации или ликвидации предприятия-должника все перечисленные процедуры могут быть приоста­новлены, если должник и кредиторы заключили между собой ми­ровое соглашение.

Мировое соглашение — это способ достижения договоренности между должником и кредиторами по поводу отсрочки или рассрочки платежей или введения скидки с долгов; при этом необхо­димо утверждение арбитражным судом и погашение задолженнос­ти первой и второй очереди. Мировое соглашение заключается в письменной форме. К нему прилагаются протокол собрания кре­диторов, их список, а также документы, подтверждающие погаше­ние задолженности первой и второй очереди. Мировое соглаше­ние может быть расторгнуто арбитражным судом в случае неис­полнения должником его условий в отношении не менее трети требований кредиторов.

Банкротство сельскохозяйственных предприятий имеет свои особенности. В частности, закон о банкротстве относится к сель­скохозяйственным предприятия, основной деятельностью ко­торых является производство (или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции; выручка от ее реализации должна составлять не менее 50 % общей выручки (в рыболовец­ких хозяйствах не менее 70 %).

При продаже имущества сельскохозяйственного предприятия или рыболовецкой артели только определенный круг предприя­тий и индивидуальных предпринимателей имеют право на его приобретение. Преимущественное право принадлежит сельско­хозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хо­зяйствам, расположенным в данной местности. Отчуждение зе­мельных участков или передача их третьим лицам производится на основании земельного законодательства и в той мере, в кото­рой допускается их рыночный оборот. Процедура банкротства применяется в отношении только тех предприятий, которые не имеют перспектив дальнейшего развития. В случае, когда сель­скохозяйственное предприятие является государственным или доля государства в нем составляет более 25 %, действует порядок банкротства государственных предприятий-должников. Продажа государственных сельскохозяйственных предприятий осущест­вляется путем их реализации на коммерческих и инвестицион­ных конкурсах предприятий-должников или на аукционах, как в целом, так и по частям (паями, акциями). Решение о продаже принимается одновременно с решением о передаче объектов со­циально-коммунальной сферы в государственную (муниципаль­ную) собственность. В условия конкурса могут быть включены

такие требования, как сохранение деятельности предприятия (если оно занимает доминирующее положение на соответствую­щем товарном рынке) и сохранение численности рабочих мест (по ходатайству местной администрации).

В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сель­скохозяйственного предприятия учитываются следующие об­стоятельства, которые оказывают существенное влияние на его платежеспособность: сезонность сельскохозяйственного произ­водства, характер выпускаемой продукции, влияние природно-климатических условий, обеспеченность ресурсами, необходи­мыми для производства и переработки данного вида продук­ции; трудоемкость и другие особенности производства; возмож­ность получения дохода по окончании периода сельскохозяй­ственных работ; потенциальные возможности, которые имеются у должника по производству определенной продукции.

Внешнее управление предприятиями-должниками вводится на срок до окончания соответствующих сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выра­щенной продукции, но не более чем на 21 мес. Если в течение ука­занного времени имели место спад производства и ухудшение финансового состояния в связи со стихийными бедствиями, срок внешнего управления может быть продлен еще на 1 год.

Имеются и некоторые особенности процедуры банкротства крестьянского {фермерского) хозяйства. В частности, заявление индивидуального предпринимателя — главы фермерского хозяй­ства о признании его банкротом может быть подано в арбитраж­ный суд лишь при наличии письменного согласия всех членов этого хозяйства. К заявлению должны быть приложены докумен­ты о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства; о составе и стоимости имущества, принадлежащего его членам; об источниках, за счет которых оно было приобретено; о размерах доходов, которые могут быть получены крестьянским хозяйством по окончании сельхозработ. Глава крестьянского хо­зяйства в течение 2 мес со дня принятия заявления может предста­вить в арбитражный суд план восстановления его платежеспособ­ности; в случае его одобрения может быть введено внешнее управ­ление на срок не более 21 мес. По заявлению внешнего управляю­щего, если имели место спад и ухудшение финансового состояния хозяйства в связи со стихийными бедствиями, срок внешнего уп­равления продлевается еще на 1 год. В том случае, если не выпол­няются намеченные мероприятия по восстановлению платежеспо­собности крестьянского (фермерского) хозяйства, внешнее управ­ление прекращается в срок или досрочно по решению арбитраж­ного суда. Досрочное прекращение внешнего управления влечет за собой признание хозяйства банкротом и открытие конкурсного производства. При этом земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу в той мере, в какой это допускается

земельным законодательством. Недвижимое имущество, входящее в конкурсную массу, продается только по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение целевого (сельскохозяйственного) назначения продаваемых объектов.

Добровольное объявление о банкротстве может быть осущест­влено при наличии признаков банкротства данного юридического лица. Решение принимает руководитель предприятия при нали­чии письменного согласия всех его кредиторов; при этом указы­вается срок для подачи требований кредиторов и их возражений против ликвидации. В том случае, если хотя бы один кредитор письменно заявил о своем несогласии с ликвидацией, руководи­тель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.

В случае сокрытия должником имущества или незаконной пе­редачи его третьим лицам собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители и руководитель должника несут перед кредиторами ответственность в размере их неудовлет­воренных требований. Согласно действующему законодательству, эти требования могут быть предъявлены в течение 10 лет с момен­та ликвидации должника (в размере, составляющем разницу меж­ду признанными требованиями кредиторов и удовлетворенными в ходе ликвидации юридического лица).

Ликвидация как процедура банкротства осуществляется в двух формах: добровольной и принудительной. В объявлении о добровольном банкротстве должника и его ликвидации ука­зывается срок (не менее 2 мес) для заявления требований кре­диторов и принятия их возражений (если они выступают про­тив ликвидации). Добровольная ликвидация проводится под контролем кредиторов и в порядке, установленном Федераль­ном законом «О несостоятельности (банкротстве)». Следует отметить, что кредитор имеет возможность пресечь добро­вольное проведение ликвидации двумя способами: во-первых, в течение 2 мес после публикации объявления он может заявить свои возражения; во-вторых, по истечении этого срока он мо­жет обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным, после чего суд будет обязан пре­кратить осуществление добровольной ликвидации и вынести решение о признании должника банкротом и открыть кон­курсное производство.

Принудительная ликвидация по решению арбитражного суда возможна при осуществлении деятельности, запрещенной зако­ном или с достаточно грубыми нарушениями закона, а также без необходимой лицензии. В этом случае арбитражный суд откры­вает конкурсное производство и назначает конкурсного управля­ющего. Кредиторы могут предъявить свои требования к ликвиди­руемому предприятию в месячный срок с момента публикации объявления о банкротстве.

Кроме того, может применяться упрощенная процедура банк­ротства при отсутствии должника и его ликвидация в случа­ях, когда: руководитель юридического лица, фактически пре­кратившего свою деятельность, отсутствует и установить его местонахождение невозможно; отсутствует имущество предпри­ятия или оно настолько незначительно, что нельзя покрыть су­дебные расходы по делу о банкротстве; если предприниматель­ская деятельность не осуществлялась должником в течение дли­тельного времени.

Процедура ликвидации предприятия состоит из следующих этапов:

создается ликвидационная комиссия, которая дает объявление в прессе о ликвидации предприятия с указанием срока и порядка предъявления требований кредиторов;

выявляются все дебиторы и затем проводятся необходимые ме­роприятия по взысканию с них долгов;

составляется и утверждается промежуточный ликвидацион­ный баланс, который служит основанием для погашения обяза­тельств перед кредиторами;

организуются публичные торги для продажи имущества лик­видируемого предприятия;

после завершения расчетов с кредиторами составляется за­ключительный ликвидационный баланс;

остатки средств распределяются между учредителями, баланс закрывается, после чего делается запись в государственном реест­ре о прекращении деятельности предприятия.

Для проведения мероприятий по ликвидации предприятия-должника создается ликвидационная комиссия, в состав которой входят специалисты по антикризисному управлению, представи­тели соответствующих министерств и ведомств, органов исполни­тельной власти, финансовых органов и др. Ликвидационная ко­миссия в течение 1 мес с момента ее образования должна разра­ботать и представить в ФСФО план ликвидации предприятия-должника. План должен содержать: перечень мероприятий по взиманию дебиторской задолженности, признанию или отклоне­нию требований кредиторов, опротестованию сделок предприя­тия, ущемляющих интересы кредиторов; перечень объектов, не подлежащих продаже или подлежащих передаче в государствен­ную (муниципальную) собственность; требования по разделу иму­щества на лоты и способы его продажи; порядок расчетов с креди­торами и распределения денежных средств, оставшихся после удовлетворения их требований.

Реализация имущества ликвидируемого предприятия осуще­ствляется в соответствии с планом, утвержденным ФСФО или уполномоченным ею посредником.

Средства, полученные от реализации имущества ликвидируе­мого предприятия-должника, а также полученные за счет взима­ния дебиторской задолженности и опротестования сделок, ущем­ляющих интересы кредиторов, поступают в распоряжение ликви­дационной комиссии и, за вычетом средств, необходимых для организации продажи имущества этого предприятия, направля­ются на осуществление мероприятий по ликвидации, а также удовлетворения требований кредиторов. Вне очереди покрыва­ются судебные, текущие коммунальные и эксплуатационные рас­ходы. Затем удовлетворяются требования кредиторов в следующей последовательности:

первая очередь — требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих временных платежей;

вторая очередь — расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), выплата авторских вознаграждений;

третья очередь — требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

четвертая очередь —- требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

пятая очередь — все прочие обязательства.

Размер требований первой очереди определяется путем капи­тализации соответствующих повременных платежей на момент принятия решения о банкротстве, подлежащих выплате граж­данину до достижения им возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. Требования по выплате выходных пособий и оплате тру­да по трудовому договору определяются с учетом непогашенной задолженности на момент принятия арбитражным судом заявле­ния о банкротстве. В объем требований третьей очереди входит задолженность по обязательству в части, обеспеченной залогом. Размер требований четвертой очереди включает задолженность (недоимку), образовавшуюся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В пятую оче­редь удовлетворяются суммы штрафов, пени, неустоек, задол­женность, не обеспеченная залогом имущества должника, иные финансовые санкции.

Собрание кредиторов после завершения расчетов принима­ет решения об утверждении ликвидационного баланса; отчета об использование средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов; о ликвидации предприятия. Ликвида­ционный баланс представляется в ФСФО и органы регистра­ции для исключения предприятия из государственного реест­ра. Контроль за процедурой ликвидации осуществляет собра­ние кредиторов.