logo search
Экономика_предприятия

2. Предпринимательство и предприятие

В ГК РФ предпринимательство определяется как самостоя­тельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направлен­ная на систематическое получение прибыли от пользования иму­ществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания ус­луг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установ­ленном законом порядке.

Основными признаками предпринимательства, отличающего его от других форм экономической деятельности, являются само­стоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений, получение прибыли. Если перечислен­ные признаки присущи хозяйственной деятельности, то ее можно с полным основанием назвать предпринимательством.

Главное содержание предпринимательства в сельском хозяй­стве — поиск и формирование спроса на продукты АПК и его удовлетворении путем производства и продажи соответствующей продукции. Предприниматель не только занимается производ­ством, но может выступать и в качестве посредника между произ­водителем и потребителем. Основная цель любой предпринима­тельской деятельности — получение прибыли.

Предприниматель не обязательно должен быть собственником предприятия, поэтому необходимо различать доходы предприни­мателя и собственника. Доход на собственность — это дивиденды на акции, процент по депозитам, арендная плата за землю; но этот доход образуется только потому, что его выплачивает предприни­матель из своего дохода. Получив имущество в свое распоряже­ние, предприниматель организует производство продукции, нала­живает коммерческие связи, оказывает посреднические услуги и Г) извлекает из этих операций прибыль для себя. Он ищет пути уве- личения прибыльности предприятия независимо от того, является ли он владельцем данного предприятия или наемным служащим (менеджером).

Предпринимательская деятельность всегда осуществляется в рамках определенной организационно-юридической фор- мы. Выбор ее зависит от личных интересов предпринимате­ля, сферы деятельности, наличия денежных средств, конъюнк­туры рынка.

Основные формы предпринимательства — индивидуальное и коллективное. Гражданин вправе заниматься предприниматель­ской деятельностью без образования юридического лица с мо­мента государственной регистрации в соответствующем качестве. К деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, яв­ляющихся коммерческими организациями. В сельском хозяйстве индивидуальными предпринимателями являются фермеры. Граж­данин, работающий по трудовому договору, не является предпри­нимателем, так как он действует не на свой риск, а следует инст­рукциям работодателя.

Индивидуальные предприниматели могут вести производст­венную деятельность коллективно на основании договора простого товарищества, в силу которого двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без об­разования юридического лица для извлечения прибыли или дости­жения иной не противоречащей закону цели.

Предпринимательство может осуществляться также с образова­нием предприятия как юридического лица. Оно может создавать­ся не только гражданами, но и организациями (например, участ­никами акционерного общества могут быть и те, и другие).

Коллективные формы предпринимательства (производствен­ные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества) зани­мают доминирующее положение в сельском хозяйстве.,

Субъектом предпринимательского права являются гражда­не и предприятия (юридические лица); объектом — земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, сырье и иное имущество.

Предприятие одновременно выступает и как субъект, и как объект предпринимательской деятельности: оно является субъек­том как хозяйствующая организация (юридическое лицо) и объек­том как имущественный комплекс, используемый для ведения предпринимательской деятельности физическими и юридически­ми лицами, которым оно принадлежит.

Предпринимательская деятельность весьма разнообразна, в разных отраслях она имеет определенные особенности и отли­чается по содержанию и технологии осуществления предпри­нимательских операций. Виды товаров и услуг, способ их по­лучения во многом определяет их характер. В одной ситуации предприниматель сам производит продукцию, приобретая фак­торы производства, в другой — перепродает готовый товар, в третьей — посредничает, соединяя на рынке производителей и потребителей.

В зависимости от содержания деятельности и ее связи с ос­новными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: производственное, ком­мерческое, финансовое, посредническое. Будучи относительно

самостоятельными, в реальной жизни они часто переплетаются, пополняя друг друга.

Производственное предпринимательство — ведущий его вид; к нему относится инновационная, научно-техническая деятель­ность, непосредственное производство товаров и услуг, а также информационная деятельность в этих областях. Это базовый, самый важный для общества и одновременно самый сложный нид деятельности. Именно производственная сфера более всего пострадала в России при переходе к рыночной экономике — рас­пались хозяйственные связи, нарушилось материально-техничес­кое обеспечение, произошел спад производства, ухудшилось фи­нансовое положение предприятий.

Производительная деятельность не позволяет быстро получать большую прибыль (как в других видах предпринимательства), и поэтому она не так привлекательна для инвесторов.

В производственной сфере предприниматель может работать как сам на собственных средствах производства, так и арендо­вать их и привлекать наемных работников. В сельском хозяйстве вследствие особенностей этой отрасли (в первую очередь сезон­ности производства) невозможно обходиться без привлечения темных средств, поэтому предприниматели широко используют различные формы кредита.

Производственные операции завершаются выпуском готовой продукции, которая продается потребителю либо торговым орга­низациям. Выручка от реализации должна превышать издержки производства. В этом случае будет достигнута конечная цель пред­принимательства — получение прибыли.

Коммерческое предпринимательство осуществляется на таких стадиях воспроизводства, как обмен, распределение и потребле­ние; основное его содержание составляют операции по купле-продаже (перепродаже) товаров и услуг. В отличие от производ­ственного предпринимательства, здесь вместо материальных ре­сурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Конечно, и для этой деятельности нужны рабочая сила и основные средства, но масштабы потребностей в них гораз­до меньше, чем в производственной сфере.

Прибыль от коммерческой деятельности образуется за счет продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Эта разница в ценах (называемая торговой скидкой) должна покры­вать издержки обращения, которые включают расходы на оплату труда наемных работников, транспортировку и хранение товаров, упаковку, содержание торгового помещения и оборудования, рек­ламу и др. Торговая скидка за вычетом указанных издержек и об­разует прибыль предпринимателя.

Прибыль коммерсанта очень сильно зависит от конъюнктуры рынка, поэтому для успешной предпринимательской деятельнос­ти в этой сфере необходим маркетинговый анализ. В сложивших-

ся сейчас в России экономических условиях коммерческое пред­принимательство обычно выгоднее, чем производственное, так как обеспечивает большую чистую прибыль на вложенный капитал. Именно эта сфера деятельности, ранее весьма ограниченная, стала стремительно развиваться с конца 80-х годов, главным образом в виде частного (индивидуального) предпринимательства.

Финансовое предпринимательство — особый вид коммерческо­го посредничества, в котором в качестве предмета купли-прода­жи выступают специфические товары — деньги, валюта, ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые ему в кредит. Финансовая деятельность сейчас быстро проникает в производственную и коммерческую сферу, однако она может быть и самостоятельной (банковское и страховое дело, брокер­ские услуги и т. п.). Прибыль здесь возникает в результате про­дажи финансовых ресурсов по цене, превышающей затраты на их привлечение (покупку).

Деловое посредничество — еще один быстро развивающийся вид предпринимательства. Предприниматель при этом не произ­водит продукции, не торгует товарами или ценными бумагами, не дает денег взаймы, а лишь помогает продавцу и покупателю (и вообще любым заинтересованным сторонам) найти друг друга на рынке. За услуги по организации сделки посредник получает свою долю прибыли. Хотя на первый взгляд его роль достаточно второстепенная, в мире бизнеса трудно обойтись без посредников, резко ускоряющих процесс обращения.

Все виды предпринимательства тесно связаны между собой. За производственной стадией обычно следует коммерческая, обе они требуют привлечения денежных средств, то есть услуг финансо­вых предпринимателей. Нередко производственник, коммерсант и финансист объединяются в одном лице.