logo search
Гигиена животных (справочник)

Краткая техническая характеристика полуприцепов-скотовозов

Марка

Грузоподъемность автопоезда, кг

Размеры кузова, мм

Погрузочная высота, мм

Перевозка животных

Полуприцепа

Автомобиля-тягача

Вид

Число

ОдАЗ-9925

ЗИЛ-130-131, КАЗ-608В

4000

7000х2245х1950

1600

Телята, поросята

50 телят или 100 поросят

ОдАЗ-87ТД

ЗИЛ-131В1, КАЗ-608В

5850

8615х2350х880

6400х2350х890

1330

Мелкий рогатый скот, овцы, свиньи. При переоборудовании в одноярусный – крупный рогатый скот

175 овец или 55 свиней или 16 голов крупного рогатого скота

ОдАЗ-8576

ЗИЛ-130В1

6000

8615х2350х1830

1330

Крупный рогатый скот, свиньи и др.

16 голов крупного рогатого скота или 55 свиней

ММЗ-776

ЗИЛ-130В1

5500

8900х2200х1830

1490

10-18 голов крупного рогатого скота

В случае перевозки животных в приспособленных автомашинах необ­ходимо их соответствующим образом подготовить: они должны быть техни­чески исправны, борта машины должны иметь высоту не менее 100-150 см.

Для перевозки спортивных лошадей используют спецавтомашины и прицепы-коневозки отечественного и зарубежного производства: ЗИЛ-130, "Магирус", "Мерседес" (шестиместные) и "Крамер" (девятиместный).

Использование под перевозку животных автотранспорта, в котором пе­ревозили ядовитые вещества и различные химические препараты, без предва­рительной механической очистки и промывки горячей водой и просушки за­прещается.

Животных перед погрузкой сортируют по массе, полу, возрасту и упи­танности. Перед погрузкой их осматривает ветеринарный врач (фельдшер) хозяйства (базы, организации), которому они принадлежат, или ветврач (фельдшер) местного ветеринарного учреждения. При осмотре определяют состояние здоровья и упитанность, а также возможность их транспортировки. Больных животных к перевозке не допускают, за исключением случаев их доставки на мясокомбинат для вынужденного убоя. О причинах вынужденно­го убоя составляют акт, подписанный ветеринарным врачом. Таких животных доставляют отдельным транспортом.

В один кузов машины погружают однородных по виду, полу и возрасту животных. В случае необходимости совместных перевозок один вид живот­ного отделяют от другого перегородкой.

Животных, особенно свиней, при перевозках размещают с таким расче­том, чтобы животные не давили друг друга и при утомлении могли ложится. В спецтранспорт животных грузят по трапам, входящим в комплект оборудования, а в приспособленные автомобили - по мосткам, трапам, с платформ, площадок. Погрузку нужно проводить без окриков и побоев животных, используя для понуждения хлопушки и кормовые приманки.

Крупных животных (лошадей, коров, быков и др.) размещают в машине головой вперед и прочно привязывают. В целях сохранения пола кузова ма­шины при перевозке крупного рогатого скота и лошадей делают деревянные настилы, а при их отсутствии пол кузова устилают соломой.

Молодняк крупного рогатого скота, свиней, овец, коз и других мелких животных разрешается перевозить без привязи, но в таком количестве, чтобы все животные могли лежать в кузове автомашины.

При температуре наружного воздуха в летний период 25-30 °С и выше, а в зимний ниже - 20...-25°С перевозка откормленных свиней (сальной конди­ции) не допускается. Она может быть разрешена в отдельных случаях на не­большие расстояния только с разрешения ветеринарного врача при опреде­ленных условиях предосторожности (профилактика температурного стресса). При перевозке свиней в морозные дни на пол кузова обильно кладут соло­менную подстилку.

Лошадей перед погрузкой расковывают.

Птицу разрешается перевозить в клетках, оборудованных соответст­вующим образом (по видам птицы). Клетки грузят на автомашину ярусами (но не более 4), располагая их так, чтобы обеспечить в каждой клетке сво­бодную циркуляцию воздуха. При погрузке клеток с птицей в несколько яру­сов, кроме того, необходимо, чтобы дно клеток было плотным, жиженепроницаемым. В клетках должно быть достаточное количество подстилки.

Пчел перевозят в ульях, ящиках-пакетах, соответствующим образом подготовленных для транспортировки по усмотрению и под ответственность грузоотправителя. Пакеты пчел перевозят в прочных фанерных ящиках, в ко­торых для вентиляции установлена специальная металлическая сетка или прорезаны узкие щели. Для перевозки пчел автотранспортом на большие расстояния огромное значение имеет обеспечение вентиляции пчелиных семей для избежания их "запаривания". При перевозке ульев на подставках их стягивают стальной или пластиковой лентой; ульи ставят в два, три или четыре яруса с помощью специальных рам.

Во время погрузки и разгрузки пчелиных семей мотор автомашины же­лательно оставлять работающим. Вибрация влияет на пчел и замедляет их вылет из ульев.

Пушных зверей, лабораторных животных (белые крысы, мыши, мор­ские свинки) и пресмыкающихся перевозят в специальных транспортных клетках. Транспортные клетки для пушных зверей должны иметь сетчатый пол и быть оборудованными поддонами для сброса мочи и кала. В клетках для норок, соболей и нутрий и других пушных зверей должно быть достаточ­ное количество сухой подстилки (соломы, сена или древесной мягкой струж­ки). Ящики для пресмыкающихся должны быть крепкими с плотными стен­ками и небольшими отверстиями для доступа воздуха.

При перевозке овец, свиней, подсвинков, поросят, телят на автотранс­порте с удлиненным кузовом (на скотовозах) в кузовах должны быть обору­дованы 2-3 отсека (перегородки) для предотвращения скучивания животных на подъемах, спусках и при торможении.

При нахождении животных в пути более 12 часов их выгружают через каждые 10-12 ч для 3-4 ч отдыха. При невозможности выгрузки животным должен быть предоставлен отдых на этот срок в машине. При прямых по­ставках животных из специализированных откормочных комплексов на мясо­комбинаты расстояние от хозяйства к месту убоя не должно превышать 100 км.

В кабине машины кроме шофера при перевозке животных обязательно должен находится специально выделенный проводник независимо от количе­ства перевозимого скота. При необходимости проводник размещается в кузо­ве машины около животных, чтобы следить за ними. В этом случае для про­водника оборудуют специальное место (при перевозке крупных животных - в передней части кузова), отгороженное от животных.

В период отдыха проводник обязан накормить и напоить животных, а машину очистить от навоза и добавить свежую подстилку.

На 100 кг живой массы крупному рогатому скоту в сутки скармливают сена 4-5 кг, овцам и козам - 5,5, свиньям концентрированного корма, смочен­ного водой - 2,5, лошадям - овса 2 кг и 8-12 кг сена.

Места отдыха и кормления животных, а также очистки машин от наво­за должны быть заранее согласованы грузоотправителем с исполкомом ме­стного Совета народных депутатов и ветеринарными органами по маршруту перевозок. Категорически запрещается выбрасывать навоз в пути следования.

На постоянно действующих маршрутах перевозок животных должны быть определены и оборудованы места водопоя.

Перевозить животных в автомашине следует с особой осторожностью, без резких рывков и торможений.

Скорость движения автотранспорта, загруженного скотом, допускается на дорогах асфальтированных - до 60 км/ч, булыжных, щебенчатых - до 40, грунтовых - до 25 км/ч. Для уменьшения потерь живой массы животных, пре­дотвращения травмирования и падежа скота продолжительность автомобиль­ных перевозок не должна превышать 24 ч.