logo
урал

4.7. Развитие культуры

Текущие сложности культуры и искусства обусловлены изменением структуры расселения, общей урбанизацией, сокращением числа малых и средних городов, а также поселков городского типа наряду с демографическими трендами и проблемами расселения (растущая дисперсность, мелкоселенность), что привело к катастрофическому несоответствию сетей социального обслуживания динамике расселения. Как следствие, усугубляется моноспециализация и асимметрия социокультурного развития, происходит усиление дифференциации социальных групп по степени их участия в культурной жизни и приобщенности к социокультурным благам в зависимости не только от места проживания, но и от уровня доходов. К тому же наблюдается резкая и не уменьшающаяся поляризация лидирующих (урбанизированных) и депрессивных (сельских) районов по уровню развития культуры.

В Уральском федеральном округе за последние пять лет динамика обеспеченности учреждениями культуры остается положительной, несмотря на сокращение общего числа библиотек, детских школ искусств и учреждений культурно-досугового типа.

По отношению к минимальным социальным нормативам и нормам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 923-р, на 1 января 2009 года Уральский федеральный округ на 91 процент обеспечен театрами, на 87 процентов - культурно-досуговыми учреждениями, на 45 процентов - библиотеками, на 8 процентов - музеями, на 60 процентов - концертными организациями, на 16 процентов - парками культуры и отдыха, на 1 процент - цирками.

В Ямало-Ненецком автономном округе учреждения профессионального искусства отсутствуют, действуют только учреждения культурно-досугового типа.

Более 27 процентов зданий требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Потребность музеев велика в фондовых и экспозиционных площадях, требуется обновление сценического и другого специального оборудования культурно-досуговых учреждений, парка музыкальных инструментов.

Всего на территории Уральского федерального округа действует 465 детских школ искусств (из которых требуют капитального ремонта 217, находятся в аварийном состоянии 8, работают в арендованных зданиях 55), в том числе в сельской местности 109 детских школ искусств (из которых требуют капитального ремонта 42, находятся в аварийном состоянии 2, работают в арендованных зданиях 12). В них обучаются 128166 человек, что составляет 12,1 процента к детскому населению при среднем показателе по стране 11,7 процента. В том числе в сельской местности 14732 человек, что составляет 6,0 процента при среднем показателе по стране 7,4 процента.

За последние пять лет количество детских школ искусств сократилось на 34, количество обучающихся в средних специальных учебных заведениях - на 443 человека, что не может положительно сказаться на общеэстетическом воспитании подрастающего поколения, а также профессиональной подготовке кадров для отрасли культуры и искусства.

Число обучающихся в средних специальных и высших учебных заведениях, реализующих программы среднего профессионального образования в 2009 году составило 4,0 человека на 10 тыс. населения при среднем показателе по России 4,8 человека. В 2005 году количество обучавшихся в образовательных учреждениях данного уровня на 10 тыс. населения составляло 4,3 человека при среднем по России 5,3 человека. При этом наблюдается тенденция увеличения количества обучающихся в вузах за прошедшие 10 лет в среднем на 30 процентов).

По данным статистической отчетности субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа, средняя заработная плата работников учреждений культуры по округу за первое полугодие 2010 года - 12019 рублей, что составляет 50,46 процента» к средней заработной плате по экономике в целом по округу (23819 рублей) в диапазоне от 24279 рублей (Ямало-Ненецкий автономный округ) до 6907 рублей (Курганская область).

На сегодняшний день возник институциональный дисбаланс, для ликвидации которого требуется серьезное переформатирование и перепроектирование сетей, а именно организация социально-культурного обслуживания населения по принципу транспортной доступности, а не пешеходной, например, с помощью «виртуальных концертных залов», а также библиобусов, киномобилей, используемых для доставки социокультурной продукции (книг, периодики, электронных носителей информации) в отдаленные и труднодоступные районы.

Отмечается также недостаточная информатизация социокультурной сферы и неразвитость информационно-коммуникационных систем и сетей.

Стратегической целью развития культуры и искусства выступает создание условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития Уральского федерального округа и субъектов Российской Федерации, входящих в его состав. В интересах ее эффективного достижения в прогнозный период предполагается решить ряд следующих ключевых задач культурной политики:

модернизация ресурсной базы отрасли культуры по всем основополагающим направлениям;

создание равного доступа к культурным ценностям населения различных территорий и разных этнических групп;

формирование единого информационного культурного пространства округа, его интеграции в общероссийское и мировое информационное сообщество;

совершенствование проведения мониторинга состояния памятников истории и культуры, в том числе, паспортизации объектов культурного наследия, совершенствование системы сбора и анализа данных мониторинга объектов культурного наследия на всех территориальных уровнях и обеспечения доступа к ним всех заинтересованных сторон;

приспособление памятников истории и культуры к современным условиям с целью их дальнейшего использования и сохранения;

реализация мер, обеспечивающих достижение нормативного уровня пополнения и обновления библиотечных фондов, а также книгообеспеченности населения;

формирование единой региональной политики в области информатизации библиотечного дела и создания информационных ресурсов, в том числе развитие информационных функций сельских библиотек;

формирование системы комплектования музейных фондов, внедрение в музейную деятельность современных информационных систем: электронных музейных библиотек, интерактивных тематических экспозиций, виртуальных тематических коллекций, компьютерных инсталляций и т.д.;

сохранение детских школ искусств как основы трехступенчатой системы образования в сфере культуры и искусства, расширение перечня образовательных программ подготовки и переподготовки кадров, реализуемых в вузах;

совершенствование подготовки и трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования культуры и искусства, поддержка творчески одаренной молодежи путем предоставления грантов и стипендий;

создание условий, обеспечивающих сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной народной культуры, определяющих самобытность культуры народов, проживающих на территории Уральского федерального округа;

организация многофункциональных передвижных центров социальных услуг;

повышение инвестиционной привлекательности Уральского федерального округа в сфере культуры на российском и международном уровнях;

последовательное формирование отношений социального партнерства государства, общества и учреждений культуры и искусства.

В результате решения перечисленных задач ожидается:

формирование полноценной инфраструктуры отрасли, соответствующей реалиям нового времени;

модернизация культурного обслуживания жителей села при сохранении историко-культурной среды территорий – мест формирования традиционной культуры;

сохранение культурного наследия, уникальных ресурсов культуры округа и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт, вовлечение культурного наследия и творческих ресурсов в социально-экономическую деятельность;

расширение участия внебюджетного сектора культуры в реализации государственной культурной политики, внедрение механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры;

повышение уровня заработной платы работников культуры;

адресная целевая поддержка социально-значимых культурных инициатив, проектов и программ.